Статьи, 15 ноя 2012, 08:50

«На дорогу человека выпускает ГИБДД, а не автошкола»

Генпрокуратура раскритиковала работу российских автошкол. По мнению ведомства, игнорируя требования законодательства в сфере образования, эти заведения выпускают недоучек, что приводит к росту числа аварий. Однако эксперты полагают, что вина в равной степени лежит и на государстве – ведь итоговый экзамен принимает ГИБДД...
Читать в полной версии
Генеральная прокуратура опубликовала статистику, согласно которой количество аварий с участием начинающих водителей увеличилось на 11,7% за год. Столько значительный рост ведомство объясняет некачественным обучением в автошколах: «Прокурорами выявлены многочисленные случаи неисполнения образовательными учреждениями требований законодательства к образовательному процессу».«Так, в автошколах отсутствуют образовательные и рабочие программы по обучению кандидатов в водители, графики учебного вождения, школы не обеспечены учебно-методической литературой», - отмечено на сайте Генпрокуратуры. Впрочем, опрошенные Autonews.ru эксперты полагают, что проблема обучения начинающих водителей лежит в несколько иной плоскости и совсем не связана с нехваткой учебников или графиков.«Необходимо корректировать всю систему, - заявил редактор всероссийского журнала «Вестник автошкол», соавтор и составитель экзаменационных билетов Геннадий Громоковский. - Скажем, за рубежом давно уже перестроились на другой режим. У нас слишком много времени уделяется площадке, недопустимо мало – городу. Нужно обучать человека алгоритму работы глаз, умению создавать безопасное пространство вокруг автомобиля. А этому никто не учит. Проблема в том, что просто нет преподавателей-мастеров. Поэтому я проповедую следующее: нужно сначала готовить грамотных инструкторов. Через это и качество обучения новичков станет расти».Председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев не согласен с прокурорской статистикой: «У меня, наоборот, есть информация, что число ДТП с начинающими водителями снижается. Возможно, речь идет об авариях с тяжкими последствиями? При этом я хочу отметить, что само понятие «начинающий водитель» достаточно условно».«В Европе гражданин является «начинающим» до двух лет, у нас до трех. Вот человек третий год за рулем, отъездил десятки тысяч километров. И, если он вдруг проехал на красный, выехал на полосу встречного движения или выпил перед поездкой - виновата ли в этом автошкола, которую он закончил пару лет назад?», - задается вопросом эксперт.«Нужно также отметить, что на дорогу человека допускает Госавтоинспекция, а вовсе не автошкола. Именно инспекторы должны в ходе достаточно жесткого экзамена проверить – подготовлен человек или нет. Причем тут вообще программы или отсутствие литературы? За рубежом зачастую вообще никаких программ нет, человек готовится индивидуально», - подчеркнул Лобарев.«Любую литературу сегодня можно найти в интернете. Что касается графика, то - пропустил ученик занятие в субботу, придет во вторник. Это же сродни кружку кройки и шитья, сродни дополнительному образованию. Еще раз повторю – существующий регламент позволяет ГИБДД оценить степень готовности новичка, если это не «договорной матч», конечно. И отказать ему в правах, если он не готов», - заявил он.«При этом, я вовсе не обеляю автошколы. Лицензирование упростилось, понятно. Но давайте посмотрим еще вот на что: проводить практические занятие приходится на пустырях со скоростью 40 км\ч. А, получив права, человек выезжает на скоростные магистрали. Адаптирован он к этому? Нет. У автошкол сейчас нет возможности участвовать в подготовке нормативно-правовых документов. А ведь участие профессионального сообщества в обсуждении было бы не бесполезным», - заключил председатель правления НП «Гильдия автошкол».По информации Генпрокуратуры, за девять месяцев 2012 года в Российской Федерации зарегистрировано 20777 дорожно-транспортных происшествий с участием водителей со стажем управления транспортным средством до 3 лет, в которых погибло 2472 человека, пострадало 29540 человек. Рост числа ДТП этой категории, а также количества погибших и пострадавших в них граждан в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил 11,7%, 5,8% и 11,7%.