Статьи, 07 сен 2005, 10:50

В сентябре бензин станет совсем «золотым»

По Западной Европе стоит стон – автовладельцы считают затраты на бензин. В Великобритании стоимость автомобильного топлива «пробила» рубеж 1 фунт за литр, в ЕС вышла на средний уровень 1,23 евро. Россия не собирается отставать от развитых стран и в ближайшее время ответит очередным повышением цен на бензин - только в сентябре как минимум на рубль…
Читать в полной версии
По Западной Европе стоит стон – автовладельцы считают затраты на бензин. В Великобритании стоимость автомобильного топлива «пробила» рубеж 1 фунт за литр, в ЕС – вышла на средний уровень 1,23 евро. Россия не собирается отставать от развитых стран и в ближайшее время ответит очередным повышением цен на бензин - только в сентябре минимум на рубль.Американский ураган «Катрина»
, сокращение переработки нефти в Норвегии и прочие природные и экономические катаклизмы поставили очередные рекорды цен на нефть и, как следствие, на розничный бензин. Американцы отдают уже 2,46 долларов за галлон бензина, а на европейские АЗС бензин попадает уже по цене 862 доллара за тонну. Ликуют лишь российские нефтяники — никакие пошлины не заставят их отказаться от экспорта ГСМ за рубеж. Между тем в ближайшее время средняя стоимость литра горючки на отечественных АЗС повысится, по различным оценкам, от 50 копеек до рубля, уже подорожав на рубль.Цена поставки бензина в северо-западной Европе достигла к концу предыдущей недели нового рекорда
. Так, за период 26 августа - 2 сентября 2005г. цена поставки бензина выросла на 30% с 663 до 862,25 долларов за тонну. Столь существенное повышение цен на бензин на европейском рынке эксперты связывают с существенным подорожанием бензина в США, вызванного ураганом «Катрина», а также сокращением переработки нефти в Норвегии. Цена фьючерса на бензин на NYMEX на этой неделе достигла новой рекордной отметки — 2,46 доллара за галлон.Безо всяких ураганов подорожала «горючка» и в России. По данным Центра исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков «Кортес», за последнюю неделю рыночные цены на бензин выросли на 4,39%. Минимальная и максимальная цены на бензин марки А-76 составили соответственно 13600 рублей и 16375 рублей за тонну. За бензин марки АИ-92/93 владельцы АЗС платили уже от 15550 до 19200 рублей за тонну, а тонна бензина марки АИ-95 обходился в 17950-20100 рублей. Помимо бури эмоций, которую вызвал такой рост у автовладельцев подорожанием литра бензина, например, на московских заправках почти на рубль, СМИ с подачи аналитиков вновь заговорили о сговоре нефтяников.По словам исполнительного директора МТА Григория Сергиенко, искать логических взаимосвязей между ростом мировых цен на нефть, пошлиной на ее экспорт из России и налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с целью объяснить текущие ценники на российских АЗС не стоит. Все это было бы возможно при наличии рынка с его антимонопольным законодательством и конкуренцией. Однако в России, по оценке Г.Сергиенко, такого рынка до сих пор нет. «Иначе как объяснить рост цен на бензин в стране, оставляющей треть добываемой нефти себе, а две трети отправляющей на экспорт», — вопрошает эксперт.По мнению многих экспертов, сложившаяся на сегодняшний день система взаимодействия государства и нефтяников направлена на изъятие сверхприбылей у нефтяных компаний, которые они получают, экспортируя черное золото. Очередная попытка — предложение министра экономического развития Германа Грефа установить «приемлемую» мировую стоимость барреля нефти на отметке 27 долларов, а прибыль, получаемую нефтяниками сверх этой ставки изымать. В МЭРТ предполагают, что, поделившись с бюджетом сверхдоходами, нефтяные компании сэкономят на НДПИ. Напомним, сейчас этот налог растет в зависимости от изменения мировых цен на нефть, чиновники же предлагают зафиксировать его на уровне 826,5 рублей за каждую тонну добытой нефти, если ее мировая цена превысит 27 долларов за баррель.В МТА считают, что такими методами само государство борется не с причинами роста цен, а их последствиями. Ведь при таком раскладе влияние интересов участников энергетического рынка, а, следовательно, нездоровая конкуренция сохраняются. Уже завтра нефтяники изыщут способы выдавить с рынка конкурентов, например, прибегая к административным ресурсам. К тому же, сложившаяся сегодня структура вертикально-интегрированных компания в сфере ТЭК не позволяет отслеживать ценообразование бензина от стадии переработки нефти до попадания горючего в розницу.Все это сваливается на плечи рядовых граждан. Эксперты обращают внимание на очередной скачок оптовых цен на нефть за последний месяц почти на тысячу до 9 тыс. рублей за тонну. «Понятно, что из дорогой нефти дешевого бензина не получится», — говорит Г.Сергиенко, прогнозируя рост бензина на АЗС в ближайшее время на очередные 50 копеек. Впрочем, его коллега, президент МТА Евгений Аркуша, более категоричен. По его мнению, бензин марок Аи-92 и Аи-95 в Москве в ближайшее время вырастет приблизительно на один рубль за литр.В попытке успокоить россиян Е.Аркуша добавил, что с октября-ноября цены могут пойти вниз. Характерно при этом, что еще в начале года в МТА ожидали относительного затишья на топливном рынке хотя бы летом, связанного с отпускным сезоном и падением спроса на бензин. Затишье это должно было стабилизировать ситуацию на рынке и даже привести к некоторому падению цен на горючку. Между тем в самый разгар сезона отпусков, за две недели июля, бензин подскочил в рознице почти на рубль.Как это уже случалось раньше, вряд ли помогут и пересмотренные правительством в очередной раз ставки на экспорт тонну нефти из страны, которая зафиксирована с 1 октября текущего года на отметке 179 долларов (пока это 140 долларов за тонну). Природные и экономические катаклизмы в Европе и США в конце прошлой недели подбросили мировые цены на нефть до рекордных 71,85 долларов за баррель. Между тем, месяц назад при цене в 60 долларов декабрьские контракты на поставки нефти заключались уже по 80 долларов за баррель. Поэтому автолюбителям предлагается лишь затянуть пояса потуже и надеяться на то, что отдаваемые ими заправщикам деньги хотя бы не будут выводить из строя автомобили, так как качество нашего бензина никак не растет вместе с его ценой.Артур Саруханов