Статьи, 21 июл 2011, 14:40

От России требуют прогнуться под американский автопром

США могут заблокировать переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию, если Москва не смягчит условия промсборки. Демократы считают, что нынешняя ситуация дискриминирует позиции американских автомобилей на рынке РФ...
Читать в полной версии
Автомобильная промышленность США настолько зависит от российского рынка, что любые изменения законодательства РФ в области автопрома могут подкосить ее. Такой парадоксальный вывод можно сделать из письма американского конгрессмена Дебби Стэбиноу, направленного накануне, 20 июля, представителю президента США на международных торговых переговорах Рону Кирку. Сенатор-демократ, избранная от штата Мичиган, где сосредоточена немалая часть автомобильных заводов США, выражает возмущение новыми правилами промсборки, принятыми в России с этого года, и видит в них неприкрытую угрозу позициям американских автогигантов. «Власти России требуют, чтобы иностранные компании производили некое обязательное количество автомобилей в этой стране, чтобы избежать повышенных тарифов на импорт автомобильных запчастей, – в частности пишет госпожа сенатор. – Эта дискриминационная политика ведет к снижению поставок американских автомобилей в Россию, а значит, вредит американским рабочим». В своем письме Дебби Стэбиноу напоминает, что в этом году Россия увеличила минимальную квоту для получателей льгот в режиме промсборки с 25 тыс. до 300 тыс. автомобилей в год. Она требует от США принять все меры, чтобы отменить это распоряжение российского правительства, манипулируя американским голосом на переговорах о вступлении нашей страны в ВТО. «Поскольку дискриминационные требования России к производству автомобилей не сочетаются с нормами Всемирной торговой организации, они должны быть отменены уже на стадии переговоров, а тем более во время переходного периода вступления России в ВТО», – уверена она. «Россия должна прекратить воздвигать барьеры перед американскими автомобилями», – так завершает свое письмо Д. Стэбиноу.

Дебби Стэбиноу: «Россия должна прекратитьвоздвигать барьеры перед американскими автомобилями»

Горячая, но спорная полемика сенатора была вызвана недавним жестким заявлением премьер-министра РФ Владимира Путина
, сказавшего, что РФ не намерена «прогибаться» перед лидерами мировой экономики ради вступления в ВТО и меньше всего собирается поступиться новыми условиями промсборки. «Они (Еврокомиссия и США. – Прим. ред.) настаивают на том, чтобы мы изменили позицию по этому вопросу. Чтобы мы сняли требования по производству 300 тысяч и локализации 60% запчастей. Мы сказали, что хотим вступить в ВТО, но наши условия в этой части неизменны. Это красная черта, через которую мы не можем переступить, мы не можем поступиться интересами наших отечественных производителей», – сказал премьер в минувшую пятницу, выступая перед рабочими Магнитогорского металлургического комбината.

Владимир Путин: «Мы не можем поступитьсяинтересами наших отечественных производителей»

Принятые в этом году новые условия промсборки действительно серьезно усложнили жизнь иностранным автомобильным компаниям, столкнувшимся с 12-кратным увеличением квоты на объем сборки. Помимо этого, в новом постановлении прописано обязательное требование организовать в РФ сборку двигателей, локализовать производство на 60% и вложить в российскую промышленность не менее 500 млн долларов. Новые правила сразу же оставили за бортом небольшие компании, но даже крупным производителям пришлось вступать в сложные альянсы, чтобы набрать требуемый минимальный объем. Так родились партнерства Ford-Sollers, Volkswagen-ГАЗ, General Motors – ГАЗ, а также крупнейший в Восточной Европе мегаальянс АвтоВАЗ – Renault-Nissan – Объединенная автомобильная группа – КамАЗ – General Motors – Mercedes-Benz Vostok, суммарный объем производства которого превысит 1 млн автомобилей в год. Инвестиции вышеупомянутых групп в экономику России до 2015 года составят свыше 5 млрд долларов и помогут превратить нашу страну в крупного игрока на мировом автомобильном рынке: ведь внутреннего спроса на автомобили даже через пять лет не хватит, чтобы поглотить все производимые машины, а значит, Россия автоматически станет одним из наиболее значимых экспортеров автотехники в мире.Видимо, именно этот прогноз не устраивает Дебби Стэбиноу и ряд ее коллег в американском сенате. Пока не известно, повлечет ли за собой какие-либо последствия ее эмоциональное письмо: в офисе Рона Кирка всего лишь подтвердили его получение и сообщили, что оно «принято во внимание».