Статьи, 22 фев 2012, 09:34

Водителей научат оформлять ДТП без гаишников

Немалая часть заторов на столичных дорогах образуется из-за мелких аварий, участники которых часами дожидаются сотрудников ГИБДД. Так посчитали в Российском союзе автостраховщиков и предложили ввести в автошколах обязательную дисциплину по оформлению т.н. европротокола...
Читать в полной версии
Всем столичным водителям до боли знакома такая ситуация: одну или сразу несколько полос на дороге перегородили два «поцеловавшихся» автомобиля. Сотрудники ДПС добираются до места аварии уже третий час, чудесным образом позабыв о наличии спецсигналов, а пробка, тем временем, разрастается до угрожающих размеров. А ведь все дело в паре-тройке царапин, которые устраняются локальной покраской или даже полировкой. В случае если повреждения настолько малозначительны, можно было бы обойтись т.н. европротоколом. Подобная схема давно известна во всем цивилизованном мире, однако в России действует лишь три года, и по статистике, таким образом оформляются лишь 4% от общего числа мелких ДТП. Напомним суть европротокола: вся ответственность за грамотное оформление бумаг ложится на плечи водителей, которые сами, в отсутствие судей и гаишников, определяют виновного в аварии, рисуют схему ДТП и мирно разъезжаются по домам. Правда лишь в том случае, если пострадало только железо, а не люди, и если сумма ущерба, определенная «на глазок», составила не более 25 тысяч рублей (премьер-министр России Владимир Путин предложил увеличить выплаты втрое). Однако европротокол популярным в России так и не стал. Большинство автовладельцев опасаются, что искомой суммы не хватит даже на замену фары или покраску бампера. И в некоторых случаях они правы: ценники дилеров на запчасти к новым, даже бюджетным иномаркам сложно назвать гуманными. Однако, как показывает все та же статистика, выплаты в абсолютном большинстве страховых случаев равны вышеуказанной сумме, или даже меньше нее. Если хотя бы половина автовладельцев, чьи машины отделались царапинами при ДТП, оформляла бумаги по упрощенной схеме
, число заторов сократилось бы, как минимум, на треть, считают эксперты. С ними согласны как гаишники, так и страховщики. Руководствуясь идеей о том, что водителей надо учить не бояться европротокола еще на этапе обучения в автошколах, Российский союз автостраховщиков (РСА) направил в Минобрнауки документ под названием «Методические рекомендации по оформлению документов о ДТП без участия сотрудников полиции». В нем подробно разъясняется, как следует себя вести в случае мелкой аварии: как и что фотографировать, как заполнять бумаги, как вести диалог с другим участником ДТП. В автошколах инициативу страховщиков встретили с одобрением. «Мы, безусловно, поддержим эти предложения. Нужно выделить на эти вопросы больше времени в программе обучения. Сейчас на правила оформления ДТП обучающиеся тратят всего полтора часа», - в частности, заявила «Коммерсанту» президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. И правда, полутора часов явно мало для того, чтобы будущих водителей, и без того выезжающих на дороги абсолютно неподготовленными, научить правильно вести себя в случае, если, не дай бог, случилась авария. Лучшее тому доказательство: карта вечерних пробок Москвы. Половина, если не две трети из них вызваны мелкими ДТП, участники которых готовы сутками ждать гаишников.Александр Кузьмин