Статьи, 23 дек 2010, 17:04

Продажи машин запретили из-за пробок

Пробки давно стали проблемой планетарного масштаба. Эксперты в разных странах без устали предлагают все новые способы борьбы с заторами на дорогах, исходя из особенностей менталитета местных жителей и собственной фантазии...
Читать в полной версии
Пробки давно стали проблемой планетарного масштаба. Эксперты в разных странах без устали предлагают все новые способы борьбы с заторами на дорогах, исходя из особенностей менталитета местных жителей. Интересно, что успеха в этом деле добились лишь те страны, в которых используются консервативные методы – высокие штрафы за нарушение ПДД, строительство скоростных дорог и пр. Альтернативные способы борьбы с пробками пока не способствовали улучшению дорожной обстановки ни в одной стране, что тем не менее не останавливает очередных затейников от продвижения своих экзотических идей. В Китае, к примеру, придумали метод борьбы с пробками, который западные правозащитники вполне могли бы оспорить в суде. Власти Пекина, мающегося заторами, как и большинство других мегаполисов мира, предложили ограничить продажу автомобилей населению. Авторынок Китая в настоящее время растет гигантскими темпами – Поднебесная помогла оправиться после кризиса едва ли не всем мировым автопроизводителям. В результате авторынок КНР стал крупнейшим в мире, обогнав американский по объему продаж, а дороги крупных китайских городов, и в первую очередь столицы, встали намертво. Согласно официальным прогнозам, к 2012 г. число автомобилей на дорогах Пекина достигнет 7 млн против 4,8 млн машин по состоянию на сегодняшний день.По мнению пекинских властей, справиться с ситуацией можно, лишь введя ограничение на число продаваемых в городе легковых автомобилей. Согласно новым правилам, начиная с 2011 г. в городе запрещено продавать более 20 тыс. легковых автомобилей в месяц. Месячная квота будет делиться между коммерческими покупателями и частными лицами, приобретающими свой первый автомобиль. При этом право на покупку автомобиля получат только постоянные жители Пекина, а также полиция и военные. Другие государственные службы не смогут покупать автомобили в течение ближайших пяти лет. Интересно, что между частными лицами разрешения на покупку автомобилей будут распределяться при помощи лотерейной системы.Впрочем, предусмотрительные китайцы, как обычно, нашли выход из ситуации. Многие постарались купить и зарегистрировать автомобиль заранее. Только в течение предыдущей недели на фоне всеобщего ажиотажа транспортное управление города зарегистрировало 30 тыс. новых автомобилей, в то время как обычно за неделю регистрируется не более 10 тыс. машин.Новый мэр Москвы Сергей Собянин китайский опыт перенимать не спешит, но уже предложил горожанам отказаться от «святая святых» – права единолично и независимо восседать в собственной машине. Он призывает москвичей отказаться от принципа «одна машина – один пассажир» и намерен стимулировать поездки в максимально заполненных автомобилях. Правда, вполне вероятно, что получится ровно то же, что происходило в Пекине во время летней Олимпиады в 2008 году. Тогда на помощь китайским автомобилистам пришли местные безработные. За символическую плату они с удовольствием катались в машинах «одиночных» автомобилистов по центру города, открытому лишь для машин с пассажирами на борту.Консервативные методы С. Собянина, очевидно, не устраивают: по его мнению, строительство дорог – второстепенная задача. В своем новом плане по борьбе с пробками мэр ни разу не упоминает Четвертое транспортное кольцо. Не менее грандиозные проекты Северной и Южной рокад помещены в разряд лишь «перспективных» под меткой «Экспертиза на соотношение строительных затрат и конкретных транспортных эффектов». К таким же сомнительным отнесены проекты трасс – дублеров Кутузовского и Волгоградского проспектов и Дмитровского шоссе.Идефикс столичного градоначальника – расчистить дороги Москвы от припаркованных автомобилей. При этом стоимость платной парковки в городе с нового года вернется на прежний уровень. Таким образом, чтобы оставить машину, скажем, на время рабочего дня на платной парковке, придется выложить в среднем 1000 рублей. Припарковаться у дома по дешевке тоже не выйдет: программа «народных гаражей» с треском провалилась, так что автовладельцам остаются только все те же платные стоянки. Доступные машино-места для москвичей должны были возводиться в период с 2008 по 2010 г., однако на 16 декабря 2010 г. было построено только 1,6% гаражей от всех утвержденных к строительству.Как выяснила Контрольно-счетная палата Москвы, из 182 паркингов, которые должны были быть построены еще в прошлом году, возведены только три объекта вместимостью 1691 машино-место. Более того, на 133 объектах, которые должны были быть сданы в этом году, работы вообще не ведутся. Глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев заявил, что Счетная палата лишь подтвердила провал программы, о котором давно заявляли столичные автолюбители. По его словам, власти Москвы «открыто шли на конфронтацию» в этом вопросе: частные гаражи сносились без какой-либо компенсации и без обсуждения. Многие автовладельцы из принципа не стали покупать «народные гаражи», поскольку их фактически вынуждали это сделать. Место в новом гараже стоило 350 тыс. рублей.Вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский считает, в свою очередь, что зачастую строительство «народных гаражей» является «надувательством чистой воды». Он рассказал, как в районе Тропарево-Никулино сносят гараж на 500 машино-мест, при этом вместо него будет возведен новый, в который поместится всего на 20 автомобилей больше.Власти тем не менее не планируют отказываться от своей затеи: в 2011 г. на развитие этой программы будут направлены 7,8 млрд рублей. С. Канаев также считает, что строительство «народных гаражей» необходимо. Он предложил предоставить автомобилистам возможность самим выбирать подрядчиков и договариваться о ценах. По его словам, стоимость гаража с учетом компенсации за снесенный бокс может составить около 200 тыс. рублей.