Статьи, 30 окт 2007, 08:00

Москве нужен платный въезд в центр города

Московские власти передумали брать деньги за въезд в центр столицы. Пока передумали. А следовательно, транспортная обстановка в Москве в ближайшие годы будет оставаться катастрофической...
Читать в полной версии
Москвичам не позавидуешь: каждое утро у жителя столицы начинается с жесткого негатива. Пробки так всех достали, что рассматривались, наверное, уже все варианты выхода из создавшейся ситуации. Тем не менее, в ближайшее время все останется по-прежнему. Многоярусных дорог не появится, подземных магистралей, вероятно, тоже, от введения платного въезда в центр города уже отказались... Пробки останутся частью нашей жизни – это будет продолжаться вместе с ростом авторынка, то есть как минимум до 2014 года. С наступлением осени транспортная ситуация на дорогах Москвы стала настолько невыносимой, что опять резко обозначился вопрос о введении платного въезда в центр города. Идея сделать въезд в центр Москвы платным обсуждалась властями на протяжении последних двух лет. В качестве основного примера традиционно приводится опыт английской столицы
, где плату за въезд начали брать в 2003 году. Несмотря на многочисленные протесты граждан, система оказалась очень эффективной: за четыре года в центре Лондона трафик уменьшился на 20%. Россияне решили взять идею на вооружение: мэр Москвы Юрий Лужков предложение поддержал, и вопрос был взят на изучение.Более того, вслед за Москвой пошел и Питер, хотя на самом деле в Северной столице еще можно жить: пробки там не настолько ужасные, да и проспекты пошире. И все равно, на прошлой неделе правительство Санкт-Петербурга тоже предложило сделать платным въезд в центр города, а также стоянку на улицах в исторической части города. Сейчас питерские чиновники готовятся вынести это предложение на рассмотрение в Госдуму РФ.Между тем все больше чиновников стали высказываться “против” идеи платного центра города для автомобилистов, в первую очередь говоря о Москве. Они считают, что к такому нововведению ни морально, ни финансово не готовы ни сами автовладельцы, ни ГИБДД
, ни дорожники, ни банковские структуры. Префект ЦАО Сергей Байдаков в качестве альтернативы предложил изменить миграционные потоки, вынеся деловые центры за пределы ЦАО. По его словам, создание мест труда в других округах будет способствовать решению транспортных проблем, так как меньше людей будут стремиться в центральную часть города. В “Мосавтодоре” тоже скептически отнеслись к введению платы за проезд – по инженерным соображениям.По мнению заместителя генерального директора ГУП “Мосавтодор” Андрея Вышегородцева, брать пример с Лондона в данном случае неправильно. “Любая радиальная кольцевая система означает, что движение к центру с каждым шагом становится все труднее, – говорит эксперт. – В мире существует всего два города с радиальной кольцевой транспортной системой – это Москва и Вена. Поэтому Москва в некотором роде город уникальный. Прежде чем принимать какое-то решение, нужно семь раз отмерить. Те же англичане, прежде чем стали брать плату за въезд в центр, думали три года”. Правда, сколько времени нам нужно на раздумья, эксперт ответить затруднился.Между тем стало ясно, что о сроках речь на самом деле уже не идет. В Департаменте транспорта и связи правительства г. Москвы подтвердили, что плату за въезд в центр города “не будут вводить вообще, ни в ближайшие три года, ни в тридцать три”. “Ни платного въезда в центр Москвы, ни платных дорог в Москве мы не планируем. Политика правительства г. Москвы такова, чтобы въезд в город для всех граждан был одинаков без ограничений”, – сказала пресс-секретарь департамента Мария Проценко. Разгружать центр планируется главным образом за счет развития общественного транспорта – меры предлагаются соответствующие. Среди них: строительство новых станций метро, отдельные полосы для общественного транспорта, запуск новых видов общественного транспорта (например скоростного трамвая).В это время становится ясно, что методы, используемые правительством для разгрузки центра, едва ли можно считать эффективными. Давным-давно обещанные спецполосы для общественного транспорта так и не заработали, скоростной трамвай обещают уже который год. Предложение властей вынести офисы в “Москва-Сити” – тоже не вариант. Сегодня, когда здесь работает всего 5 тысяч человек, транспортная ситуация просто чудовищная, а с открытием новых башен в 2009 году, когда численность персонала достигнет 500 тысяч человек, будет еще хуже. Огромные деньги вкладываются в создание перехватывающих парковок, где люди могли бы оставлять автомобили и пересаживаться на метро, но идея близка к провалу. Во-первых, люди морально не готовы расставаться с собственными машинами в течение дня, во-вторых, это довольно неудобно и приходится тратить время на пересадку. В-третьих, само метро уже работает на грани своей пропускной способности – в часы пик у метро есть свои “пробки”, когда в узких местах ожидание входа на эскалатор в плотной людской очереди может составлять 15 минут и больше.К примеру, в Питере в октябре открылась первая перехватывающая парковка возле станции метро “Ладожская”, но оказалась практически невостребованной. В день открытия услугами парковки, рассчитанной на 288 мест, воспользовались лишь пятеро автомобилистов. На сегодня услугами стоянки в среднем пользуются всего порядка 35 человек.Новые дороги строятся как-то вяло, впрочем, эксперты говорят, что одними дорогами ситуацию все равно не исправишь: федеральный бюджет, который выделяется на строительство новых дорог, не успевает за общим ростом авторынка, который в любом случае в ближайшие годы будет опережать. Инвесторы не желают вкладывать деньги в неблагодарное дело, поскольку строительство новых, платных дорог требует огромных инвестиций в новое оборудование и в принципиально новые, более качественные материалы строительства.Старые дороги реанимировать порой даже нет возможности. Как отмечает руководитель управления эксплуатации дорог ГУП “Доринвест” Валентин Субботин, особенно плохо обстоит дело в жару: многочасовые пробки приводят к продавливанию полотна, в том числе тротуаров, конструкция которых не предусматривает веса автомобилей, поэтому сегодня многие тротуары неровные и корявые. “К тому же пробки делают практически невозможной уборку дорог, – говорит В. Субботин. – А потом нас ругают и жалуются, что мы делаем не вовремя. Нужно либо пускать транспорт в центр по системе “чет-нечет”, либо делать платным въезд в центр”.Очевидно, что нужен какой-то комплексный подход, однако найти это золотое сечение не так-то просто. Судя по всему, споры о том, как же нам избавиться от бесконечных пробок, будут длиться еще долго – а пока эксперименты продолжаются. Между тем эксперты считают, что полный отказ от взимания платы в ближайшие годы все-таки не совсем оправдан и при комплексном подходе эта мера еще может оказаться полезной.Елена Костякова