Статьи, 20 мар 2013, 13:17

«ОСАГО противоречит Конституции»

Участники круглого стола в Совете Федерации раскритиковали страховые компании и саму концепцию ОСАГО...
Читать в полной версии
Взывать к добрым чувствам страховых компаний, призывая их вести бизнес во благо клиентов – бессмысленное занятие. Все равно, что убеждать льва не есть мясо. К такому выводу пришли участники круглого стола «Социальная ответственность финансовых институтов», состоявшегося накануне в Совете Федерации по инициативе «Союза защиты прав потребителей финансовых услуг». По мнению экспертов, положение страховщиков на рынке ОСАГО необходимо сделать некомфортным, законодательно закрепив невозможность роста тарифов и заставив компании нести административную ответственность за нарушение закона «О защите прав потребителей». Тогда страховщики будут думать о том, как сделать дорожное движение в России безопаснее – вместо того, чтобы судиться с автомобилистами за компенсации по ДТП. 46% населения России, то есть, около 60 миллионов граждан, пользуются услугами страхования, прежде всего – ОСАГО и КАСКО. Такие цифры озвучил президент Национального союза региональных страховщиков Сергей Огорельцев. По его словам, в России насчитывается 445 страховых компаний и 10 различных союзов, созданных по территориальному или профессиональному признаку (например, РСА – Российский союз автостраховщиков). Подобная разобщенность приводит к тому, что «развитие происходит хаотично» - компании конкурируют не за счет повышения качества обслуживания, а демпингом страховых вознаграждений, что, в конечном счете, негативно сказывается на клиентах.«У страховых компаний остро стоит проблема пренебрежения правами и законными интересами страхователей, что приводит к снижению уровня доверия к компаниям, особенно при страховании ОСАГО и КАСКО. Национальный союз страховщиков отправил письма в Министрество финансов, ФАС с предложением по конфигурации и структуре страховой области», - заявил Огорельцев.Суть предложения в том, чтобы создать единую регулирующую структуру – Федеральный союз страховщиков: «Необходимо сделать так, чтобы мегарегулятор (то есть, государство) общался только с одним объединением страховщиков России. Это позволит консолидировать страховой рынок, создать благоприятные условия для повышения качества обслуживания посредством усиления контроля, надзора и укрепления государственного регулирования».«Предложенная структура будет понятна мегарегулятору, потому что аналогичные крупные объединения уже существуют в банковском деле», - подчеркнул президент Национального союза региональных страховщиков.Однако не все эксперты «круглого стола» разделили мнение Огорельцева. Как отметил председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, повышение качества обслуживания клиентов представляется тут сомнительной перспективой – не будет же организация искренне стремиться наказывать сама себя за просчеты. А вот что точно возрастет, так это возможность страховщиков лоббировать свои интересы.«Мы регулярно проводим опросы среди автомобилистов на тему - кому они больше всего не доверяют. Так вот, в этих опросах страховщики уже опередили представителей ГИБДД. И не потому, что вырос уровень доверия к представителям нашей дорожной полиции, - отметил эксперт. - Каждая пятая жалоба, которая к нам поступает – жалоба на страховые компании. Нарушение прав страхователей идет по всем линиям и направлениям, прежде всего – занижение размеров выплат».По мнению Похмелкина, проблема заключается в том, что сейчас страховым компаниям выгоднее судиться с клиентами, нежели изыскивать какие-либо другие пути минимизации убытков: «Социальная ответственность страхового бизнеса в других странах заключается в том, что там не перекладывают свои убытки на автовладельцев. Отмечу, что ОСАГО во многих странах – именно убыточный вид бизнеса. И занимаются им не в охотку, а потому что без этого другие виды страхования компании будут запрещены».«Так вот, чтобы снизить убытки, страховщики вкладывают средства в безопасность дорожного движения. Наши же страховые компании находятся в слишком комфортных условиях. Каждое третье ДТП по статистике имеет своей причиной вину дорожной служб. Казалось бы - вот прекрасный случай заявить иск и возместить убытки. Но страховщики предпочитают не идти на конфликт с дорожниками, а просто уклоняться от выплат гражданам».Такому поведению способствует то, что страховщики - единственные среди всех субъектов экономической деятельности, кто не несет административной ответственности за нарушение прав потребителей. «В середине нулевых годов я внес в Госдуму законопроект, чтобы страховщики также несли ответственность. Его долго мариновали и, в конце концов, отклонили. Думаю, настало время к нему вернуться», - заявил Похмелкин. «И последнее – страховые компании любят жаловаться на судьбу, рассказывая о том, как их обижают в судах. Под этим соусом они требуют, чтобы Закон о защите прав потребителей на них не распространялся, требуют повышения страховых тарифов. Угрожая в противном случае уйти с рынка. На мой взгляд, не нужно идти у них на поводу, боясь, что кто-то там покинет рынок. У нас есть еще такой резерв, как привлечение иностранных компаний – это же не «оборонка», в конце концов. Мне не так важно, кто будет заключать со мной договор ОСАГО – Кузнецов или Смит», - подчеркнул эксперт.Виктора Похмелкина поддержал председатель движения «Гражданские инициативы московских депутатов» Леонид Ольшанский. Он отметил, что у людей нет сил судиться со страховыми компаниями, которые платят или половину от положенной суммы или вообще ничего не платят. Кроме того, по его словам, сам принцип ОСАГО противоречит Российской Конституции – поэтому обязательное автострахование необходимо отменить.«Я в свое время очень много сделал и в печати и в Госдуме, чтобы ОСАГО не прошло. Напомню, что этот законопроект пробивался в течение десятилетия. Сначала он собрал всего 10 голосов. В конце концов, наскреб 226 голосов. Моя точка зрения: страхование должно быть только добровольным. Вы нас, господа, давайте убедите. А не то что - «летайте Аэрофлотом», как при социализме».«Следующее: концепция ОСАГО противоречит основе Конституции – презумпции невиновности. Как мы знаем, доктрина такова, что все мы рождаемся и живем добропорядочно, пока не доказано обратное. А ОСАГО почему-то исходит из того, что автомобилист обязательно в кого-то врежется. Так может, как шутят журналисты, нам всем на годик-другой вообще в тюрьму сесть? Вдруг в будущем что-то натворим?» - сыронизировал Ольшанский.Муниципальный депутат прошелся также по предложениям зампреда комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслава Лысакова вернуть в законодательство балльную систему штрафов и прогрессивную шкалу наказания.«Намечается новое страшное: смычка страховых компаний с теми инновациями, которые мы успешно похоронили еще в 1997 году. Они называются «балльная система учета» и «накопительный принцип», про которые мы доказали, что это нарушает главный принцип Конституции – за одно нарушение дважды не наказывают. А здесь предлагается наказывать трижды: сначала штраф, потом начисление баллов и, наконец, лишение прав по совокупности нарушений».«Что предлагают страховые компании, разведка донесла – повышающий коэффициент не только за ДТП, но и за опасные деяния, совершенные водителем, хотя самого ДТП не было. Это недопустимо, будем бороться», - заключил Ольшанский.