branding imagebranding image
Autonews
Конспекты Михаил Овсянников
Подписаться на Telegram-канал

Тахограф: что это, как пользоваться, какие штрафы

Строгий надсмотрщик или беспристрастный помощник водителя?  Мнения о тахографе полярны. Так или иначе, это высокотехнологичное устройство стало частью «автомобильной» реальности
Фото: Christophe Gateau / dpa / Global Look Press
Фото: Christophe Gateau / dpa / Global Look Press

Тахограф — средство поднятия эффективности грузо- и пассажироперевозок на автотранспорте. И вместе с тем защитник интересов водителя-профессионала.

Что такое тахограф

Тахограф — это контрольный прибор, который, будучи подключен к электрической системе автомобиля, регистрирует следующие параметры:

  • скорость передвижения;
  • маршрут автомобиля;
  • время работы и отдыха водителя.

Устройство позволяет дистанционно контролировать работу водителей, предупреждая простои машины, несанкционированный расход топлива и «левые» рейсы. Помимо повышения эффективности бизнеса, тахограф обеспечивает и безопасность движения, поскольку отслеживает соблюдение скоростного режима, а также режима труда и отдыха, предусматривающего допустимый период непрерывного вождения не более 4,5 ч.

Полученную информацию тахограф хранит в зашифрованном виде, чтобы предотвратить ее подмену. Такие данные считаются объективными, имеют доказательную силу и могут использоваться в ходе судебного разбирательства для урегулирования спорных вопросов.

Внешне тахограф представляет собой прибор, помещаемый либо в гнездо спидометра, либо в блок, который устанавливается в гнездо магнитолы. В обоих случаях на дисплей устройства с помощью кнопок можно вывести всю фиксируемую информацию. В корпусе тахографа также имеются слоты для ключей-карт и отсек для фискальной термоленты, на которую встроенный принтер распечатывает накопленные данные.

Тахограф позволяет контролировать работу водителей, предупреждая простои машины, несанкционированный расход топлива и «левые» рейсы
Тахограф позволяет контролировать работу водителей, предупреждая простои машины, несанкционированный расход топлива и «левые» рейсы (Фото: gkml.group)

Устройство и принцип работы тахографа

Регистрация требуемых параметров осуществляется тахографом благодаря связи с системами спутникового мониторинга автотранспорта. Прибор работает в том числе и при выключенном двигателе. Сейчас в Российской Федерации разрешено использование только цифровых тахографов. Их основными компонентами являются:

  1. Датчик перемещения.
  2. Приемник GPS/ГЛОНАСС для мониторинга местоположения автомобиля.
  3. Модуль GPRS для передачи данных.
  4. Резервная аккумуляторная батарея для поддержания бесперебойного энергопитания.
  5. Энергонезависимый модуль криптографической защиты для записи, шифровки и сохранения информации (в центральной памяти устройства — 365 суток, а на ключе-карте водителя — 28 суток) в любых условиях.

В зависимости от того, где эксплуатируется транспортное средство (ТС), в опломбированный корпус тахографа устанавливают блок памяти одного из двух типов:

  • СКЗИ (система криптографической защиты информации). С этим устройством можно перемещаться только по территории России. Перечень моделей устройств, разрешенных к установке, определяется Росавтотрансом.
  • ЕСТР. Такой тахограф, произведенный в Европе и сертифицированный согласно европейскому соглашению о работе экипажей ТС, позволяет выезжать за границу. Для передвижения по территории России водители зарегистрированных в РФ автомобилей с ЕСТР-тахографами должны иметь допуск к поездкам за рубеж. В противном случае будет считаться, что такой тахограф не соответствует требованиям законодательства.

Карты водителя
Карты водителя (Фото: georoute.ru)

Категории ключей-карт для тахографов

Функционирование тахографов возможно при использовании снабженных чипами ключей-карт с разным функционалом:

  1. Персонализированные тахокарты водителя позволяют вводить и редактировать данные. Такие карты выпускают на определенный срок, по истечение которого требуется их замена.
  2. Карты сервисных центров предназначены для установки, регулировки и калибровки тахографов.
  3. Карты контролеров при проверках открывают доступ к информации, хранящейся в памяти устройства.
  4. Карты автотранспортного предприятия позволяют получить доступ к зарегистрированным данным для их дешифрования и анализа, но без возможности редактирования, а также заблокировать (ограничить) доступ к информации в блоке памяти устройства и данным карт водителей.

На какие машины нужно обязательно ставить тахограф

Использование автотранспорта в коммерческих целях — это показание к установке тахографа. Постановления правительства РФ от 30.03.2019 № 382 и 31.03.2022 № 539, а также приказ Министерства транспорта РФ от 28.10.2020 № 440 содержат перечень конкретных категорий таких ТС. К ним относятся:

  1. Грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 т, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами.
  2. Грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 т, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
  3. Автобусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городе), имеющие, помимо места водителя, более восьми посадочных мест, которые эксплуатируются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В России разрешено использование только цифровых тахографов
В России разрешено использование только цифровых тахографов (Фото: Shutterstock)

Когда тахограф можно не ставить

Указанные выше документы определяют и те категории автотранспорта, на которые устанавливать тахограф необязательно. Это:

  1. Оснащенные ЕСТР-устройствами ТС для осуществления международных перевозок.
  2. Троллейбусы.
  3. Специальные ТС различного назначения.
  4. ТС силовых ведомств.
  5. ТС коммунальных служб.
  6. ТС, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.
  7. ТС, зарегистрированные органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.
  8. ТС, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния.
  9. Учебные ТС при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов.
  10. ТС, которые проходят официальные дорожные испытания.

Штрафы за нарушения

Согласно пункту 68 Административного регламента МВД № 727 от 14.11.2016, контроль за состоянием тахографа осуществляется сотрудниками ГИБДД «по местонахождению субъекта транспортной деятельности». При этом проверяется:

  1. Соответствие тахографов установленным требованиям.
  2. Работоспособность установленных тахографов, своевременность их поверки и целостность установленных пломб.
  3. Наличие у водителей и должностных лиц карт для работы с тахографами.

А что же с проверками тахографов и соблюдения режима труда и отдыха на трассе? По действующему российскому законодательству, соответствующими полномочиями обладают сотрудники ГИБДД и Ространснадзора (Госавтодорнадзора), но сфера ответственности у них разная. Это следует из постановления правительства РФ от 29.06.2021 № 1043 «О федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве» и новой редакции статьи 3.1 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

По действующему российскому законодательству, проверять тахографы могут сотрудники ГИБДД и Ространснадзора
По действующему российскому законодательству, проверять тахографы могут сотрудники ГИБДД и Ространснадзора (Фото: Autonews.ru)

В ходе проведения так называемых постоянных рейдов сотрудники ГИБДД на стационарных и передвижных пунктах осуществляют контроль за:

  1. Соблюдением требования об установке контрольных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов).
  2. Заполнением тахограмм или в установленных случаях ведением водителями регистрационных листков режима труда и отдыха.
  3. Соблюдением водителями транспортных средств режима труда и отдыха с проставлением отметок о прохождении контроля.

Что касается инспекторов Ространснадзора, то они на передвижных или стационарных пунктах транспортного контроля, обозначенного дорожным знаком 7.14, в местах посадки и (или) высадки пассажиров, а также по месту нахождения организации-перевозчика проверяют:

  1. Соблюдение норм ЕСТР по соответствию контрольного устройства и режима труда и отдыха в отношении водителя при выполнении международных перевозок.
  2. Соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований к организации мероприятий по соблюдению режима труда и отдыха водителей, а также оснащению транспортных средств тахографами.

Санкции за выявленные нарушения определены в статье 11.23 КоАП РФ:

  1. Для водителей штраф за выход на линию без тахографов или с нарушением правил их использования составляет 3–5 тыс. руб.
  2. Для должностных лиц, которые выпустили на линию транспортное средство с неисправным тахографом или без него, — 7-10 тыс. руб.; для индивидуальных предпринимателей — 15–25 тыс. руб.; для юридических лиц — 20–50 тыс. руб.
  3. За нарушение режима труда и отдыха штраф для водителя составит 1,5–2 тыс. руб.; для должностных лиц — 7–10 тыс. руб.; для индивидуальных предпринимателей — 15–25 тыс. руб.; для юридических лиц — 20–50 тыс. руб.

Как пользоваться тахографом

Алгоритм использования тахографа следующий:

  1. В начале рабочей смены водитель устанавливает личную ключ-карту в тахограф и проходит идентификацию, используя ПИН-код.
  2. Водитель указывает режим («Готовность», «Отдых», «Работа»), в котором он находился до начала движения.
  3. Если в рейс выходят два водителя, второй в начале рабочей смены после установки личной ключ-карты и идентификации выбирает режим «Работа/прочая работа». Если водители меняются местами, они меняют местами и свои ключ-карты. Первым эту операцию выполняет находившийся за рулем.
  4. С включением зажигания тахограф автоматически перейдет в режим «Вождение/Работа» и останется в нем до момента остановки ТС и выключения двигателя.
  5. После окончания движения тахограф автоматически перейдет в режим «Отдых» или водитель включит его кнопкой.
  6. Если тахограф не считывает информацию с личной ключ-карты, она подлежит замене в кратчайшие сроки.
  7. Если ключ-карта не установлена в слот, то после начала движения автомобиля на дисплее тахографа появится сообщение об ошибке, а соответствующая информация будет внесена в память устройства.
  8. Если неисправность тахографа или ключ-карты выявится во время рейса, данные о режиме труда и отдыха фиксируются вручную на тахографической ленте. Каждая отметка должна быть удостоверена личной подписью водителя.
  9. По завершении рабочей смены водитель извлекает ключ-карту из тахографа.

Водители обязаны каждые 28 дней «выгружать» данные с индивидуальной ключ-карты и передавать их в компанию
Водители обязаны каждые 28 дней «выгружать» данные с индивидуальной ключ-карты и передавать их в компанию (Фото: Shutterstock)

По закону водители обязаны каждые 28 дней «выгружать» данные с индивидуальной ключ-карты и передавать их в компанию. Информацию из центральной памяти тахографа положено считывать раз в три месяца.

Корректность фиксации данных обеспечивается периодической калибровкой тахографа. Эта операция выполняется:

  1. При монтаже устройства.
  2. При ремонте.
  3. При установке нового датчика скорости.
  4. При изменении технических параметров ТС, включая замену колес на имеющие иной диаметр.
  5. При срыве пломб.
  6. По истечении двух лет с момента предыдущей калибровки.

После завершения калибровки на стенде и трассе все данные заносятся в память тахографа, а его корпус пломбируется.

Что касается блока СКЗИ, то он подлежит периодической замене:

  1. По истечении трехлетнего срока эксплуатации. Проверить его можно по распечатке с тахографа и с помощью программ для работы с данными тахографического контроля.
  2. При внесении изменений в регистрационные данные ТС.
  3. При смене владельца (собственника) автомобиля.
  4. При переносе тахографа с одного автомобиля на другой.
  5. При выходе из строя тахографа или блока СКЗИ.