branding imagebranding image
Autonews
Тест-драйвы
Подписаться на Telegram-канал

Управляемый вальс. Тест-драйв дизельных BMW

Визг шин, сбитые конусы, подсказки по рации и… рев турбодизеля - мы в школе водительского мастерства BMW...
Управляемый вальс. Ездим боком на дизельной BMW
Управляемый вальс. Ездим боком на дизельной BMW
Визг шин, сбитые конусы, подсказки по рации и рев дизельной «четверки» - не хватает только «рон-дон-дон» из динамиков. Мы в школе водительского мастерства BMW Driving Experience – и это вам не бездумная езда боком по парковке рядом с «Ашаном».

Даже самый короткий курс «Дрифт», который длится всего четыре часа, вовсе не нацелен на то, чтобы научить участников программы красиво входить в повороты в скольжении. По словам старшего инструктора BMW Driving Experience Кирилла Папкова, в основу всех упражнений заложена правильная и безопасная стратегия поведения на дороге. Предполагается, что все приемы, которым учат в школе водительского мастерства, помогут сориентироваться в аварийной ситуации. В общем, бездумно давить на газ и жечь резину на полигоне точно не выйдет.
 

Упражнения предложили выполнить на гражданских версиях BMW – дизельных «двойках» (220d) и бензиновых «тройках» (328i). Причем, на всех без исключения машинах была установлена автоматическая трансмиссия – не лучшее решение для дрифта. Но сначала – теория. В какой-то момент часовое занятие в аудитории начинает перерастать в курс школьной физики: инструкторы рассказывают о центробежной силе, силе трения и распределении массы по осям во время выполнения различных маневров. Без всего этого невозможно понять, как бороться со сносами и заносами в реальных условиях.

Полигон в Сорочанах занимает ровно 80 тысяч квадратных метров. Этой площадки хватает, чтобы одновременно проводить занятия для двух групп по 8 человек. Инструкторам на полигоне ассистируют трактора, которые обильно поливают асфальт водой. На сухом же покрытии комплект резины не выдержит и половины курса.
 

Едва сев в дизельную «двойку», тянусь к кнопке отключения динамической стабилизации DSC, но тут же слышу по рации: «Пока ничего не отключаем, сначала вкатываемся». В безопасном режиме мы отправляемся на стартовое упражнение - «змейку». Дизельная BMW ведет себя очень осторожно, заранее притупляя тягу при резких поворотах руля и неаккуратной работе газом. Даже при всем желании спровоцировать занос не получится. Проехав несколько кругов, делимся на две группы и отправляемся учиться делать то, за чем приехали - правильно дрифтовать.

Сначала нужно выполнить основу из основ: спровоцировать скольжение и стабилизировать автомобиль. Дизельные машины не умеют ездить боком? «Двойка» с крутящим моментом в 380 Нм готова провернуть землю: не переборщить с газом очень тяжело. Алгоритм действий здесь противоположный тому, чему нас учили в школе Audi Quattro. Чтобы отправить машину в занос, нужно сначала повернуть руль, а потом плавно добавить газ. На переднем или полном приводе необходимо резко сбросить газ и после этого повернуть руль – только так можно выставить машину боком, не дергая «ручник».
 

На мокром асфальте с выключенной системой стабилизации BMW 220d при каждом маневре норовит развернуться на 180 градусов. Во время выполнения упражнений пришлось какое-то время привыкать к педали газа: вроде бы четко понимаешь, что нужно делать, но из-за полусекундных задержек на нажатия автомобиль либо преждевременно стабилизируется, либо отправляется в неуправляемый вальс. Уже через полчаса пришлось включить кондиционер и снять жилетку: стало невыносимо жарко.

Но самое интересное началось, когда инструкторы попросили проехать целый круг в непрерывном скольжении. Для дизельного мотора с узким диапазоном максимального крутящего момента (с 1750 до 2750 об/мин) эта задача оказалась не из простых. Для того чтобы совладать с «двойкой» на тяжелом топливе, лучше сразу перевезти селектор КП в ручной режим, зафиксировав вторую передачу. Главное в этом деле правильно сорвать заднюю ось в первый же занос, не переборщив с газом. Далее угол легко корректируется положением руля, а газ приходится то добавлять, то наоборот убавлять, балансируя на грани разворота и полной стабилизации. В непрерывном скольжении удалось проехать всего полтора круга – в случае малейшей ошибки при корректировке рулем машина сходит с заданной траектории, попадает на сухой асфальт и почти сразу же стабилизируется или разворачивается.
 

Одной грамотной работы рулем и педалью газа вовсе недостаточно – здесь нужно еще научиться смотреть вперед. Здесь работает принцип парковки: перед тем, как выезжать из заставленной стоянки, опытный водитель сначала оценит окружающую обстановку и прикинет подходящий маневр. Точно так же и здесь: инструкторы советуют смотреть вперед на несколько конусов вперед. То есть, взгляд должен быть не на капоте, приборной панели и даже не на покрытии перед машиной – просматривать нужно всю траекторию, по которой планируешь поехать.

Второе упражнение оказалось наиболее полезным с точки зрения практического применения. Нужно было разогнаться примерно до 40 км/ч, войти в поворот, спровоцировать занос задней оси, и, проехав боком, на выходе из дуги стабилизировать машину. Такой навык может пригодиться, например, на заснеженной дороге перед резким поворотом, когда тормозить уже практически бессмысленно.
 

Пара часов непрерывной работы рулем и газом, череда ошибок – и вестибулярный аппарат начинает сдавать. Езда боком по асфальту кардинальным образом отличается от того, что мы проделывали в Карелии на замерзших озерах. Здесь каждая стабилизация оборачивается хлыстом – движением кормы в противоположную сторону от заноса по инерции. А впереди еще последнее упражнение – «восьмерка».

Два круга нужно пройти в непрерывном скольжении, меняя при этом направление движения. То есть, главная задача заключается в том, чтобы вовремя «переложить» машину за счет силы инерции. Повторить упражнение за инструктором невероятно сложно: если вкатиться в поворот слишком быстро, то заднеприводная машина тут же начинает скользить передними колесами наружу. Если же недостаточно разогнаться, то инерции едва ли хватит на смену сторону скольжения.
 

Конечно, за один день стать мастером дрифта не получится, да и задачи у курса совсем не те. В школе BMW Driving Experience прежде всего дают почувствовать, что значит управлять заднеприводным автомобилем в экстремальных условиях. Четыре часа в Сорочанах заставляют задуматься о тех, кто все еще устраивает «шашки» на МКАД в дождь и бездумно обгоняет по заснеженной колее.

Роман Фарботко
Фото: BMW