branding imagebranding image
Autonews
Дилеры Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Дилеры пожаловались на покупателей: они требуют новые машины вместо б/у

Дилеры пожаловались на водителей, которые покупают машины с пробегом, а обнаружив недостатки, требуют заменить их на новые. Роспотребнадзор заявил: продавцы должны говорить о проблемах заранее
Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Дилеры рассказали об участившихся случаях покупки клиентами подержанных машин и последующих попытках через суд отсудить у продавцов стоимость нового автомобиля из-за выявленных недостатков. С жалобой на такие ситуации в Роспотребнадзор обратились в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) — запрос и ответ на него имеется в распоряжении Autonews.ru.

«В последнее время увеличивается количество судебных процессов по искам потребителей, которые приобрели у дилеров автомобиль с пробегом. Покупатели, которые впоследствии, обнаружив недостаток в автомобиле, не оговоренный ранее продавцом, требуют заменить автомобиль ненадлежащего качества на новый автомобиль, руководствуясь нормами п. 2 ст. 21 федерального закона «О защите прав потребителей», — говорится в обращении дилеров.

По мнению дилеров, требование заменить в таком случае автомобиль на новый необоснованно, даже если продавец заранее не предупредил автомобилиста о возможных скрытых недостатках машины.

👉 Уралец получил 700 тыс. руб. компенсации за купленную за 300 тыс. Lada

В РОАД заявили, что текущее законодательство не содержит никаких отдельных правовых норм для товаров, ранее бывших в употреблении, к которым можно отнести и автомобили с пробегом. Дилеры также указали, что при рассмотрении спора с потребителем стороны руководствуются действующими нормами гражданского законодательства, в частности Федерального закона «О защите прав потребителей». А его писали в первую очередь для регулирования правил продажи новых товаров.

«Отсутствие специальных норм приводит к явному злоупотреблению правами потребителей, которые просят заменить автомобиль, приобретенный как автомобиль с пробегом, на новый. При его отсутствии покупатели просят возместить разницу в цене. Этот пробел в законодательстве превращается в последние годы в источник получения сверхприбыли «автоюристами» и потребителями, злоупотребляющими своими правами», — говорится в письме.

Фото: Autonews.ru Цены 3 августа 2022 «Ждем корректировки в рамках 50%». Что будет с ценами на машины в России
Фото: Autonews.ru Дилеры 19 июля 2022 «Стояла задача конкретно навариться»: откровения менеджера автосалона

Дилеры также спрогнозировали рост сделок на вторичном рынке в ближайшие годы, что повышает риски разбирательств с клиентами. На этом основании дилеры попросили у Роспотребнадзора разъяснить правила применения норм закона «О защите прав потребителей» в части покупки и продажи автомобиля с пробегом.

Они попросили объяснить, есть ли право у гражданина, который приобрел у дилера автомобиль, бывший в эксплуатации или с пробегом, при обнаружении недостатка, не оговоренного продавцом при продаже, требовать заменить такой автомобиль на новый — причем по цене, которая актуальна на день вынесения судебного решения.

Фото: Авилон
Фото: Авилон

Реакция Роспотребнадзора: обо всех недостатках дилер должен сообщить

В Роспотребнадзоре в ответ на обращение дилеров объяснили: при продаже автомобиля с пробегом продавцам целесообразно включать в договор купли-продажи положения, которые бы минимизировали возможность при его возврате ссылаться на выявленный недостаток.

То есть в договоре купли-продажи автомобиля с пробегом необходимо описывать особенности конкретного автомобиля. В том числе:

  • пробег;
  • повреждения кузова;
  • повреждения салона;
  • недостатки ходовой части;
  • прочие существенные недостатки.

Таким образом, по мнению Роспотребнадзора, продавец сможет и продать автомобиль, и при этом снизить риски претензий со стороны потребителей. Как указали в ведомстве, такое решение снизит либо вовсе исключит убытки как потребителя, так и продавца.

«Одновременно обращаем внимание, что, по мнению Роспотребнадзора, формулировку п. 2 ст. 21 закона «О защите прав потребителей» о том, что «товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении», для продавца, который не осуществляет торговлю «новыми» товарами, нельзя толковать буквально», — заявили в ведомстве.

👉 Как вернуть автомобиль в салон: что нужно делать

Там добавили, что урегулирование подобного рода обстоятельств заключается в замене товара ненадлежащего качества на такой же товар (аналогичный). В Роспотребнадзоре подытожили, что при принятии решения о возврате товара ненадлежащего качества необходимо учитывать все факторы.

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Дилеры не должны скрывать недостатки

О том, что дилеры не будут сталкиваться с претензиями со стороны покупателей, если начнут рассказывать обо всех недостатках, заявил Autonews.ru заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Александр Холодов. По его мнению, большинство претензий, которые связаны с продажей подержанных автомобилей, возникает из-за того, что покупателя просто не информируют обо всех недостатках товара, поскольку иначе продать автомобиль значительно сложнее.

«Если у дилера есть опасения, надо просто нормально продиагностировать автомобиль и честно сообщить клиенту обо всех проблемах. Законом не запрещается, к примеру, продать клиенту автомобиль со сломанным или проблемным двигателем. Но покупатель должен об этом знать, а цена должна быть ниже. Например, никто же не судится после покупки изначально разбитых автомобилей — люди идут на такие шаги осознанно и готовы к проблемам», — сказал Александр Холодов.

По мнению эксперта, у автодилеров есть все возможности для проведения полной диагностики подержанной машины и выявления дефектов.

«В договоре или даже в оферте можно сразу написать список недостатков, снизить цену и обезопасить себя от проблем. Ведь претензии клиент может предъявить только в том случае, если ему продадут автомобиль, скрыв данные о неисправностях. В таком случае, согласно закону «О защите прав потребителей», у клиентов действительно есть все основания требовать или замены на новый, или компенсации разницы в цене, или устранения недостатков. Это делается сначала путем переговоров, а потом уже в суде. Если недостатки будут существенными, суды встают на сторону клиента», — подытожил Холодов.