Статьи, 12 апр 2010, 09:01

Самые популярные автомобили рынка после кризиса

Тенденция устойчивого роста продаж в начале года дает право предполагать, что рынок будет потихоньку расти весь год и составит 1,5 млн новых автомобилей...
Читать в полной версии
Главной особенностью российского авторынка первого квартала 2010 года является его стабильный рост от месяца к месяцу. Если в январе 2010 года было продано 74 086 автомобилей, в феврале – 91 922 автомобиля, то в марте – уже 126 701 новый автомобиль.Однако в целом первый квартал этого года получился для российского рынка в абсолютных цифрах продаж хуже, чем год назад. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за период январь-март 2010 года в России было продано 293 030 автомобилей, что на 25% меньше, чем за тот же период прошлого года. В 2009 году на фоне ухудшения экономического кризиса и общего спада уровня потребления автомобильные компании держались за счет распродажи скопившихся стоков. Этой весной, на растущем рынке, компании продают только свежие машины при минимальных объемах прошлогодних стоков. В период кризиса 2009 года главной задачей компаний было наладить эффективную деятельность в условиях низких продаж, избавиться от стоков и минимизировать издержки. Компании, которые на этот период занялись инвестициями в наш рынок, сейчас находятся на хороших позициях. Сегодня на восстанавливающемся рынке очень важны именно стартовые позиции, которые в будущем позволят захватить большую долю рынка.
Самую активную политику на нашем рынке в прошлом году вела компания KIA, и сегодня она имеет отличную стартовую площадку для роста продаж, не имея при этом сборочного предприятия в России. Это одна из немногих компаний, чьи результаты в I квартале существенно улучшились по отношению к периоду 2009 года. Две трети продаж приходится на модели KIA Rio, Sportage и сee’d, которые являются одними из лидирующих в своих сегментах.Другая корейская компания, Hyundai, хоть и потеряла по отношению к продажам прошлого года, но потери эти (-16%) не столь существенны, как у ближайших конкурентов. А в апреле для компании начнется новая эпоха на российском рынке: Hyundai открывает собственный полномасштабный автомобильный завод. В 2010 году продолжится наладка оборудования и выпуск опытных партий автомобиля С-класса, адаптированного специально для российского рынка. Коммерческое производство стартует в 2011 году, тогда у Hyundai появится еще одна “сильная” модель на нашем рынке. Отлично себя чувствует и компания Renault, у которой рост продаж в первом квартале 2010 года составил +7% при общем падении рынка.
Очень быстро, при помощи самых разных мер, восстанавливаются после кризиса представители премиальной “большой немецкой тройки”. Что Audi, что BMW и особенно подопечная Daimler марка Mercedes-Benz (у всех трех компаний подъем продаж относительно продаж I квартала прошлого года) чувствуют себя прекрасно. Видимо, их клиенты перестали экономить на своих новых автомобилях – хороший знак для всей экономики страны. Однако возврата денег в сферу обновления парков топ-менеджмента и корпоративных флотов больше не почувствовала ни одна из компаний, относящих себя к автомобильному премиум-сегменту. Хуже того, продажи Infiniti, Cadillac, Jaguar и Saab сократились более чем наполовину. Общий итог для премиум-брендов в России пока не так хорош – минус 13%, что, впрочем, лучше, чем в целом по рынку.Китайские бренды делают все новые и новые попытки закрепиться на российском рынке. Из старых проектов только модели Chery остаются на гребне продаж. Первый квартал 2010 года вновь оказался для Chery очень удачным – +62%. Старожилы рынка Great Wall и BYD постепенно остывают вниманием к российскому рынку; впрочем, и россияне перестали хватать китайские пикапы и джипы.
Более новые китайские проекты пока имеют успех на местном рынке. В первом квартале этого года отличным спросом пользовались автомобили Vortex (те же Chery, только родом из Таганрога) и Lifan. Проект продаж автомобилей Geely забуксовал. Однако в целом китайским маркам удалось в I квартале 2010 года продать чуть больше машин, чем за тот же период годом ранее. При общем спаде рынка рост продаж китайских авто стоит рассматривать как небольшой успех.Тенденция устойчивого роста продаж в начале года, связанная не только с сезонными колебаниями, но и с общим восстановлением экономики, дает право предполагать, что рынок будет потихоньку расти весь год и составит 1,5 млн новых автомобилей. Программа утилизации, на которую государство планирует потратить 11 млрд рублей, также немного посодействует росту рынка. В итоге 2010 год может избежать участи стать самым худшим годом в новейшей истории российского авторынка, оставив это непривлекательное звание кризисному 2009 году, когда было продано 1,46 млн новых авто.
Кирилл Орлов