Статьи, 29 янв 2013, 14:24

Скидку на штрафы дадут за послушность

В Госдуме согласились с предложением ввести дисконтную систему штрафов, а превышение на 10-20 километров в час вообще посчитать погрешностью. Что до промилле, то пункт о минимальной норме из законопроекта все же убирают, по крайней мере до второго чтения, хотя сухой закон «ненаучен и некорректен»...
Читать в полной версии
В Госдуме согласились с предложением ввести дисконтную систему штрафов, а превышение на 10-20 километров в час вообще посчитать погрешностью. Что до промилле, то пункт о минимальной норме из законопроекта все же убирают, по крайней мере до второго чтения, хотя сухой закон «ненаучен и некорректен».Об этом на пресс-конференции в Москве рассказал автор одного из законопроектов, грозящих кардинально изменить жизнь автомобилистов, первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков. Промилле«Страшную тайну открываю: наш законопроект не вводит 0,2 промилле. Там 0 промилле, - заявил депутат на конференции в пресс-центре «Парламентской газеты». – поскольку премьер Дмитрий Медведев – лидер партии, его точка зрения возобладала. У нас есть фракционная дисциплина. Чтобы законопроект прошел, нам пришлось 0,2 промилле убрать».По словам Лысакова, это вовсе не капитуляция – к промилле можно будет вернуться во втором чтении. Однако, для этого необходимо, чтобы правительство дало хоть какой-то отзыв на депутатскую инициативу: законопроект лежит без движения уже четвертый месяц.«Видимо, правительство его еще даже не открывало его и не смотрело. Наверное, боится, что у Лысакова там 0,2 промилле. Это беспрецедентный случай и скандал - фамилия депутата вызывает у правительства такую аллергию, что отказываются дать даже отрицательный отзыв. Иначе не могу объяснить торпедирование законопроекта», - заявил зампред комитета по конституционному законодательству и госстроительству.Депутат подчеркнул, что вопрос о промилле является краеугольным камнем – в обществе начинает складываться взрывоопасная ситуация. Тендеры на поставку алкотестеров выигрывают компании, которые предлагают наиболее точные приборы – и под ударом оказываются абсолютно все автомобилисты: «Нас будут наказывать сначала за тысячные доли, а потом за один атом, который поймает прибор. Суд вообще ни на что не смотрит – все, что не ноль, считается основанием для лишения водительского удостоверения».«Даже в Белоруссии действует норма в 0,3 промилле – при всей авторитарности, не побоюсь этого слова, существующего политического режима, - отметил Лысаков. – даже Батька с его упертостью понимает, что существуют неизбежные погрешности».По мнению автора законопроекта, проблема пьянства за рулем вообще чрезмерно раздута. Реальный масштаб проблемы не соответствуют поднятой шумихе: «Количество «пьяных» ДТП – всего 7% от общего числа аварий. Для сравнения – в 20% ДТП виновато скверное дорожное полотно. И почему-то никто не требует жестких и решительных мер по отношению к дорожникам».«Складывается впечатление, что российские водители – сволочь, пьянь и так далее. Нет - есть весьма маленький процент людей, которые плюют на законы – их нужно наказывать адресно», - отметил депутат.Лысаков подчеркнул, что возвращение промилле – его принципиальная позиция, без этого он не будет голосовать за законопроект и не захочет, чтобы под ним стояла его фамилия: «Если мы будем наказывать всех подряд, это закончится социальным взрывом. Это закончится агрессивными и противоправными действиями против сотрудников ГАИ. Мы помним случай с так называемыми «приморскими партизанами» - костер этот может полыхнуть по всей стране».Решению вопроса с промилле помог бы сбор подписей – уверен депутат, однако автомобилисты оказались слишком инертными: «Вот когда «долой Путина» - любителей подписаться полно. А когда вопрос касается непосредственно их, люди пассивны. На моем сайте собрано около 40 000 подписей – и люди остыли».«Не надо выводить толпу на улицу, но и успокаиваться не надо. Это не политика, это социально-резонансная тема. Это последняя может быть моя надежда в этом плане. Хотя я не складываю руки и провожу ряд мероприятий закрытого характера. Буду отстреливаться до последнего патрона. Мы могли бы собрать миллионы подписей – и с этим нельзя будет не считаться», - заявил Лысаков.ДисконтЕще одна инициатива депутата – дисконтная система оплаты штрафов: «Сейчас комитетом одобрен еще один мой законопроект – о дисконте. Если человек согласен с тем, что он нарушил, если он в течение 10 дней заплатил, не затягивал, не обжаловал, не загружал работой суды – он может заплатить 50% от суммы штрафа».«Такая система работает во многих странах. Поскольку собираемость штрафов очень плохая, это будет стимулировать людей платить – и не в карман инспектору – а в городской бюджет. Многие такой возможностью воспользуются», - предположил Лысаков.В целом, вместо небольшого процента нетрезвых водителей, Лысаков предлагает сосредоточиться на тех, кто представляет наибольшую опасность на дорогах – хронических нарушителях ПДД. Напомним, что законопроект предполагает введение балльной системы
подсчета нарушений (иначе говоря, лишиться прав можно будет по совокупности правонарушений) и прогрессивной шкалы наказаний (повторное нарушение будет стоить дороже первого).«Самые тяжелые аварии – у тех водителей, у которых за плечами по 20-40 нарушений в год. Нормальный человек столько штрафов не имеет, согласитесь. Поэтому, вводя балльную систему, мы говорим: совершил 4 крупных или 40 мелких нарушений – отдыхай год. Зато кто-то останется живой, под колесами не погибнет», - заявил депутат.Он отметил, что речь о нарушениях, которые действительно влияют на безопасность движения - проезде на красный свет или выезде на встречную полосу. А неправильная парковка и прочие мелкие проступки не принесут штрафных баллов – нет смысла жестко наказывать водителей за то, что не представляет угрозы. «У нас предусмотрено жесткое наказание за повторное нарушение, - отметил Лысаков. – например, сейчас проезд на красный свет обойдется в 1000 рублей штрафа. Вы можете проехать один раз, а можете двадцать один – если повезет, конечно. И штраф не изменится. А мы предлагаем за повторное нарушение – 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев».«Кроме того, мы устрожаем ответственность за грубое нарушение скоростного режима. Причем, не от 60 км\ч и выше, как сейчас, а от 60 до 80 км\ч – и выше. Так вот, дважды за год попался свыше 80-ти – на год лишишься прав. А превышение на 10-20 км\ч мы вообще убираем – это в пределах погрешности», - добавил Лысаков.Законопроект также увеличивает штраф за не пристегнутый ремень безопасности, перевозку детей без специального кресла и разговор по телефону за рулем – причем, не только разговор, но и любые манипуляции с ним: просмотр фотографий или написание SMS. Достанется и водителям грузовиков, любящим занимать левый ряд многополосной дороги – штраф за это нарушение составит 5000 рублей вместо нынешних 100 рублей.Гонка законовНапомним, что основным конкурентом законопроекту Вячеслава Лысакова является проект главы думского комитета безопасности Ирины Яровой. Он был внесен в нижнюю палату парламента в конце декабря 2012 года – и в необыкновенно короткий срок получил положительный отзыв кабинета министров. Однако Верховный суд законопроект раскритиковал – по мнению судей, он лишен системного подхода к проблеме и не обеспечивает принцип неотвратимости наказания.Законопроекты имеют ряд общих черт, например – оба вводят уголовное наказание за пьяное» ДТП с жертвами, трактуя его как умышленное убийство, что увеличивает срок тюремного заключения до 15-ти лет.По словам Лысакова, разницу между ними можно описать так: проект Яровой гласит, что «Ноль и только ноль – пить за рулем нельзя», а проект зампред комитета по конституционному законодательству – «Пить за рулем нельзя, но абсолютного ноля не бывает».«Я за сухой закон. Но за справедливый. А сейчас он ненаучный и некорректный. Будем называть вещи своими именами: сейчас он грозит падением репутации власти, «Единой России» и прочими далеко идущими последствиями», - заявил депутат.Кроме того, по мнению Лысакова, законопроект главы думского комитета безопасности откровенно сырой и пестрит многочисленными «дырами»: «В законе Яровой ничего нет. И очень много дыр. Нарушителю будет выгодно отказываться от медицинского освидетельствования. Выгодно будет покидать место ДТП, а потом возвращаться на трезвую голову: «ах, я был в стрессе после аварии». Вот у нас оставление места ДТП автоматически предполагает наказание по верхней планке – и сразу всем станет неинтересно нервничать».Скорее всего, законопроект Ирины Яровой первым поступит на голосование. В том случае, если он будет принят - как отметил Лысаков - в него, как в пустую чашу, можно будет перелить проект комитета по конституционному законодательству и госстроительству. «Что делать? Придется подарить ей наши наработки. Дело ведь тут не в престиже», - отметил депутат.Мифы, тусовки и размен на 100 долларов
Пресс-конференция, впрочем, дала ответы далеко не на все вопросы. В том числе, насколько поспешно принимаются законы, чего ждать от общественных движений, занимающихся проблемами автомобилистам и как отучить гаишников брать взятки. Корреспондент Autonews.ru поймал Вячеслава Лысакова уже по дороге в аэропорт и нашел, что спросить:- Вячеслав Иванович, складывается впечатление, что законопроекты Госдума принимает «постфактум». Скажем, гонения на пьяных водителей начались после аварии на Минской улице. Проводится ли какая-то планомерная работа в области автомобильного законодательства?- Это расхожее мнение, оно ошибочно. Наш комитет начал работу над законопроектом в начале прошлого года. Мы учитываем требования и веяния времени. Конечно, авария стала катализатором, который подтолкнул и нашу, и другие группы- Дмитрий Медведев не раз говорил о том, что законопроекты должны выноситься на общественное обсуждение. Как это, например, было с законом о полиции. Почему «сухие законы» не обсуждаются?- Хороший вопрос, но я бы его переадресовал. Вот законопроект Яровой действительно был подготовлен в кратчайшие сроки – и безо всякого обсуждения. Мы же приглашали к работе юристов, общественников, экспертов МВД, депутатский корпус. Если это и нельзя назвать широким общественным обсуждением, то уж точно нельзя сказать, что законопроект готовился из-под полы.- Вы упомянули общественников, а как вы относитесь к общественным автомобильным движениям – «Федерации автовладельцев России», «Синим Ведеркам»?- Ну, «Синие Ведерки» это никакая не организация, а тусовка больше. Напомню, что первое «ведерко» появилось на нашей акции в 2006 году. Так что, все новое это хорошо забытое старое, они выросли из наших рядов. Автор самой идеи – Алексей Дозоров, но сейчас его что-то не видно, а вперед выдвинулся некий Петр Шкуматов.Сейчас идея «ведерок» исчерпала себя, акцент на нарушения чиновников выглядит чрезмерным. Нужно бороться за то, чтобы правила соблюдали все, а не отдельная социальная группа. Один из моих бывших коллег рассказывал, как он ехал с «мигалкой» (которая была ему положена) совершенно спокойно – и был фактически атакован «Синими Ведерками» (или их последователями), которые его подрезали, обгоняли и резко перед ним тормозили. В общем, всячески его провоцировали на нарушение - и постоянно вели съемку.Что касается ФАР, то для меня это Федерация анестезиологов или альпинистов России. Федерация автовладельцев России – это миф, ее не существует. У них на сайте выложены уставные документы, где написано, что они зарегистрированы в Новосибирске. И приставка «России» - не более чем попытка набить цену. Насколько мне известно, ФА (такое название для них более корректно) принимала участие в ряде протестных акций – на Болотной в том числе. Такая всеядность говорит о том, что основная деятельность организации – пиар. Когда речь заходит о решении проблем, которые требует напряженной, но неброской работы, их отчего-то не видно.- На пресс-конференции вы нелестно отзывались о работе отдельных инспекторов ГИБДД. А как вы оцениваете реформу ведомства в целом? Какие изменения необходимы автоинспекции для эффективной работы?- Никакой реформы не было. Шло сокращение личного состава, не более того. Конечно, требовать соблюдения законов только от автомобилистов – неправильно. Если мы говорим о повышении ответственности, то это должно относиться и к сотрудниками ГИБДД, и к медикам, которые зачастую делают из пьяных трезвых – и наоборот. Однако работе инспекторов не позавидуешь. И в снег и в дождь они находятся на трассах. При этом зарплата у них небольшая, на пенсию они выходят рано. Поэтому я говорю: сейчас сотрудники дорожной полиции, фактически, занимаются самопрокормом. Что он отложит на черный день – тем и будет жить. ГИБДД должно стать самостоятельной структурой, а не подразделением МВД. И сотрудникам должны полагаться определенные привилегии. Тогда у них не будет желания разменять себя на 100 долларов. - Ваш законопроект перекрывает множество лазеек для рядовых автомобилистов. Однако скажется ли он на власть имущих? У всех на слуху дело прокурора Замира Абдулкеримова, который заявил, что продал машину за пять минут до того как насмерть сбил девушку.- Я понимаю о чем вы говорите. К сожалению, в России ситуация такова, что представителям власти нередко удается избежать ответственности. Это не секрет. Такие вещи необходимо регулировать отдельным законодательством. В частности, я сторонник того, чтобы для представителей власти, так называемых «спецсубъектов», действовала кратная большая ответственность – и гражданская и уголовная. Особенно для представителей силового блока.