Статьи, 15 апр 2013, 09:24

Дорогая и ужасно медленная

Эксперты сразу двух авторитетных организаций назвали столицу России дорогой и ужасной медленной...
Читать в полной версии
В апреле Москва оказалась в центре пристального внимания зарубежных автоаналитиков. Эскперты сразу двух авторитетных организаций - нидерландской компании TomTom и The Economist Intelligence Unit (подразделение британского журнала Economist) - опубликовали по исследованию, в которых сравнивается загруженность дорожной сети и стоимость владения автомобилем в разных городах мира. Суммируя обе работы, можно сказать, что по соотношению двух этих критериев Москве просто нет равных. К сожалению, в отрицательном смысле – согласно им, московский водитель вынужден тратить больше, чем автомобилисты большинства столиц мира, а ездит медленнее их всех. Пробка длиной в неделюМосква еще не стала международным финансовым центром, как того требует премьер-министр Дмитрий Медведев, но по одному из показателей деловой активности она уже обошла все другие мегаполисы, став признанным мировым центром пробок. В рейтинге за 2012 год, составленным компанией TomTom, производящей навигационное оборудование, Москва по плотности трафика занимает первое место среди 161 города (с населением свыше 800 тысяч) на пяти континентах.В отчете указано, что уровень загруженности Москвы составляет 66% (процент, на который увеличивается совокупное время в пути в сравнении с движением по пустым дорогам) - и это не в часы пик; Что касается пиковых значений, то они, очевидно, еще значительнее - 106% утром и 138% вечером. В среднем, в 2012 г. столичный водитель провел в пробках 127 часов – больше целой рабочей недели. При этом самым загруженным днем является среда.Приведенные цифры заставляют задуматься: что же могло так «замедлить» Москву в прошлом году? Выделенные полосы? Прирост автопарка? Аномальный процент маятниковой миграции (утром – из области в центр, вечером – из центра в область), на который не устают ссылаться работающие на Тверской и Охотном ряду чиновники?А может, прирост автопарка, оборудованного навигаторами TomTom. Одним из разумных вариантов ответа кажется аномально снежная зима. Как заявили Autonews.ru в аналитическом центре Яндекс.Пробки, зимние месяцы всегда превышают среднегодовую загруженность на 15-25%. При этом самым тяжелым месяцем в плане пробок является декабрь. А в прошлом году его вдобавок «усугубили» обильные снегопады.
Косвенно это догадка подтверждается тем, что «худший день в году», согласно нидерландскому исследованию, пришелся на 29 ноября – день, когда занесенный снежной метелью МКАД блокировали буксующие фуры.Среди других причин, которые могли скверно повлиять на годовую статистику, эксперты, опрошенные Autonews.ru, выделили прирост автопарка москвичей, увеличение количества машин из регионов и масштабные ремонтные работы, особенно на вылетных магистралях.«Меня не удивляют эти цифры. Они вполне соотносятся с проводимыми нами исследованиями, - заявил заместитель руководителя экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков. – Главная причина увеличения пробок в Москве это прирост автопарка (а также увеличение количества машин из регионов), помноженный на недоразвитую дорожную сеть. Она недостаточно плотная в сравнении с другими мегаполисами мира – всего около 5 км дорог на 5 квадратных километров».«Кроме того, наши дороги имеют отвратительную связанность. Чтобы преодолеть «километр по воздуху», водителю приходится проезжать от 1,5 до 10 километров «по земле». А нормальный показатель – 1,2 километра. Кстати, отмечу, что машин в Москве не так уже и много: всего 400 на 1000 жителей. В других мегаполисах – по 600-700 машин. Поэтому те меры, которые принимаются последние время правительством по модернизации дорожной сети, они давно назрели», - отметил эксперт.Впрочем, некоторые аналитики нашли цифры, заявленные TomTom, чересчур завышенными. По их мнению, погрешность может быть вызвана несовершенной методикой исследования, оперирующего данными, полученными исключительно от GPS-навигаторов TomTom. Ведь в прошлогоднем рейтинге, составленном на основе четырех источников - навигаторов, данных Техасского транспортного института и фирмы INRIX, а также данных опроса, проведенного компанией IBM – Москва заняла только 8 место. И такой резкий скачок за год выглядит неправдоподобным.«Возможно, по каким-то отдельным магистралям они и верны. Но не в целом по городу, - заявил Михаил Каштанов, аналитик компании «Эшелон Геолайф», занимающейся спутниковыми охранными системами (и, как и нидерландцы, публикующей свой ежегодный «пробочный рейтинг»). - По нашим наблюдениям, скорости падают из года в год примерно одинаковыми темпами. На 5% ежегодно снижается скорость на окраинах, на 15% - в центре».«Основные факторы замедления - рост автопарка московской агломерации. Дорожная сеть не справляется с возрастающей автомобилизацией и с увеличивающимся притоком автомобилей из близлежащих регионов. Затем – масштабный ремонт дорог в прошлом году, особенно крупных магистралей», - отметил он.Между Амстердамом и ПарижемНо пробки – это полбеды. Москва вошла в десятку самых дорогих городов для автомобилистов
, расположившись на 8 месте из 14, между Амстердамом и Парижем. Об этом сообщает издание The Economist Intelligence Unit, подсчитавшее стоимость трехлетнего владения средним семейным автомобилем в разных городах мира. Оценка производилась с учетом рыночной стоимости машины в 2010 г., транспортного налога, страхования, стоимости обслуживания, стоимости бензина и даже ставок по кредитам. Учитывался также ежегодный пробег в 16,1 тысячи километров и расход топлива в восемь литров на 100 километров. При этом «средним» автомобилем британцы посчитали авто с объемом двигателя от 1,8 до 2,5 литров.Стоимость такого автомобиля в Москве в 2010 г. составляла около 1100000 рублей, а его трехлетнее обслуживание обошлось примерно в 280000 рублей. Таким образом, суммарно затраты составили 1380000 рублей или $46000. А если учесть, что за этот срок автомобиль в России в среднем теряет около трети первоначальной стоимости, получается, что его владелец дополнительно лишился еще около 300 тыс. руб. (итого – 1680000 рублей или $56000). Москвичам машина обходится дороже, чем жителям Старого света (Лондон -$44 тыс., Париж – $45 тысяч), не говоря уж о США (Нью-Йорк - $42000).
В исследовании отмечено, что за последнее время стоимость владения автомобилем в российской столице снизилась на 18% - это связано с тем, что москвичи стали покупать больше бюджетных автомобилей. Но увеличение налогового бремени, введение повышенных «столичных» штрафов, открытие платных магистралей и безальтернативных платных парковок могут привести к тому, что рейтинг московской дороговизны «подскочит» на 4-5 строчек уже через год.Впрочем, даже с учетом всех этих нововведений, Москве едва ли удастся в ближайшее время обогнать лидера рейтинга – Шанхай, где стоимость трехлетнего владения автомобилем составляет 143 тысячи долларов (4290000 рублей). Отметим, что значительную сумму (около $11 тысяч) шанхайские водители платят за получение государственных номерных знаков – они продаются только с аукциона и их годовой выпуск ограничен партией в 100 тысяч штук. Среди других экзотических мер, предпринятых властями города, чтобы сократить число автомобилистов - налог на пробки (около 1 доллара за въезд в «зону ограниченного движения»). Следом за Шанхаем идут бразильский Сан-Паулу($124 тысячи) и индийский Дели($120 тысяч). Вместо заключенияЛишь восьмое место Москвы в рейтинге самых дорогих для автомобилистов городов – это, очевидно, ненадолго, учитывая последние тенденции: начать хотя бы с бензина, о котором чиновники еще несколько месяцев назад говорили, что «он не должен преодолеть психологической отметки в 30 рублей за литр», а сейчас только смиренно наблюдают за растущими еженедельно ценниками на АЗС. И надеяться на заморозку, аналогичную прошлогодней, водителям не стоит – ближайшие президентские выборы пройдут только в 2018-м.А вот с пробками мэрия обещает расправиться еще до дня голосования: первого апреля (и это не шутка) Сергей Собянин пообещал, что москвичи ощутят улучшения от мер администрации на себе уже через три года. «Нет таких городов, в которых общая площадь дорог в разы меньше, чем в аналогичных мегаполисах. Плюс к тому ежегодно сотни тысяч новых машин приобретается жителями Москвы и Подмосковья, что еще усугубляет ситуацию», - объяснил мэр. Остается ждать. И не усугублять.