Статьи,
02 сен 2005, 10:39
Китайский Great Wall хочет делать в России свои машины
Китайская угроза российскому автомобильному рынку стала по настоящему реальной после московского мотор-шоу. Китайский производитель пикапов и внедорожников Great Wall ищет в России производственную площадку...
Читать в полной версии
Китайская угроза российскому автомобильному рынку стала по настоящему реальной после
московского мотор-шоу. Если до этого, продажи китайских автомобилей шли не шатко ни валко (за полгода китайцы продали в России около 350 автомобилей), то на Красной Пресне прозвучало сразу несколько громких заявлений. Одно из них – китайский производитель пикапов и внедорожников
Great Wall
ищет в России
производственную площадку, которая смогла бы организовать производство. Европейские коллеги открестились от создания совместных производств с российскими автопроизводителями –
Renault
и
Ford уже имеют собственные заводы,
Toyota построит через два года, да и
Volkswagen, который никак не может решиться придти в Россию, планирует создать в России собственную площадку. Китайцы же готовы к созданию СП или же простому размещению заказов на сборку автомобилей. Объясняется это просто – требования к качеству китайской продукции гораздо ниже, нежели предъявляемые крупнейшими мировыми автопроизводителями. Если
Ford или
Renault боятся потерять свое имя, то китайцам терять нечего – их продукция практически неизвестна за пределами Поднебесной. Претендентов на звание партнер
Great Wall пока два. Это
ЗАО «Рослада», входящая в группу «СОК» и калининградский
«Автотор». Оба эти предприятия сейчас находятся в достаточно тяжелом положении и их владельцы спешно пытаются найти новых партнеров. На
ЗАО «Рослада» сегодня собираются хорошо известные
«девятки», однако объем поставок машинокомплектов с
ОАО «АВТОВАЗ» постоянно снижается – поставок требуют внешние рынки, в первую очередь Украина, где начался настоящий автомобильный бум и
спрос на российские автомобили заметно вырос. При этом
«Рослада» является классическим сборочным предприятием в западном понимании этого словосочетания – современный емкий конвейер, минимум персонала и гибкость производства. Закрывать такое предприятие «СОК» не хочет, поэтому после тщетных попыток найти партнеров на Западе, обратил свое внимание на Восток. По данным Autonews.ru, «СОК» сейчас ведет переговоры сразу с несколькими производителями автомобилей из Китая и
малазийским Proton. Другое российское сборочное предприятие –
ЗАО «Автотор» пострадало как раз из-за группы «СОК», которая в обмен на покупку конвейера для сборки
Kia Spectra «выторговала» себе и новую модель (ее название объявят позднее) и некоторые другие преференции у своего корейского партнера. А «Автотор» вынужден сворачивать сборку самых ходовых моделей –
Kia Rio и
Kia Sportage. Естественно, что у калининградского предприятия остаются другие партнеры –
BMW и
GM, однако, по нашим данным, отчисления от сборки автомобилей этих концернов не приносят «Автотору» большого дохода. На
«Автоторе» говорят, что готовы дополнительно к имеющимся объемам собирать до 30 тыс. автомобилей в год без переналадки оборудования или дополнительных инвестиций.Кого выберет китайская сторона пока неизвестно. Однако, скорее всего, все будет зависеть от российских компаний – кто предложит более выгодные условия, тот и получит сборку. В
Great Wall понимают, что и «Рослада» и «Автотор» сегодня находятся в таком положении, когда
не могут диктовать свои условия, поэтому размер маржи за сборку автомобилей
определяют сами китайцы. Российским же компаниям будет уготована роль простых сборщиков, которые в лучшем случае будут варить и окрашивать кузова, а в худшем – прикручивать бамперы и колеса. Впрочем, пока неизвестна и модель, которую
китайцы хотят собирать в России.Устаревшие «рамники» SUV, Deer или Sokol, которые «в базе» не имеют даже полного привода пока в России не прижились несмотря на выгодную цену. Остается новинка компании –
внедорожник Hover, имеющий достаточно современный дизайн и двигатель
Mitsubishi. Импортируемая модель будет стоить около 24 тыс. долл. В случае, если в России организовать мелокоузловую сборку этих автомобилей, да еще и воспользоваться достопамятным постановлением N166, разрешающим
беспошлинно ввозить автокомпоненты, то стоимость автомобиля упадет до отметки в 16-18 тыс. долл. А это будет означать появление мощного конкурента как для российских автомобилей типа
Chevrolet Niva или
UAZ Patriot, так и для иномарок начального уровня. Впрочем, гадать осталось недолго – по нашим данным
Great Wall объявит свое решение относительно России до конца I квартала 2006 года.
Антон Максимов