Статьи, 04 июн 2010, 09:09

АвтоВАЗ вытесняет японцев с российского рынка

Российский авторынок переживает переломный момент. Продажи автомобилей в нашей стране начали расти за счет продаж либо дорогих, либо бюджетных автомобилей, что красноречиво говорит о расслоении российского общества на богатых и бедных...
Читать в полной версии
Российский авторынок переживает переломный момент. Благодаря мерам господдержки продажи автомобилей в нашей стране начинают стабилизироваться, хотя на докризисный уровень, согласно прогнозам, показатели продаж вернутся не раньше 2014 года. При этом в нынешнем году, равно как и в кризисном 2009-м, впервые со времен автомобильного бума в России отечественные автопроизводители во главе с АвтоВАЗом увеличивают свою рыночную долю. Правда, по мнению экспертов, уже в будущем году все вернется на круги своя, и иномарки снова пойдут в наступление. С той лишь разницей, что если ранее продажи новых автомобилей в России росли в основном за счет импортных иномарок, то с повышением таможенных пошлин основной движущей силой российского авторынка становятся иномарки местного производства. Уже в этом году они могут увеличить долю с 20% до 30%, практически сравнявшись с отечественными и импортными автомобилями. В связи с оживлением российского авторынка, которое началось в марте, а в прошлом месяце и вовсе вылилось в рост продаж, эксперты начали корректировать свои прогнозы в сторону увеличения. Так, Ассоциация европейского бизнеса по итогам I квартала повысила свой прогноз на 2010 год с 1,4 до 1,45 млн легковых автомобилей. Рынок LCV, согласно обновленному прогнозу АЕБ, в нынешнем году составит 150 тысяч машин (ранее прогнозировалось 100 тысяч). Увеличение прогноза в АЕБ объяснили удачным запуском утилизационной программы, а также ростом потребительского оптимизма, связанным с возвращением кредитных ставок к докризисным значениям и стабилизацией курса рубля.Такой же прогноз – в 1,6 миллиона машин – делают и большинство автопроизводителей, например Ford. По словам вице-президента Ford Russia Сергея Богданова, небольшого повышения по отношению к 2009 году российский авторынок достигнет за счет реализации государственных программ по поддержке автопрома. “Начавшаяся в марте программа утилизации
способствовала возвращению спроса на рынок, хотя мы и опасаемся того, что она завершится раньше запланированного срока”, – говорит С. Богданов.Чуть более оптимистично настроены аналитики агентства “Автостат” – они оценивают российский авторынок в 2010 году на уровне 1,5 миллионов (без учета LCV). Главными драйверами продаж в нынешнем году аналитики также называют меры господдержки – программу утилизации старых автомобилей и льготное автокредитование, которое после расширения условий программы в этом году оказалось более востребованным, чем в 2009-м. Как считают в “Автостате”, суммарно две эти программы позволят увеличить месячные продажи до уровня в 140-150 тысяч автомобилей, что в итоге и должно привести к годовому объему на уровне 1,5 млн новых легковых машин.При этом аналитики полагают, что за счет реализации госпрограмм претерпит изменения структура рынка. Так, учитывая, что на продукцию АвтоВАЗа
приходится порядка 70-80% от общего объема продаж по утилизационным сертификатам и свыше 50% по программе льготного автокредитования, реализация АвтоВАЗа по итогам года составит 475 тысяч машин, а доля бренда Lada на российском рынке вырастет с 26,1% до 31,7%. Также подрастает до 5,3% доля Renault, чьи модели Logan и Sandero являются наиболее востребованными иномарками по программе утилизации. А вот в целом автомобили зарубежных брендов, по прогнозам аналитиков, в нынешнем году сократят присутствие на рынке с 72,2% до 66,7%, уступив долю АвтоВАЗу. Причем значительно могут снизить долю (на 0,7%) такие лидеры рынка иномарок, как Chevrolet и Ford – до 7% и 4,9% соответственно.Стоит также отметить, что, по прогнозу “Автостата”, серьезное падение покажут все без исключения японские марки – их общая доля сократится с 19,8% до 14,7%. По мнению участников рынка, отрицательная динамика японских брендов объясняется их негибкой ценовой политикой, поскольку курс иены и доллара по отношению к рублю стал снижаться, а цены на новые “японки” по-прежнему остаются высокими. В то же время аналитики прогнозируют увеличение доли немецкой премиум-тройки – Mercedes-Benz, BMW и Audi в 2010 году могут занять 3,7% рынка против 3,2% годом ранее.Таким образом, отмечают независимые эксперты, в посткризисный год в основном будут расти продажи дорогих и бюджетных автомобилей, что красноречиво говорит о расслоении российского общества на богатых и бедных. А вот средний класс, как и ожидалось, пострадал от кризиса сильнее всего, поэтому средний ценовой сегмент, к которому относится большинство иномарок, вопреки рынку может сократиться.Между тем, согласно оценкам “Автостата”, в 2010 году россияне потратят на первичном авторынке порядка 34,8 млрд долларов, что на 17% больше, чем в прошлом году (29,7 млрд долларов). А средняя цена одного автомобиля, реализованного на российском рынке в этом году, составит порядка 22,1 тысячи долларов против 21,1 тысячи годом ранее. Как отмечают независимые эксперты, рост средней цены в 1 тысячу долларов примерно равняется премии за утилизацию либо деньгам, сэкономленным при использовании субсидированного кредита. Правда, стоит учитывать и снижение кредитных ставок по автокредитам (в среднем до 15%), благодаря чему становятся доступными более дорогие модели автомобилей. Как говорит С. Богданов, в отличие от прошлого года, когда основной задачей всех автопроизводителей было распродать “стоки” 2008 года, в этом году автопредприятия нацелены на возвращение к прибыльности.Аналитики также обращают внимание, что в нынешнем году кардинально изменится расстановка сил на рынке иномарок. Здесь наблюдается значительный рост продаж иномарок российского производства за счет сокращения импорта. Так, если еще в прошлом году, несмотря на повышение пошлин до 30%, доля импортных иномарок за счет распродажи “стоков” 2008 года сократилась незначительно – с 54,4% до 52,8%, то в нынешнем году, по прогнозу “Автостата”, они могут занять всего 36% рынка. Виной тому – продление повышенных импортных пошлин, которые, как заявляют в Минпромторге России, могут быть отменены не ранее 2015 года. При этом иномарки с шильдиком “Сделано в России” в нынешнем году увеличат долю с 20% до 30,6%. Показательно, что иностранные автопроизводители, работающие в России, впервые после кризиса начинают наращивать объемы выпуска. Так, во второй половине года переходят на двухсменный режим работы петербургские заводы GM и Nissan. А “Автофрамос” по мере набора и обучения дополнительного персонала постепенно вводит в строй новые мощности предприятия и даже не исключает введения третьей смены. Между тем благодаря АвтоВАЗу в 2010 году нарастят долю и российские бренды – до 33,3%. Однако в дальнейшие годы, согласно “среднему" сценарию “Автостата” до 2014 года, отечественные автопроизводители  будут неизменно терять рынок.Александр Чупров