Статьи, 28 июл 2011, 08:44

Россия снимает запрет на продажу Аи-80 и Аи-92

С 5 сентября 2011 года реализация в России бензина с октановым числом 80 и 92 должна была быть запрещена согласно требованиям нового техрегламента. Однако нефтяные компании снова не успели модернизировать заводы и попросили передвинуть срок еще на четыре года...
Читать в полной версии
Перевод российского автопарка на топливо, отвечающее современным экологическим требованиям, снова откладывается. Нормативы действующего технического регламента, предусматривавшего, в частности, запрет на продажу бензина и дизтоплива экологического класса Евро-2 еще с 1 января 2011 г., были проигнорированы нефтяными компаниями, которые заявили, что не успевают модернизировать свои нефтеперерабатывающие заводы. Теперь же отсрочка предлагается еще для одного требования техрегламента – изъять из продажи с 5 сентября с. г. бензин с октановым числом 80 и 92. Как сообщил ИА РБК заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Анатолий Голомолзин, соответствующее постановление в настоящий момент обсуждается в правительстве. Его суть в том, чтобы разрешить бессрочную реализацию бензина марок Аи-80 и Аи-92 при условии, что он будет соответствовать текущим требованиям к экологичности. А требования эти будут смягчены в очередной раз. «Речь идет о том, чтобы продлить разрешение на выпуск в РФ топлива экологического класса Евро-2 до конца 2012 г., Евро-3 – до конца 2014 г., Евро-4 – до конца 2015 г.», – пояснил замглавы ФАС. А. Голомолзин отметил, что такая мера является вынужденной. «Ситуация пока на этом этапе такова, что компании не могут предложить достаточного количества топлива более высокого экологического класса», – сказал он.Напомним, что запрет на оборот в РФ топлива класса Евро-2 стал одной из причин масштабного бензинового кризиса в стране, разразившегося весной-летом 2011 года. «В четвертом квартале 2010 года и первом полугодии 2011 года сложился дефицит нефтепродуктов, который привел к росту цен на них. Одной из причин дефицита стала неготовность ряда нефтяных компаний исполнять технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», – рассказывал ранее второй заместитель главы ФАС России Павел Субботин.Дефицит сопровождался резким всплеском цен на топливо. Так, только по официальным данным Росстата, средние потребительские цены на бензин в РФ
в январе-июне 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. выросли на 11,6%. Если говорить об отдельных марках, то Аи-80 подорожал на 16%, до 23,65 руб./л, Аи-92 – на 10,4%, до 25,53 руб./л, Аи-95 – на 9,8%, до 27,33 руб./л. Дизельное топливо стало дороже на 26,6% и в июне текущего года стоило 24,64 руб./л. При этом необходимо отметить, что прибыль нефтяных компаний (то есть соотношение отпускных цен с розничными) в минувшем полугодии составила от 80 до 100%.После приказа председателя правительства РФ Владимира Путина ликвидировать кризис в кратчайшие сроки Минпромторг начал принимать меры. Прежде всего были введены заградительные пошлины на экспорт бензина и других светлых нефтепродуктов, чтобы избавить трейдеров от соблазна перегнать все топливо на внешние рынки, где цены более привлекательны и нет госрегулирования; затем нефтяников обязали реализовывать определенный процент топлива через биржу, чтобы независимые АЗС могли участвовать в торгах. А в середине июля был созван экспертный совет по обсуждению топливных проблем России, в котором приняли участие представители Минпромторга, ФАС, Ростехнадзора, Росстандарта и крупнейших нефтяных компаний.По итогам заседания был предложен компромисс: правительство позволило 12 нефтяным компаниям выпускать топливо стандарта Евро-2 еще как минимум год. В свою очередь, нефтяники обязались модернизировать производство своих НПЗ и с 2015 года 20% добываемой в России нефти перерабатывать для продажи светлых нефтепродуктов внутри страны. Соглашение подписали ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть» имени В. Д. Шашина, ОАО «НК «Альянс», ОАО АНК «Башнефть», ОАО «НГК «Славнефть», ОАО «Газпром», ОАО «НК «РуссНефть», ОАО «НЗНП».Все ведомства, принявшие участие в соглашении, намерены следить за тем, чтобы нефтяники соблюдали свои обязательства. В частности, тем, кто будет замечен в нецелевом использовании инвестиций, предназначенных для модернизации НПЗ, грозит наказание вплоть до изъятия необоснованно полученного дохода.