Статьи, 30 сен 2008, 09:08

МКАД угрожает здоровью и жизни автомобилистов

Производственный конфликт переживают врачи “скорой помощи” и сотрудники ГАИ, дежурящие на МКАД. Медики рассказали, почему они не успевают вовремя прибывать на место ДТП...
Читать в полной версии
Напомним, с 1 сентября на каждом посту ГАИ на пересечении всех крупных автострад Москвы с Московской кольцевой автодорогой заступили на дежурство бригады “скорой помощи”. Мотивация – как можно быстрее успевать к месту ДТП. В условиях сегодняшних диких пробок “скорая помощь” приезжает на место происшествия слишком поздно и зачастую не готова оказать необходимую пострадавшему помощь. Как рассказали нам врачи, введение круглосуточного дежурства на МКАД нисколько не изменило, а лишь усугубило ситуацию, в ходе которой страдают уже не только жертвы ДТП, но и больные в стационарах, а также сами медики. По данным МВД, порядка 30% людей, раненных в дорожных авариях, гибнут в первые 30 минут после ДТП из-за несвоевременного приезда медиков. Действующая федеральная целевая программа по обеспечению безопасности дорожного движения на 2006-2012 гг. предполагает создание спецстанций “скорой помощи” на основных магистралях и на МКАД
. Сегодня на стационарных постах начали дежурить по две-три машины медиков в зависимости от напряженности транспортного потока. Такая мера, считают чиновники, позволит ускорить оказание медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и сократить время доставки пострадавших в больницы. Принимать пациентов прямо с дорог должны больницы, расположенные вблизи автострад.После первого же месяца работы на трассе московские врачи начали бить тревогу. Как рассказал нам источник, близкий к редакции, врач автомобиля “скорой помощи” (на посту ДПС на пересечении МКАД и Дмитровского шоссе), эффективность от новвовведения фактически минимальная, поскольку чиновники соответствующий указ хоть и выпустили, а о нормальной организации работы и об оснащении машин “скорой помощи” не позаботились. Ни о каком снижении “летальной” статистики пока не может идти и речи. “Чиновники говорят, что благодаря нововведению скорость прибытия машины “скорой помощи” увеличилась на 6 минут, – это полная ерунда, – комментирует наш эксперт. – Реального смысла в этом нововведении, на мой взгляд, нет”.Главная проблема на сегодняшний день заключается в дефиците технического оснащения. Автомобили “скорой помощи”, предназначенные для трассы, выделены за счет общего штатного расписания, а значит, и за счет обычных больных, которые, сидя дома, пытаются дозвониться до неотложки. Не хватает машин, не хватает людей, не хватает бензина
. Навигационный спецпункт, созданный специально для автомобилей, работающих на МКАД, пока нормально не работает, жалуются врачи. Не хватает и спецподготовки по работе в экстремальных условиях – на это не было выделено ни средств, ни времени. “Линейные бригады обычно выезжают к бабушкам восьмидесятилетним с гипертонией, – комментирует источник. – Поэтому врачи, работающие на дороге, по идее, должны были бы пройти дополнительный инструктаж, но его проведено не было”.Не позаботился департамент здравохранения г. Москвы и о нормальных условиях труда для медиков на трассе, где полновластными хозяевами в своих будках считаются гаишники. Согласования со службами ДПС, как выяснилось, проведено не было. Сотрудников ГАИ никто не предупреждал о появлении “чужих”, поэтому они гнать-то не гонят, но и не общаются, оказывать мало-мальское содействие отказываются. “Мы являемся негласными свидетелями их действий, – комментирует наш источник. – Поэтому на практике с ними очень сложно найти общий язык”.Дополнительного топлива на обогрев салона водителям не выделяется, поэтому уже сейчас, осенью, врачи сидят круглосуточно и фактически неподвижно, съежившись от холода. Топливо, предназначенное для вызовов на место ДТП, порой идет для других целей, а именно – на обогрев салона. “Водители наши, бывает, списывают для себя по 1-2 литра топлива в сутки, – рассказывает источник. – Но это их хлеб и делиться им они с нами не хотят. Выделили нам как-то на неделю по 5 литров в сутки на обогрев – но это было неофициально, поэтому эксперимент этот быстро закончился”.Конечно, огромное желание мчаться куда-то спасать других людей, когда тебя самого за человека не держат, врачи испытывают вряд ли, а в это время где-то ждут приезда врачей жертвы ДТП, их родственники. Аварий на самом деле очень много – за сутки каждая реанимационная бригада имеет три-четыре вызова. Это могут быть самые разнообразные аварии: лобовое столкновение, падение с высоты, столкновение мотоциклов. Много аварий с участием грузовых фур, говорят врачи, – увы, почти всегда с летальным исходом.Страдают в это время не только автомобилисты, но и больные, безуспешно пытающиеся вызвать “скорую” домой. Врачи же, хотя и испытывают разнообразные неудобства, настроены все-таки более-менее оптимистично и рассчитывают, что власти в ближайшее время примут меры по организации работы – все-таки пока еще не так много времени прошло. Отказаться от работы на “скорой помощи” представители гуманной профессии вряд ли смогут. Им еще нужно собственные семьи содержать. Если в стационаре у фельдшера зарплата едва достигает 7-8 тысяч, то на “скорой помощи” фельдшер со стажем может получать 30 тысяч рублей, а врач – до 45-50 тысяч рублей.Елена Костякова