Статьи, 04 мая 2010, 09:14

Россияне расстаются с престижными седанами

Седаны пользуются огромной популярностью у российских автомобилистов еще с советских времен. Автомобили с этим кузовом доминируют на авторынке нашей страны до сих пор, однако их доля постепенно снижается – все больше россиян пересаживаются на более практичные внедорожники и универсалы...
Читать в полной версии
Седаны пользуются огромной популярностью у российских автомобилистов еще с советских времен. Автомобили с этим кузовом доминируют на авторынке нашей страны до сих пор, однако их доля постепенно снижается – все больше россиян пересаживаются на более практичные внедорожники и универсалы. Впрочем, отмечают эксперты, на лидерские позиции седанов не смогут посягнуть даже хэтчбеки, которые занимают второе место по популярности.Мода на седаны характерна для стран третьего мира, говорят эксперты. Покупатель считает, что автомобили с кузовом седан, во-первых, солиднее (они вызывают аналогии с немецким премиумом и понимание, что автомобиль по-прежнему не просто средство передвижения, а роскошь), во-вторых – практичнее (не остывает салон при открытии багажника и не проникает запах из багажника, если в нем, к примеру, дачный урожай). При этом плотность автомобилей в развивающихся странах относительно невелика, серьезных проблем с парковкой – как, скажем, в Европе – нет. Отсюда и некритичность длины автомобиля и наличия длинного заднего свеса. В России седаны пользуются стабильно высоким спросом на протяжении многих десятилетий – любовь наших сограждан к этому типу кузова зародилась еще в советские времена. “Популярность седанов объясняется традиционными вкусами российских потребителей, которые сложились еще в те времена, когда импорт автомобилей был ограничен, а основное продуктовое портфолио советского автопрома формировалось седанами”, – считает PR-менеджер Skoda Тимур Алиев. Показательно, что из без малого 26 млн автомобилей, выпущенных за сорок лет на АвтоВАЗе, две трети (порядка 67%) пришлись именно на модели с кузовом седан. Кстати, морально устаревшие “пятерки” и “семерки” в силу своей дешевизны до сих пор остаются бестселлерами на рынке седанов.“Популярность седанов в России сегодня во многом обусловлена исторически, – добавляют маркетологи Uz-Daewoo. – Поэтому предпочтение седанов при выборе автомобиля – зачастую результат своего рода инерции”. В настоящее время, согласно данным агентства “Автостат”, седаны занимают около 40% российского авторынка. Как отмечают эксперты, в Европе преобладают более компактные и маневренные хэтчбеки, что объясняется большей загруженностью дорог и прагматичностью европейских автомобилистов, которые по статистике 90% времени за рулем ездят в одиночку и с пустым багажником.“В России же, когда автомобиль в семье один и он предназначен и для поездок на работу, и для семейных нужд, чаще все-таки выбирают седан как более функциональный и недорогой вариант на все случаи жизни, – говорят маркетологи Uz-Daewoo. – Еще одна причина – многие автовладельцы из сегмента обеспеченных молодых специалистов не являются людьми семейными, поэтому тут очевиден доминирующий выбор седанов”.Между тем, по данным “Автостата”, доля седанов на российском авторынке неуклонно снижается. Так, если в 2008 году на автомобилях с этим типом кузова остановили свой выбор 46,7% покупателей, то в прошлом году – уже 40,7%. Судя по всему, популярность седанов в нашей стране продолжит падать и дальше. Данные за I квартал нынешнего года показывают, что на долю седанов приходится “всего” 36,2% проданных автомобилей против 43% годом ранее. При этом все чаще российские автомобилисты стали приобретать внедорожники (сегмент SUV в 2009 году увеличил долю с 17,7% до 21,3%), а также универсалы и минивэны (их доля выросла до 5,1% и 4,5% соответственно). А вот спрос на хэтчбеки в России практически не меняется – этот тип кузова остается вторым по популярности с долей в 27%. По итогам первых трех месяцев нынешнего года сегменты внедорожников и хэтчбеков и вовсе сравнялись на отметке в 27,6%.

Структура рынка легковых автомобилей по типу кузова в 2008 и 2009 гг.

Практичность хэтчбеков и универсалов по достоинству оценена европейскими покупателями – эта тенденция проникает и на наш рынок, считает PR-менеджер Ford Russia Анна Капитонова. “Клиенты, которые ездят за границу и оценивают, на чем ездят западные потребители, понимают, что универсалы – не признак “дачника”, а признак человека, использующего автомобиль рационально”, – добавляет Т. Алиев. Хэтчбеки популярны среди молодежи и женщин, количество которых за рулем сильно растет в последние годы, отмечает А. Капитонова.Что касается самого быстрорастущего сегмента – SUV, то их популярность в России, по мнению А. Капитоновой, объясняется сильно расширенным предложением внедорожников в последние годы. К тому же погодные условия, не самое лучшее качество дорог и частые загородные поездки заставляют россиян чаще приглядываться к автомобилям с полным приводом. “Все-таки во многом популярность седанов объясняется их широкой представленностью в бюджетном сегменте рынка, – говорит Т. Алиев. – Клиенты же готовы рассматривать более дорогие автомобили, которые в большей степени соответствуют их стилю жизни, их требованиям, – а внедорожники очень хорошо под эту категорию подпадают”.Тем не менее, отмечают маркетологи Uz-Daewoo, с появлением в российских семьях двух автомобилей, а такая тенденция наблюдается, один из них, как правило, – седан, а второй – хэтчбек или внедорожник. Так что представляется, что седаны еще долгое время будут прочно удерживать свои позиции на российском авторынке, заключают в Uz-Daewoo. Неслучайно производители иномарок, работающие в России, делают ставку прежде всего на седаны. Автомобили с этим кузовом являются самыми массовыми на их российских конвейерах – сегодня в нашей стране выпускаются такие бестселлеры, как Renault Logan, Ford Focus, Hyundai Accent, Toyota Camry, Chevrolet Cruze, Nissan Teana и другие. Показательно и то, что все модели, которые иностранные автопроизводители разрабатывают специально для российского рынка, имеют кузов седан. Volkswagen уже в июне представит свою “русскую” машину – новый седан будет выпускаться на заводе в Калуге, а в продажу российским дилерам поступит в сентябре. Напомним, о разработке моделей для России также заявляли Hyundai, строящий завод в Санкт-Петербурге, и Citroen, который планирует в 2013 году выпустить автомобиль для России на платформе нового С4.Александр Чупров