Статьи, 07 фев 2007, 07:39

Поставки Ford Focus в России снова под угрозой срыва

Поставки Ford Focus снова под угрозой, рабочие Всеволожского завода объявляют бессрочную забастовку. Возможно, следствием разборок на заводе станет очередное подорожание бестселлера...
Читать в полной версии
Все влюбленные в симпатичную модель Ford Focus и терпеливо ожидающие своей очереди могут отложить свои надежды на потом. Поскольку на 14 февраля профсоюз Ford наметил проведение бессрочной забастовки. Конфликтным вопросом является отказ руководства компании заключить с рабочими завода коллективный договор на 2007 г., составленный профкомом. В частности, в нем прописаны социальная политика на предприятии, пункты улучшения условий труда на заводе и повышения заработной платы сотрудников. Требования фордовских рабочих, на первый взгляд, могут показаться завышенными. В конце концов, сколько можно бастовать? За последние 2 года это как минимум четвертая забастовка. Трудовой спор на заводе Ford Motor Company возник еще в сентябре 2005 года, речь шла о повышении заработной платы на 30%. Рабочие провели две “итальянские” забастовки
. Итогом стало увеличение зарплаты на 14%.С другой стороны, начиная с 1 января 2006 года производство во Всеволожске увеличилось вдвое, а сотрудники действительно оказались перегружены работой. Ford Focus сегодня настолько популярен, что завод давно не справляется с заказами, а очереди на автомобиль вот уже который год исчисляются десятком месяцев. Вот рабочие и жалуются в очередной раз на слишком низкую заработную плату (в среднем 15-18 тыс. рублей) и, оглядываясь на своих зарубежных коллег, высасывающих из концерна миллиарды на “социалку”, считают, что Ford может платить и больше.В настоящее время Ford Motor Company ведет переговоры со строптивым персоналом. Вероятно, руководство завода все-таки пойдет на уступки, несмотря на то, что на самом деле, примерно такая же, а то и меньше, зарплата сегодня начисляется на всех автопредприятих страны.“По сравнению со своими коллегами с отечественных заводов рабочие Ford
находятся в более выгодном положении, так как таких белых зарплат и соцпакета нет у очень многих компаний, – комментирует генеральный директор КА “Автокадр” Татьяна Григорьева. – Все познается в сравнении, а не видя ничего другого, всегда кажется, что где-то лучше, а здесь нас угнетают и мало платят. Однозначно, эта ситуация выгодна только профсоюзам, вернее, конкретным активистам, которые таким способом зарабатывают себе политические бонусы”.Между тем, по оценке аналитика БД “Открытие” Халиля Шехмаметьева, у рабочих Ford выручка на одного рабочего больше примерно в 5 раз, чем у других автопроизводителей в России. Фордовцы решили, что вполне могут себе позволить бастовать – бояться им нечего. Кадровая конкуренция в Ленинградской области становится очень острой. Новые компании на местной производственной площадке (Toyota, General Motors, Nissan) будут искать персонал, и весь вопрос будет в цене и социальных гарантиях.В ближайшее время кадровые потрясения постигнут все российские автозаводы (вспомнить хотя бы, как весь год лихорадило АвтоВАЗ). Основной проблемой становится дефицит квалифицированной рабочей силы. “Если расчет идет на перекупку персонала у уже действующих заводов, то это тупиковый путь по кругу, – комментирует Т. Григорьева. – Решение – только привозить рабочих вахтовым методом, потому что на предполагаемый объем производства реально не хватит человеческих ресурсов”.Дефицит квалифицированной рабочей силы может заставить автозаводы рассмотреть и весьма радикальные варианты, считает Х. Шехмаметьев. По его мнению, можно ожидать сообщения о планах постройки завода в другом регионе: “Ford уже имеет опыт в сворачивании работы завода в Белоруссии. Возможно, придется свернуть идею инвестирования $250 млн в расширение завода во Всеволожске, а начать строить завод на новом месте”.Потребителей производственные проблемы мало волнуют, но и для них есть неутешительная весть. Вследствие забастовки автомобили Ford могут подорожать. “О доле затрат на з/плату в себестоимости у Ford во Всеволожске информации нет. Но по российским аналогам она составляет до 20%, – комментирует Х. Шехмаметьев. – Таким образом, рост заработной платы на 30% может привести к увеличению стоимости на 6-8%”.В принципе для Ford это не критично, считают эксперты, и не приведет к снижению доли рынка в России: основные инвестиции в освоение рынка прошли, дилерская сеть создана и снизятся инвестиции в развитие и поддержание. Что касается поставок, то, по мнению аналитика ИК “Тройка Диалог” Гайрата Салимова, компания не допустит снижения своих продаж и попробует перекрыть недопроизведенные объемы за счет импорта. Большинство сходятся во мнении, что руководству Ford все-таки удастся договориться с персоналом.Что касается отечественных автозаводов (ВАЗ, ГАЗ, УАЗ), до недавнего времени забастовки они предпочитали не практиковать – ограничивались митингами. Но сейчас, например, и рабочие ВАЗа, наблюдая успешные действия своих всеволожских коллег, вполне могут позволить себе провести забастовку с требованиями повысить зарплату…