Статьи, 03 апр 2007, 09:36

День рождения ГАЗа и другие события недели

Как из железнодорожника получился автопромышленник? Почему “Готовый мотор” не стал массовым? Чем кошачьи глаза помогают водителям? В каком сарае родился первый русский автомобиль? Кто первым испытал автомобиль Бенца? В чем Форд помог ГАЗу?..
Читать в полной версии
2 апреля 1965 года, в День Гудмунда, шведская фирма SAAB запустила “Проект Гудмунда” по разработке машины, которая должна была заменить Saab-96. Новый автомобиль получил 99-й номер и был впервые показан в Стокгольме в ноябре 1967 года. Первая машина была продана в 1969 году. На Saab-99 устанавливался 4-тактный двигатель водного охлаждения мощностью 87 лошадиных сил с электрическим вентилятором, что было нехарактерно для машин того времени. За 15 лет выпуска в конструкцию автомобиля было внесено множество изменений, в частности, в 1978 году на 99-й поставили турбированный двигатель.В 80-х на смену 99-й модели пришел Saab-900
, который к 1984 году окончательно вытеснил ее с конвейера.2 апреля 1875 года родился основатель корпорации Chrysler
Уолтер Крайслер. Он начинал механиком на железной дороге, работал управляющим в компании American Locomotive. В 1911 году Крайслер пришел работать в Buick Motors и после ухода Дэвида Бьюика с поста руководителя компании занял пост президента Buick и первого вице-президента General Motors.В 1920 году Крайслер покинул фирму и ушел в компанию Willys, помог ей избежать банкротства и поспособствовал улучшению ее финансового положения. В 1923 году он приобрел фирму Maxwell Chalmers и наладил на ней выпуск собственного автомобиля с 6-цилиндровым двигателем. Эта машина под именем Chrysler Six стала первой моделью новой Chrysler Corporation, основанной в 1925 году.Вскоре Chrysler приобрел такие марки, как Plymouth, De Soto и Dodge. Инженеры Chrysler Фред Зедер, Оуэн Скелтон и Карл Брир разработали в 30-е годы автоматическое сцепление, подвеску двигателя на резиновых опорах (1932 г.), синхронизированную коробку передач (1933 г.), полуавтоматическую трансмиссию Fluid Drive (1938 г.) и т.д. К концу 30-х годов корпорация вышла на третье место в США по объему производства автомобилей и прочно заняла место в “Большой тройке” американских автопроизводителей. Американский журнал Time в 1928 году назвал Уолтера Крайслера “Человеком года”.2 апреля 1872 года американец Джордж Брайтон получил патент на изобретенный им двигатель внутреннего сгорания, так называемый “Готовый мотор”. Принцип работы двигателя Брайтона заключался в непрерывном воспламенении находящейся под давлением газовоздушной смеси. Изобретенный Брайтоном термодинамический цикл применяется в газотурбинном двигателе, но в автомобилестроении широкого распространения не получил, за исключением болидов для установления различных рекордов.3 апреля 1885 года Готтлиб Даймлер получил немецкий патент на 1-цилиндровый двигатель внутреннего сгорания с водяным охлаждением. До этого времени никому не удавалось решить вопрос отвода тепла от двигателя, который очень сильно разогревался во время работы. В двигателе Даймлера вода циркулировала вокруг моторного блока, и этот метод до сих пор используется в автомобильной промышленности. Осенью следующего года Даймлер построил свой первый автомобиль с двигателем собственной конструкции.3 апреля 1934 года британский изобретатель Перси Шо получил патент на дорожный катафот (световозвращатель). Первый катафот монтировался в дорожное полотно и состоял из отражающих стеклянных линз, обрамленных резиной и смонтированных на железном основании. Эти маленькие приспособления отражали свет фар проезжающих автомобилей и указывали направление движения. Из-за английского названия “cat’s eye” ходит легенда, что идея катафотов пришла Шо, когда он увидел, как свет фар отражается в глазах у кошки, сидевшей на заборе у дороги. Сам он, однако, приводил иную версию: поводом к изобретению стал блеск отполированных трамвайных рельсов в окрестностях Бредфорда, а название пришло само собой. Шо предложил разную конструкцию катафотов для разделительных линий и обочин.Вскоре Шо основал компанию Reflecting Roadstuds Ltd. по производству катафотов. Они получили большое распространение во время Второй мировой войны, когда возникли серьезные перебои с электричеством. Сейчас оригинальные катафоты повсеместно заменяются пластиковыми.Британский журналист Джеймс Мэй назвал катафот “маленьким куском металла и резины, который, вероятно, спас больше жизней, чем что бы то ни было”.4 апреля 1885 года один из создателей первого отечественного автомобиля, отставной лейтенант флота Евгений Яковлев подал прошение о строительстве во дворе собственного дома на набережной Малой Невки сарая, который можно было бы использовать под мастерскую двигателей. До постройки мастерской Яковлев работал над двигателями внутреннего сгорания в подвале дома.В 1889 году Яковлев смог переделать газовый двигатель Отто для работы на керосине. Сам Отто высоко оценил работу Яковлева: машина после переделки с газа на бензин отменно работала не только на бензине, но и на керосине “вполне исправно”.В 1891 году Евгений Яковлев открыл Первый русский завод газовых и керосиновых двигателей на Большой Спасской. На Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго в 1893 году завод и его владелец были удостоены бронзовой медали и почетного диплома выставки. На этой же выставке встретились Евгений Александрович Яковлев и горный инженер Петр Александрович Фрезе, спустя три года построившие первый русский автомобиль. В 1896 году усилиями Первого русского завода газовых и керосиновых двигателей Е. А. Яковлева и экипажной фабрики “Фрезе и Неллис” такой автомобиль был создан.10 мая 1898 года Яковлев скоропостижно скончался.4 апреля 1929 года скончался выдающийся пионер мирового автомобилестроения Карл Бенц.Свою первую фирму Benz & Co., выпускавшую двухтактные двигатели, Бенц основал в Мангейме в 1883 году. Позже он познакомился с Готтлибом Даймлером, по совету которого и построил свой первый автомобиль – motorwagen. За руль (точнее за ручку) трехколесного экипажа с 1-цилиндровым двигателем мощностью 0,75 лошадиной силы в 1885 году села супруга Бенца – Берта.Патент на свое изобретение Бенц получил в январе 1886 года, а в июле того же года он представил первый автомобиль с бензиновым двигателем.В 1903 году Бенц покинул Benz & Co., но остался членом наблюдательного совета компании до самой кончины. Фирмы Бенца и Даймлера объединились в 1926 году в Daimler-Benz, а автомобили объединенной компании стали называться Mercedes-Benz.По собственным словам Бенца, его жизненным кредо было: “Побольше уважения к ремеслу”.4 апреля 1931 года скончался Андре Мишлен, вместе с младшим братом Эдуаром основавший шинную империю Michelin.Братья, владевшие небольшим заводом в Клермон-Ферране, создали легкосъемную шину и в 1891 году предоставили ее для испытания известному велогонщику Шарлю Террону, который осенью того же года испробовал новые шины в 1200-километровой гонке Париж – Брест – Париж и оказался в числе первых. Убедившись в конкурентоспособности своего творения, братья наладили производство велосипедных шин на своем предприятии, а затем освоили автомобильные.Автогонки также способствовали популярности мишленовских покрышек. В частности, в 1899 г. Камиль Женатци впервые в истории преодолел рубеж скорости в 100 км/ч на электромобиле La Jamais Contente, оснащенном шинами Michelin.После кончины Андре управление фирмой полностью перешло к Эдуару, который в середине 30-х годов, с начала финансового кризиса в компании Citroen, получил права на управление ею и во многом способствовал ее спасению.5 апреля 1923 года американская компания Firestone Tire and Rubber Company начала выпуск камерных покрышек. Firestone получила выгодный контракт на поставку шин для модели Ford T и долгое время оставалась лидером американской шинной промышленности, пока не уступило первое место компании Goodyear. Камерные покрышки не были оригинальной разработкой компании, но она первая освоила их массовое производство.6 апреля 1929 года утверждено решение о выборе района строительства будущего автозавода – около города Нижнего Новгорода. Год спустя, в мае 1930 года, был заложен первый камень в фундамент будущего автомобильного завода, а в январе 1932 года с конвейера сошел первый автомобиль – грузовик НАЗ-АА.Первые автомобили моделей ГАЗ-А и ГАЗ-АА изготавливались по чертежам Ford, с которым было заключено соглашение о технической помощи. Сходившие с конвейера машины уже несколько отличались от американских прототипов: для российского варианта были усилены картер сцепления и рулевой механизм.С Генри Фордом связана еще одна знаменательная дата недели. В 1929 году, когда зарождался ГАЗ, Форд уже напрямую не руководил компанией (в 1919 году он передал руководство компанией сыну Эдселю), однако по-прежнему принимал ключевые решения.После успеха разошедшейся в количестве 4 миллионов штук модели Ford A, ставшей впоследствии образцом для нижегородских автостроителей, Форд взял за правило ежегодно обновлять модельный ряд (модель Ford T выпускалась с 1908 по 1927 год).В 30-е годы Генри Форд активно внедрял в производство пластиковые материалы, сделанные из сельскохозяйственных продуктов, в частности соевых бобов. Пластиковые детали широко использовались на автомобилях Форда того времени, а в 1942 году Генри Форд запатентовал автомобиль, кузовные детали которого почти полностью были пластиковыми. Его масса была на 30% меньше обычного автомобиля того же размера, а прочность кузова была в 10 раз больше, чем стального. К тому же машина ездила на этиловом спирте.Генри Форд скончался в возрасте 83 лет в собственном поместье Фер-Лейн в Дирборне 7 апреля 1947 года.Одним из главных достижений Форда стал введенный им в 1913 году метод конвейерной сборки автомобилей, который позволил всего за один год поднять производительность труда на 40-60%.