Российский авторынок ждет сложный год
Прошлый год стал для российского авторынка самым успешным из посткризисных годов. Но эксперты предсказывают в этом году серьезное снижение темпов роста, а по некоторым прогнозам – даже снижение продаж...
Читать в полной версии
Стенли Рут, руководитель практики PwC по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли
Значительное повышение средней стоимости нового автомобиля, купленного россиянами, может негативно сказаться на объемах продаж ОАО «АвтоВАЗ». Тольяттинский автогигант делает огромную ставку на ультрабюджетную машину Lada Granta в надежде закрыть этот сегмент автомобилей. Однако, как видно из приведенных выше данных, россияне все меньше нуждаются в бюджетных машинах и все чаще предпочитают иномарки, собранные в нашей стране.Кроме того, именно бюджетные автомобили больше всего подвержены негативным факторам, к которым в 2012 году можно отнести окончание программы утилизации, окончание программы льготного кредитования, нестабильность в еврозоне и волатильность валютных курсов.Если говорить о российском автомобильном рынке в целом, то основными движущими факторами на долгосрочную перспективу будут:– низкий уровень автомобилизации с высоким потенциалом роста. Сейчас на 1000 россиян приходится всего 250 машин, а насыщение рынка произойдет при показателе в 400 автомобилей на 1000 человек;– высокий средний возраст автопарка с возрастающей скоростью замещения. Несмотря на успешную программу по утилизации старых транспортных средств, во владении россиян остается еще много «возрастных» автомобилей, которые в скором времени будут приходить в негодность;– относительно стабильные цены на нефть;– инвестиции иностранных автопроизводителей в организацию производства на территории России. В этом смысле вступление России в ВТО поспособствует притоку капитала, поскольку иностранные инвесторы будут более уверенными в защите своих вложений;– совместные кредитные программы автопроизводителей и банков, а также деятельность кэптивных банков.Еще одним важным позитивным моментом для российского рынка автомобилей можно считать расширение локализации иностранных производств. В частности, по словам эксперта, в России буду создаваться новые производства автокомпонентов. Это решение поможет сократить затраты на логистику и налоги, что, в свою очередь, позволит производителям увеличить свою чистую прибыль.Среди прочего Стенли Рут отметил, что вступление в ВТО не повлияет на снижение производства в России и на увеличение импорта новых автомобилей. Дело в том, что иностранные инвесторы будут «отбивать» свои затраты именно путем увеличения объемов производств в нашей стране. Посмотрите: большинство мировых брендов уже представлены своими сборочными производствами в России, и смысла везти идентичную продукцию из других стран нет. Конечно, некоторые модели, не производящиеся в нашей стране, и дальше будут импортироваться, но по сравнению с общим объемом рынка это будет незначительно.Выводы1. По оптимистичным прогнозам рост автомобильного рынка в России в 2012 году составит 4% (2,6 млн автомобилей, не включая легкий коммерческий транспорт), а по пессимистичным – падение будет в районе 8% (2,3 млн автомобилей).2. Объем иностранных автомобилей, производимых на территории России, будет увеличиваться, а доля машин российского производства – падать.3. Иностранные компании будут расширять локализацию своих производств, в частности, за счет строительства заводов по изготовлению автокомпонентов.4. Вступление России в ВТО не повлияет на уменьшение внутреннего производства и увеличение импорта новых автомобилей.Николай Назайкинский