Статьи, 20 мар 2008, 07:24

Fiat возродится в России в третий раз

После блистательного выхода на российский рынок в 2006 году Fiat пережил резкий спад продаж. Модели FIAT Albea и FIAT Doblo отечественной сборки в регионах практически не найти. Впрочем, дефицит FIAT – это лишь начало чего-то гораздо более масштабного...
Читать в полной версии
Fiat взорвал российский авторынок в сентябре 2006 года, когда стартовал с яркой рекламной кампанией. В конце 2006 – начале 2007 г. у компании “Северсталь-авто”, которая является эксклюзивным дистрибьютором, все шло прекрасно: яркая импортная линейка, начало производства моделей FIAT Albea и FIAT Doblo Panorama
в Татарстане на ЗМА. Во второй половине прошлого года – резкий провал. Сегодня самые популярные модели Fiat Albea и Doblo Panorama отечественной сборки, находятся в дефиците: не хватает поставок. Региональные дилеры жалуются, что начиная с 2008 года марку приходится поднимать в глазах потребителей – в который раз – практически с нуля. Согласно статистике Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России, в 2007 году в России было продано 15 310 “фиатов” – это немало, но во втором полугодии – всего 5854 автомобиля. В последние шесть месяцев прошлого года продажи резко сократились вплоть до того, что в июле, например, было продано всего 16 FIAT Albea, а сверхпопулярный коммерческий минивэн Doblo Panorama (который многие россияне приспособили для семейных поездок) продавался в среднем по 20-30 машин в месяц по всей России. Кроме того, за шесть месяцев 2007 года было продано всего два Doblo Cargo. Объем продаж других импортных моделей (Panda, Grande Punto
, Croma) также оказался незначительным.Причина спада продаж – в сокращении поставок продукции с завода ЗМА, что в свою очередь связано с отладкой механизмов производства Albea и Doblo. Пауза, последовавшая через полгода после старта продаж, может существенно подпортить позиции марки в регионах, где, по словам представителей “Северсталь-авто”, и сосредоточена основная целевая аудитория Fiat. По словам директора по маркетингу компании “Крумб-Сервис” (г. Тольятти) Олега Костюка, машин нет в наличии. “Весь конец года машин просто не было: на производстве не хватало машинокомплектов, – рассказывает О. Костюк. – Сейчас вроде пошел прогресс, обещают увеличение поставок. Мы вынуждены все начинать с нуля, марку поднимать, вкладываться в рекламу! Ведь каких усилий требовало возбудить потребительский интерес в начале года, чтобы потом все угробить”.На Юге России примерно такая же ситуация. “Приходится прикладывать много усилий, чтобы поменять отношение, донести до людей, что это европейская марка с европейским качеством, тогда как у большинства “фиаты”, к сожалению, по-прежнему ассоциируются с отечественными автомобилями”, – подтверждает руководитель отдела продаж Fiat компании “Сокол Моторс” Федор Булгурян (г. Ростов-на-Дону).Дефицит Fiat чувствуют и на Урале. Как рассказали в компании “ЮжУралАвто” (г. Челябинск), базовых версий Albea в наличии нет, а поставок Doblo не было с сентября прошлого года. “В том году часто спрашивали, потом затихли, – рассказывает менеджер по продажам Наталья Матюнина. – Очень неприятная была ситуация. Но сейчас снова начнем принимать заявки, потому что обещают начать поставки”.Между тем, несмотря на то что по итогам года Fiat занял лишь 22 место, в этом году ситуация может поменяться в лучшую для него сторону. Как рассказал AutoNews.ru директор по маркетингу “Северсталь-авто” Валерий Тараканов, спад продаж FIAT Albea и FIAT Doblo в середине года был вызван переходом завода от сборки SKD к производству полного цикла CKD. “Это технологически сложный процесс, – говорит эксперт. – И заводу необходимо было время для выхода на запланированные темпы производства".По словам В. Тараканова, уже в этом году предприятие рассчитывает как минимум удвоить производство FIAT Albea и утроить выпуск пассажирской версии FIAT Doblo по сравнению с прошлым годом. А вот касательно Doblo Cargo директор по продажам “Северсталь-авто” Сергей Павленко сообщил, что во втором полугодии компания пересмотрела политику по продвижению этого продукта на российском рынке, существенно расширив модельный ряд и список опций и запустив дизельную версию, которую необходимо было сертифицировать. Поэтому сейчас поставки этих машин возобновились.FIAT Linea, который планируется запустить в производство на территории России до конца года, может стать крайне успешным продуктом, однако спрос, по мнению регионов, будет прямо зависеть от цены, поскольку в этом классе у Fiat уже достаточно конкурентов. К тому же к концу 2008 – началу 2009 г. новые седаны класса C появятся и на заводе GM под Питером, и, скорее всего, на “GM-АвтоВАЗ” и ВАЗе, а также на VW и на других автозаводах. Оптимальная цена, по мнению дилеров, около $18 тыс. Будем надеяться, что к концу года мы все же увидим новинку на рынке, иначе дилеры Fiat снова могут получить проблемы с продвижением модельной линейки. Как рассказали представители “Cеверсталь-авто”, подготовка к запуску Linea идет полным ходом, однако параллельно компания запускает проект по производству коммерческого автомобиля FIAT Ducato.“Параллельная организация производства крайне сложна технически, – говорит В. Тараканов. – В связи с этим вместе с нашими итальянскими партнерами из Турина мы решили, что запуск Linea состоится по очереди, то есть вслед Ducato, что позволит нам наиболее эффективно организовать производство и поддерживать качество всех автомобилей Fiat на высоком уровне”.Елена Костякова