Статьи, 13 дек 2011, 08:41

Кто готов пересесть на общественный транспорт. ОПРОС

Новые автобусные маршруты, запущенные в Москве для выделенных полос общественного транспорта, – деньги на ветер , считает в своем блоге руководитель Московского центра по борьбе с пробками Александр Шумский
Читать в полной версии

Мосгортранс выкинул на ветер 116 миллионов рублей?

 

Произошло это 19 ноября сего года, когда Мосгортранс запустил новый автобусный маршрут.

 

 

Это полуэкспресс от пересечения Ярославского шоссе с МКАДом, до Рижского вокзала. По нему курсирует 20 автобусов ЛИАЗ 52922 (низкопольных, повышенной комфортности), каждый стоимостью 5.8 миллионов рублей. 20 автобусов обошлись в 116 миллионов рублей. Казалось бы, новый автобусный маршрут это то, что нужно для развития общественного транспорта (ОТ) в городе Москве! Но почему же я пишу, что Мосгортранс выкинул 116 млн. рублей?

 

Дело в том, что этот маршрут не пользуется, и не будет пользоваться большой востребованностью. Основная идея запуска полуэкспресса – это стимулировать автомобилистов пересаживаться из автомобиля на ОТ. Т.е., жители Московской области, доехав на своем автомобиле до Москвы, должны бросить свой автомобиль и поехать к метро на автобусе. Я знаю людей, которые, доехав до ближайшей станции подземки, готовы оставить свое авто радом с ним и дальше двигаться на метро. Однако кто из автомобилистов готов бросить свой автомобиль рядом с МКАДом и ехать к метро на автобусе (именно бросить, а не оставить на охраняемой парковке)? Судя потому, что Ярославка забита машинами, а автобус ходит почти пустой, автомобилисты совсем не пользуются этим экспрессом. Безавтомобильные жители ближайших подмосковных городов (Мытищ, Королева и Юбилейного) также не будут пользоваться этим маршрутом. Они едут либо на электричках, либо на автобусах/маршрутках идущих непосредственно от их места жительства.

 

В результате при отправлении автобуса (9:35, будний день, час-пик, Ярославка забита машинами) в салоне находится всего ТРИ человека (это люди, живущие неподалеку от конечной остановки автобуса)!

 

 

Вот видео всего маршрута следования автобуса. Несмотря на ускорение при монтаже, видео получилось продолжительным и представляет интерес в основном как доказательство, что это именно тот маршрут, о котором я веду речь. Для тех, кто не станет его смотреть, отмечу, что автобус, рассчитанный на одновременную перевозку более 80 пассажиров, перевез целых ДЕВЯТЬ человек.

 

Дорога обратно, от Рижского вокзала к МКАДу.

 

Автобус повышенной вместимости перевез еще ВОСЕМЬ человек!

 

Теперь посчитаем расходы на обслуживание этого маршрута (расчеты приблизительные, если есть, что поправить, пишите):

 

20 автобусов на маршруте (данные с сайта мосгортранса), 40 водителей (работа по схеме 2 через 2). Средняя зарплата одного водителя автобуса около 50 тыс. рублей (информация с сайта мосгортранса) + ЕСН (34%) = 75 тыс. рублей в месяц. Итого, в месяц на зарплату уходит 75 000*40= 3 000 000 (три миллиона рублей)

 

24 км весь маршрут туда и обратно. 10 литров дизтоплива (при городском цикле автобус «ест» около 40 литров топлива на 100 км) или 200 рублей (оптовая цена 10 литров дизельного топлива) за рейс. Далее: 12 (маршрутов в час)*200(расход дизтоплива)*15(часов в день)*30 (дней в месяце)=1 080 000 (один миллион восемьдесят тысяч рублей)

 

Получаем, что обслуживание этого маршрута обходится Мосгортрансу более 4 миллионов рублей в месяц. Мы не посчитали ОСАГО, ТО, ремонт, содержание гаража для автобусов, зарплату двух бригад контролеров, диспетчеров маршрутов, бухгалтеров, кадровиков и просто подсобных рабочих. Все желающие могут сами оценить эти затраты.

 

А теперь прикинем выручку Мосгортранса с этого маршрута:

 

Будем считать, что каждый автобус перевозит по 10 пассажиров в одном направлении (это даже немного больше, чем в реальности). Т.е., автобус, двигаясь по всему маршруту, перевезет 20 пассажиров. Выручка с одного маршрута составит не более 20*25(максимальная стоимость проезда на автобусе)=500 рублей выручки.

 

Или 12(маршрутов в час)*500(выручка с одного маршрута)*15(часов в день)*30 (дней)=2 700 000 (два миллиона семьсот тысяч) рублей в месяц.

 

Итак, расходы на обслуживание этого маршрута составляют более ЧЕТЫРЕХ млн. рублей, а максимальная выручка только 2.7 млн. Получается, что ежемесячные убытки от этого маршрута составляют более 1.3 миллиона! На самом деле, никакой дополнительной выручки этот маршрут Мосгортрансу не приносит. Дело в том, что почти все горожане едут на автобусах до ближайшего метро (ВДНХ). А до ВДНХ уже два маршрута наземного общественного транспорта (76 троллейбус и 172 автобус)! То есть, пассажиров для 903 экспресса Мосгортранс забрал сам у себя.

 

 

Вот таким образом Мосгортанс выкинул 116 млн. рублей единовременно и продолжает выкидывать более 4 млн. рублей ежемесячно (более 48 млн. рублей в год).

 

Возможно, загрузка этого маршрута со временем возрастет, но только за счет исчезновения пассажиров из 76 троллейбуса и 172 автобуса. Что сомнительно, так как большинство остановок с потенциальными пассажирами экспресс пролетает мимо (между конечными пунктами маршрута автобус делает всего ТРИ остановки). Еще я не понимаю, зачем нужно существование двух одинаковых маршрутов (172 автобуса и 78 троллейбуса)? Зачем нужно это дублирование? Чтобы на остановку одновременно приходили и автобус и троллейбус?

 

 

P.S. Поймите меня правильно, я не против общественного транспорта. Я против пустых автобусов на мало востребованных маршрутах. Это в то время как на некоторых маршрутах автобусы и троллейбусы ходят битком набитые (например, 851 автобус от м. Речной вокзал до Шереметьево)! Ситуация, когда одни маршруты переполнены, а другие не загружены, только дискредитирует идею общественного транспорта. Уважаемые читатели, поделитесь информацией о переполненных и/или пустых маршрутах наземного общественного транспорта!

 

P.P.S. Скажу несколько слов в защиту 903 маршрута (а то меня любители ОТ заживо съедят). Время, необходимое для обкатки нового маршрута, составляет около полугода. Маршрут только запустили. Поэтому, пока рано делать окончательные выводы. Возможно, в мае 2012 года (через 6 месяцев) автобус будет битком забит автомобилистами, пересевшими со своих авто в ОТ. Вопрос для тех, кто едет в Москву по Ярославке: вы готовы оставить свой автомобиль около МКАДа и двигаться дальше на 903 автобусе? Стоянка там есть, около сотни машиномест. Автобус двигается по выделенной полосе заметно быстрее, чем стоящие в пробке автомобили!

 

P.P.P.S. Мосгортранс запланировал десять таких экспресс-маршрутов. В основном, это маршруты от МКАДа к центру Москвы. О бессмысленности одного такого маршрута (от МКАда до Ленинградского вокзала) я уже писал. Его планировали запустить еще в начале октября, но пока так и не запустили. Похоже, Мосгортранс всерьез взялся выкидывать деньги под видом новых экспресс-маршрутов. Справедливости ради, должен отметить, что уже функционирующий экспресс-маршрут 902 (от Ново-Переделкино до Киевского вокзала) представляется мне удачным, т.к. он начинается не у МКАДа, а у большого жилого района с потенциальными пассажирами.