Статьи, 22 мая 2013, 08:41

Налог на роскошные автомобили обернулся показухой

Депутаты не стали рубить сук, на котором сидят, поэтому налог на роскошь получился заведомо нерабочим...
Читать в полной версии
Владельцам дорогих автомобилей с 1 января 2014 г. придется платить транспортный налог по двойному или даже тройному тарифу – накануне Государственная дума приняла в первом чтении правительственный проект налога на роскошь. Как пояснил в ходе пленарного заседания заместитель министра финансов России Сергей Шаталов, суть законопроекта достаточно проста: «Предлагается устанавливать повышающие коэффициенты в зависимости от стоимости транспортного средства и срока, который прошел со дня выпуска этого транспортного средства». По мнению экспертов, опрошенных Autonews.ru, тем самым депутаты хотя и исполнили предвыборное обещание Владимира Путина, но сделали это формально и заведомо неэффективно. «Говорить о том, что Госдума приняла справедливый, честный закон, может только иностранец, - уверен автоэксперт Сергей Асланян. - И Жириновский блистательно показал, что уже сейчас этим законом остается только подтереться. Когда его перед камерами спросили о том, на какой машине он ездит (а вся страна знает, что ездит он на Maybach), Жириновский ответил, что ему принадлежит только какой-то там старый «Запорожец». Это совершенно показушный, ненужный налог, проку от которого бюджету не будет никакого». Ставки нового налога будет высчитываться следующим образом: к машинам стоимостью от 5 до 10 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 5 лет, будет применяться двойной коэффициент транспортного налога. Для автомобилей, цена которых от 10 до 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, предлагается применять тройной коэффициент. Такой же коэффициент предлагается установить и для автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей и не старше 20 лет. По мнению координатора «Синих Ведерок» Петра Шкуматова, подобная громоздкая схема не только запутает автомобилистов, но и оставляет массу лазеек: «Я бы сказал, что это шаг назад. Вместо того чтобы уходить от трудно администрируемого транспортного налога, депутаты решили окончательно всех запутать. Дело в том, что существует примерно сто и один способ сравнительно честно этот налог не платить. Например, время от времени менять собственников автомобиля. И, очевидно, что владельцы Bentley и Maserati найдут способ уйти от налогообложения». «Кроме того, есть вопросы по самому законопроекту. Почему, например, установлена планка именно в 5 миллионов? Кто так решил, на каком основании? Кажется, это сделано для того, чтобы увезти из-под удара популярные чиновничьи марки – например, BMW 7, которая стоит где-то 4,5 миллиона рублей. Словом, депутаты исполнили поручение Путина, но сделали чисто формально, в формате итальянской забастовки», - добавил глава «Синих Ведерок». Мнению автодилеров по поводу налога на сверхпотребление разнятся. Так, например, директор по маркетингу и связям с общественностью «Порше Руссланд» Оксана Хартонюк считает, что новые ставки транспортного налога поначалу отпугнут покупателей дорогих машин: «Мы предполагаем, что в первое время после принятия закона действительно произойдет определенный отток клиентов. С учетом того, что пороговая стоимость для нового налога – 5 миллионов рублей, а у нас весь модельный ряд стоит дороже. Но с течением времени мы сможем компенсировать спад – и продажи выровняются». А руководитель отдела корпоративных коммуникаций представительства Mercedes-Benz в России Андрей Родионов, напротив, полагает, что «роскошный налог» не сыграет существенной роли: «Хотя S-класс для нас очень важен, это флагман марки, отметим, что основная часть продаж в России приходится на машины других классов (Е-класс, С-класс), которые не попадают под новый налог. Что же касается продаж S-класса, то это считанные единицы, и, я думаю, ощутимой роли налог тут не сыграет». Напомним, что инициатором налога на роскошь стал президент России Владимир Путин – о необходимости такого шага он заявлял еще в предвыборных статьях и «инаугурационном» указе. Однако законодатели столкнулись с неожиданной трудностью: определить критерии, согласно которым транспортное средство может быть признано «роскошным», оказалось совсем не просто. Было рассмотрено несколько вариантов: привязать налог к количеству лошадиных сил – но тогда под удар попадали старые машины, которые не являются предметом роскоши – например, мощные джипы, популярные на Дальнем Востоке. Затем заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов предложил признать «роскошными» определенные автомобильные марки (Bentley, Lamborghini, Ferrari, Maserati, Porsche, Aston Martin, Roll-Royce, Chevrolet Corvette). Окончательная концепция налога была сформулировано в декабре 2012 года на совещании у председателя правительства Дмитрия Медведева.