Статьи, 31 июл 2012, 10:01

Эксперты: права для скутеров – гримасы бюрократии

Любимое средство передвижения подростков и хипстеров - 50-ти кубовые скутеры - вновь оказалось под пристальным вниманием ГИБДД, заявившей о необходимости ввести под них отдельную категорию в водительском удостоверении. Специалисты уверены, что из этой затеи опять ничего не выйдет...
Читать в полной версии
Любимое средство передвижения подростков и хипстеров - 50-ти кубовые скутеры - вновь оказалось под пристальным вниманием Госавтоинспекции, заявившей о необходимости ввести под них отдельную категорию в водительском удостоверении. Эксперты же уверены, что из этой затеи опять ничего не выйдет.В кишащем муравейнике современного города, где мощные машины бесполезно сжигают бензин, простаивая в бесконечных пробках, воплощением скорости все чаще являются не благородные линии спорткара, а пухлые бока крошечного мотороллера. Популярность этого вида транспорта растет – согласно статистике, в России каждый год продается около 30 тысяч скутеров, а общее их количество приближается к полутора миллионам. Растет и число аварий: если в 2008 году, по данным МВД, происшествий с их участием было 3,6% от общего числа, то в 2011-ом - уже 5,3%. А за шесть месяцев 2012 года, водители мотороллеров совершили уже около трех тысяч ДТП, причем 170 из них со смертельным исходом. Российское законодательство как-то проглядело малообъемные скутеры: для управления ими не нужно ждать 18 лет, не нужно получать права или хотя бы учить ПДД – сел, да поехал, как на велосипеде. Возможно, в советские времена характеристики 50-ти кубовых движков не сильно-то и разнились с велосипедными педалями, но современный скутер с вариаторной коробкой имеет «максималку» в районе 60-70 км\ч., а динамике разгона позавидуют многие автомобили. При этом стоимость поддержанного аппарата из Японии колеблется в пределах 25-40 тысяч рублей – весьма привлекательно для подростков и тех, кто хочет ощутить себя «не под контролем» на дорогах общего пользования – по статистике МВД, каждый тринадцатый скутерист, попавший в аварию, был пьян.«Это действительно большая проблема, тем более что в большинстве случаев этими транспортными средствами управляют несовершеннолетние, которые не обладают водительским мастерством», - цитирует сайт Госавтоинспекции заместителя начальника Управления правового регулирования и пропаганды безопасности дорожного движения ГУОБДД МВД полковника полиции Владимира Шевченко.Полковник подчеркнул, что именно отсутствие водительского удостоверения для управления мопедом и является корнем всех зол: «Это обстоятельство порождает безнаказанность, ведь штрафы за нарушения ПДД такими водителями сегодня ничтожно малы, а вот опасность нарушители на мопедах представляют реально большую».Однако эксперты, опрошенные Autonews, придерживаются противоположного мнения. Так, например, вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский заявил, что эта инициатива – не более чем «очередная пиар-акция ГАИ»: «Какие права, какой ПТС, о чем они вообще говорят? На одном скутере может ездить весь двор, вся семья, особенно на даче - какую опасность они там представляют? А когда я подъезжаю к таким местам, где собираются подростки на скутерах, так они прямо мне говорят: «Будем убегать, не будем подчиняться!» Так что ничего у них не выйдет».С ним солидарен и депутат Государственной Думы Вячеслав Лысаков – по его мнению, большинство мотороллеров оседает в деревнях или используется для перемещения по дворовым территориям, и никогда не выезжает на трассу
, а, значит, не представляет угрозы. Обязывать их владельцев получать права или ставить свою двухколесную технику на учет, означало бы просто подвергать их ненужной бюрократической процедуре. При этом депутат считает, что России стоит присмотреться к мировому опыту: «В Испании, например, управлять скутером учат со школы, а в Словении власти остроумно решили проблему – там скутер до 50 кубов имеет жесткое ограничение по скорости – 25 км\ч - и соответствующую желтую табличку сзади. На него никаких документов не нужно – хотя, технически, они могут ехать шестьдесят, даже 80 км\ч. Получается логично: хочешь перемещаться с комфортом, не спеша, пожалуйста! Хочешь быстрее – будь любезен подчиняться всем тем же ограничениям, что и автомобилист».А председатель Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров убежден, что ГИБДД и сейчас обладает всеми необходимыми полномочиями для борьбы с двухколесными нарушителями: «Я сам три года назад пересел на скутер – и летом езжу только на нем, для экономии времени. Поэтому у меня двойственное отношение. С одной стороны, я вижу множество несовершеннолетних скутеристов, которые пренебрегают защитой, шлемами, не знают и не соблюдают ПДД. С другой – ограничения убьют скутер как сверх мобильное транспортное средство. Думаю, было бы достаточно, если бы ГИБДД просто выполняло свои прямые обязанности – останавливало и штрафовало нарушающих скутеристов. Пусть хоть на 200 рублей – для подростка и это деньги. Но ведь инспекторам это не интересно – им подавай лишение прав, «дорогие» нарушения. Это также как и с велосипедистами – они ездят поперек потока, ночью без фары, и гаишников это ничуть не волнует».Отметим, что обуздать этот юркий вид транспорта ГИБДД пытается с 2009 года, но не зря, видимо, название «скутер» происходит от английского «to scoot» - «удирать». Идея заставить скутеристов получать права или регистрировать свою технику не нашла поддержки в правительстве, и отдельная категория «М» в водительском удостоверении нового образца так и не появилась.