branding imagebranding image
Autonews
Тест-драйвы
Подписаться на Telegram-канал

Такая же, но лучше. Тест-драйв Skoda Octavia

Практичность – это совсем не скучно. Octavia может быть разной, а ее характер не всегда зависит от двигателя...
Система ценностей. Тест-драйв Skoda Octavia
Система ценностей. Тест-драйв Skoda Octavia
Octavia третьего поколения – абсолютный лидер российского гольф-класса. Машина с редким кузовом лифтбек пользуется хорошим спросом, потому что предлагает много автомобиля за вполне разумные деньги. Во-первых, у нее самый большой в классе багажник. Во-вторых, современные двигатели высокой мощности. Наконец, Octavia хорошо оснащена. Пытаясь разгадать феномен столь удачной конструкции, мы поездили на ней всей редакцией. Впечатления были похожи, как никогда прежде.


Евгений Багдасаров, 34 года, ездит на Volvo C30

Знакомые владельцы «Октавий» предыдущих поколений характеризуют нынешнюю машину одинаково скупо: «Такая же, только лучше». Несмотря на революционную платформу, увеличившиеся габариты, более «жесткие» линии кузова, поколение A7 не воспринимается принципиально новым автомобилем. Тонко проработанные детали растворяются в знакомом и слишком простом облике. Чешской машине нужен яркий окрас, красный или синий. Белый или серебристый кузов теряется на фоне серой геометрии заборов и одинаковых новостроек.

Но стоит поднять багажную дверь, как преимущества более ярких конкурентов моментально меркнут. С таким багажником постоянно думаешь, чем бы его загрузить, чтобы еще такое перевезти, а размер сумок с продуктами автоматически вырастает вдвое. Это рай перфекциониста, который по миллиметру выравнивает коврик у двери, а вечерами высчитывает, во сколько рублей ему обошелся литр багажника.


И мне в этом раю не очень уютно, если бы не топовый 180-сильный мотор. Он, подобно яркому цвету кузова, полностью преображает машину. Подхват яркий, а реакции на педаль акселератора благодаря 7-ступенчатому «роботу» - острые. Главное, не забывать надежно закрепить груз в багажнике, благо средств для его подвешивания, удержания и фиксации – целый арсенал. Иначе после атаки поворота придется собирать рассыпавшиеся вещи с большой территории.

В Octavia я пересел как раз после Rapid. Вроде бы ровно та же история, но рассказанная хорошо поставленным дикторским голосом, без запинок и недомолвок. В знакомых линиях больше качества, а в повадках больше породы. Машина едет плотно, без кренов и при этом легко справляется с ямами, стыками и «лежачими полицейскими». Octavia – живое доказательство тому, что баланс между комфортом и управляемостью существует. И у нового рассказчика куда больше аргументов, почему седан может быть пятидверным, а семейный автомобиль – азартным.

Конечно, автомобиль с мотором 1,8 по нынешним временам совсем не дешевый – он стоит более миллиона, но с менее мощным двигателем и с другой задней подвеской (балка вместо многорычажки) Octavia будет ехать не так здорово. Можно, конечно, попытаться рассчитать в рублях выгоду в мощности и разгоне в сравнении с конкурентами, но проще просто проехать за рулем по относительно пустому шоссе.

Техника


Octavia третьего поколения построена на фольксвагеновской модульной платформе MQB, которую используют Audi A3, Volkswagen Golf и Seat Leon, а также почти все компактные кроссоверы VAG. Спереди – стойки McPherson, а вот конструкция задней подвески зависит от модификации. Машины с моторами объемом 1,6 и 1,4 л оснащаются полузависимой балкой, Octavia 1,8 и самая мощная версия RS – многорычажной задней подвеской.

В Европе гамму двигателей открывают турбомоторы объемом 1,2 л мощностью 85 и 110 л.с., но в России базовым является атмосферный двигатель 1,6 MPI мощностью 110 лошадиных сил. Следующая ступень – турбомотор 1.4 TSI с алюминиевым блоком цилиндров и непосредственным впрыском топлива, который развивает 150 лошадиных сил. Двигатель классического объема 1,8 л в нынешнем исполнении выдает 180 л.с., имеет непосредственный впрыск и систему изменения фаз впуска. На версию RS устанавливается 220-сильный двухлитровый мотор той же серии TSI. Атмосферный мотор агрегатируется с 5-ступенчатой МКП или 6-ступенчатым гидромеханическим «автоматом», а турбодвигатели – с 6-диапазонной «механикой» или преселективной трансмиссией DSG с двумя сцеплениями.

Из всех возможных дизелей в Россию поставляется только двухлитровый вариант мощностью 150 л.с., хотя в Европе есть и 184-сильный вариант, а также мотор 1,6 TDI мощностью 110 лошадиных сил. Причем все дизельные версии могут полноприводными с муфтой Haldex в приводе задних колес, но к нам такие опять-таки не поставляются. Единственный полноприводный вариант в России – универсал повышенной проходимости Octavia Scout, который оснащается мотором 1,8 TSI и 6-ступенчатой DSG.

Полина Авдеева, 27 лет, ездит на Opel Astra GTC


Мое знакомство с «роботом» DSG несколько лет назад чуть было не закончилось лишением прав. Отделаться штрафом удалось только благодаря хорошим тормозам. Правда, тогда я была за рулем Skoda Superb, но провокационный характер турбомотора объемом 1,8 л, работающего в паре с «роботом» DSG, запомнила надолго. Нынешняя Octavia с этим агрегатом, кажется, еще быстрее. Она легко набирает первую сотню, всего за 7,5 секунды, а комфорт и хорошая шумоизоляция успешно скрадывают скорость. Двигатель ведет себя, как и ожидаешь – на нажатие педали акселератора отвечает плавным, равномерным и динамичным ускорением. DSG мастерски справляется со своими функциями, оставляя водителю только одну задачу – давить на газ. Но теперь я, по крайней мере, знаю, что здесь нужно очень внимательно следить за приборами.

Мои поездки на тестовых автомобилях часто сопровождаются какими-то любопытными ситуациями. Незнакомые люди часто задают неожиданные вопросы о машине, работники мойки или соседи по пробке охотно ввязываются в беседы. Бывает и так, что некоторые машины вызывают у людей приступы агрессии – меня как будто чаще подрезают, обгоняют и сигналят. Или вовсе перестают замечать на дороге. Но во время поездок на Skoda Octavia ничего подобного не происходило – и это здорово. Это были дни безмятежного вождения, и я даже не припомню томительного стояния в пробках.

Строгая выверенность каждой детали, идеальная эргономика, удобство посадки – кажется, все здесь сделано так, чтобы водитель мог сконцентрироваться только на ощущениях от вождения. Никаких негативных сюрпризов. И, конечно, эта невероятная практичность. Конечно, Octavia не предлагает сотню способов индивидуализации и не поражает воображение формами и линиями кузова. Но в этом автомобиле есть все, что на самом деле нужно – предсказуемость в управлении, мощный двигатель с проворным «роботом», экономичность и комфорт.

Комплектации и цены


В России базовой для Octavia является комплектация Active без кондиционера, магнитолы и боковых подушек безопасности, но с установленной системой курсовой устойчивости, ассистентом подъема в гору (для версий с автоматической трансмиссией), зеркалами с обогревом и центральным замком. Машина с мотором 1,6 MPI в таком исполнении стоит от 833 000 руб., с «автоматом» – на 60 000 руб. дороже. Octavia 1,4 TSI Active стоит минимум 888 000 руб., но не предлагается с DSG. Исполнение Ambition дороже на 126 000 руб., зато предлагается с любыми силовыми агрегатами и включает дополнительные элементы отделки и комфорта (центральный подлокотник, подсветка ног), боковые подушки, кондиционер, датчик дождя, задние стеклоподъемники, подогрев сидений и магнитолу с поддержкой MP3. Минимальная стоимость Octavia 1,6 Ambition – 959 000 руб., а цена самой дорогой дизельной версии – 1 192 000 рублей.



В комплектации Style тоже доступны любые комбинации двигателя и коробки передач, а к списку стандартного оборудования добавляется многофункциональный руль, набор фиксаторов в багажнике, противоугонная сигнализация, круиз-контроль, двухзонная климатическая установка, противотуманные фары, задние датчики парковки и 16-дюймовые легкосплавные колеса. Диапазон цен – от 1 049 000 до 1 281 000 рублей. В богатом списке опций можно найти биксеноновые фары, кожаную обивку салона, электроприводы сидений, чип-ключ, ассистент парковки и сразу несколько мультимедийных систем с навигацией и камерой заднего вида, причем выгоднее приобретать пакеты оборудования. Оcобняком стоят автомобили в исполнении Laurin & Klement стоимостью 1 541 000 руб. (1 579 000 руб. с DSG), которые продаются в богатой комплектации и только с мотором 1,8 TSI, хотя и их можно дооснастить дополнительно.

Роман Фарботко, 25 лет, ездит на Peugeot 308


Я уже третий раз пересматриваю момент из «Ходячих мертвецов», который лег в основу известного демотиватора. В глухой пробке на М1, которая превратилась в стоянку, в пятницу вечером заняться больше нечем – мы перестали ехать примерно два часа назад. От скуки спасает MacBook, подключенный к мультимедийной системе Columbus через Bluetooth. В замкнутом пространстве акустика Octavia напоминает кинозал с очень качественным эффектом стерео.

Примерно через 5 часов пробки закончились, и я уже наслаждался другим эффектом – наддувной фольксвагеновской «четверки». Кажется, еще недавно динамика на уровне 7,5 с до «сотни» никак не укладывалась в понятие семейного автомобиля. Сегодня расклад сил уже другой: даже ничем не примечательная внешне машина способна объехать спорткар двадцатилетней давности. Топовая Octavia, которая была у нас на тесте, оснащалась 1,8-литровым TSI мощностью 180 лошадиных сил. От двигателя я, конечно, ждал хорошего запаса тяги и отзывчивости на высоких скоростях, но чтобы настолько… TSI хочется крутить до отсечки, но при этом двигатель даже в таком рваном темпе на трассе не пугает расходом топлива: превысить показатель в 8-9 л почти нереально. Да и с расходом масла, как выяснилось, нет никаких проблем: за 2,5 тыс. пробега по шоссе масла на щупе осталось ровно столько же, сколько и в самом начале пути.

С другой стороны, путешествовать на большие расстояния на Octavia все-таки не очень комфортно. Когда уже вдоволь насладишься идеальным тандемом двигателя и коробки, о себе напомнят жесткие сиденья, которые даже в топовой версии не позволят расслабить спину. Подвеска у Octavia с пакетом для российских дорог убаюкивает на ровном асфальте, но стоит только попасть на участок с неровностями, как тут же сработает на отбой. Главное только, чтобы поводов для «Ходячих мертвецов» было поменьше.

История


Историю семейства Octavia можно писать с 1954 года, когда на рынке появилась модель Skoda 440 Spartak. Первая модернизация 1957 года принесла более мощный двигатель и индекс 445. Вторая, два года спустя – обновленный кузов и имя Octavia. В 1960 году чехи представили трехдверный универсал, выпускавшийся еще одиннадцать лет. Прямых наследников у модели не было.

В 1991 года Skoda стала частью концерна Volkswagen, а в класс компактных семейных автомобилей вернулась пять лет спустя вместе с возрожденной Octavia. Первая современная Octavia заимствовала переднеприводную платформу, широчайшую гамму двигателей мощностью от 59 до 180 л.с. и даже полноприводную трансмиссию у европейского бестселлера Volkswagen Golf четвертого поколения. Она получила просторный кузов лифтбек, который пришелся по вкусу небогатым рынкам Восточной Европы – модель оказалась настолько востребованной, что ее выпуск не сворачивали вплоть до 2010 года, когда на рынке продавался уже обновленный вариант машины второго поколения.

Octavia II на платформе пятого VW Golf появилась в 2004 году. А модернизированный вариант 2009 года выпускался в том числе и на заводе Volkswagen Group в Калуге. После рестайлинга Octavia стала оснащаться турбомоторами серии TSI и коробками DSG. В основу третьей Octavia легла уже модульная платформа MQB с теми же турбомоторами и коробками. Со сменой поколения производство модели в России перенесли из Калуги в Нижний Новгород, где третья Octavia собирается по контракту на мощностях ГАЗа.

Иван Ананьев, 37 лет, ездит на Volkswagen Jetta


Любомир Найман, глава марки Skoda в России, отвечая на мой вопрос о том, как меняются требования к машине, говорит о гибридах, электромобилях, беспилотниках и каршеринге. Последнее его, как руководителя автомобильной компании, кажется, беспокоит больше всего. Мир быстро захватывает идея отказа от личного транспорта в пользу новых средств мобильности, и в обозримой перспективе спрос на машины может заметно упасть. Все понимают, что в таких условиях делать обычные массовые автомобили не имеет смысла, но предложить рынку что-то принципиально новое сложно. Занята даже ниша электрических суперкаров, а на массовом рынке конкуренция и вовсе жесточайшая.

Путь, который выбрала Skoda, соткан из мелочей – практичных и часто даже умилительных – а Octavia с ее огромным багажником и уникальным кузовом является абсолютным воплощением этой системы ценностей. Визитной карточкой модели был и остается кузов типа лифтбек – уникальное сочетание внешности седана и удобства пятидверки. В 1990-х, войдя в состав группы Volkswagen, чехи искали свою уникальную нишу и придумали автомобиль со сверхпопулярным в Европе кузовом хэтчбек, но более функциональный и солидно выглядящий. Впоследствии оказалось, что концепция лифтбека востребована на многих рынках. «Но только Skoda смогла создать по-настоящему универсальный автомобиль такого типа. На рынке была еще пара подобных моделей, но вы едва ли вспомните их названия», – улыбается Найман.


Из поколения в поколение Octavia обрастала удобными мелочами, поездив с которыми ты уже с трудом можешь представить себе жизнь без них. Речь здесь даже не о скребке для льда или пакетиках для мусора в дверных панелях – в салоне Octavia все подчинено возможностям хранения и использования обычных вещей, а не каких-то условных и почти несуществующих в реальности. Вспоминая о том, как рождалась идеология Simply Clever, Найман упоминает 1,5-литровую бутылку, которая была абсолютно стандартной тарой для напитков в девяностых: «В машинах не было карманов для таких бутылок, а мы их сделали. Другой пример: покупки из супермаркета, которые по дороге домой летают по всему багажному отсеку. Мы придумали сетки и крючки для сумок, и эти решения клиенты приняли очень хорошо». Все эти идеи, нанизанные на классное фольксвагеновское шасси с турбомотором объемом 1,8 л, стали визитной карточкой Octavia всех поколений.

Понятно, что вариант с мотором 1,8 TSI – самый яркий и желанный, особенно с учетом сложной многорычажной подвески вместо банальной балки. Но, положа руку на сердце, я бы спокойно довольствовался и меньшим. Успев опробовать все возможные варианты, голосую за 140-сильный 1,4 TSI – лишь чуть более медленный, но с тем же развеселым подхватом и столь же надежный на дороге даже с упрощенной подвеской. Нормально едет и базовая Octavia с мотором 1,6 л, но тут уже чувствуется некоторый диссонанс – отменное шасси просит мотора помощнее. А спокойная внешность – дело вкуса. Лично мне эта интеллигентная строгость машины третьего поколения по душе. Сил у нее хватает, так что оправдываться и извиняться нам ни перед кем не придется.


Иван Ананьев
Фото: Полина Авдеева и Skoda