branding imagebranding image
Autonews
Новости Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Отмена +20 км/ч: власти вернулись к обсуждению (хотят сделать +5 км/ч)

Законопроект об отмене ненаказуемых +20 км/ч, внедрении штрафа за превышение на 5-10 км/ч и отмену скидок на оплату отклонила Мосгордума. Однако обсуждение изменений пообещали продолжить
Фото: Global Look Press
Фото: Global Look Press

Законопроект об отмене нештрафуемого порога +20 км/ч, внедрении штрафов за превышения на 5-10 км/ч и 10-20 км/ч отклонила Мосгордума в первом чтении 1 декабря. Автором документа выступила депутат столичного парламента Дарья Беседина от партии «Яблоко». Депутаты посчитали, что отказываться от своеобразной льготы для автомобилистов преждевременно, передает корреспондент Autonews.ru, наблюдавший за трансляцией заседания.

При этом сами депутаты считают, что дискуссию по возможной отмене нормы стоит продолжить. Разбираемся, что предполагал законопроект, почему против отмены называли неоднозначные причины, что говорят от этом в ГИБДД и почему к отмене нештрафуемого порога власти еще планируют вернуться.

Штраф за +5 км/ч, отмена скидок и обязательные работы

Нештрафуемый порог скорости в +20 км/ч автор законопроекта Беседина назвала легальным способом для водителей ездить с нарушениями. По ее словам, эту погрешность автомобилисты воспринимают, как официальную прибавку к ограничению на дорожных знаках. Также депутат предложила ввести промежуточные штрафы, за превышение скорости до действующих сейчас 20-40 км/ч.

Фото: Андрей Махонин / ТАСС Статьи 6 мая 2021 Отмена нештрафуемых +20 км/ч: власти объяснили, почему это нужно сделать
Фото: РБК Новости 13 октября 2021 Когда отменят нештрафуемые +20 км/ч. Водителям все объяснили

Беседина предложила штрафовать на 500 руб. за превышение на 5–10 км/ч. За превышение скоростного режима на 10–20 км/ч — на 1 тыс. руб. За превышение лимита на 20–40 км/ч — на 2,5 тыс. руб. — около 6% от средней заработной платы в России в 2019 году по данным Росстата.

«Уровень общественной опасности превышения скорости на 39 км/ч, например, езда в населенном пункте со скоростью 99 км/ч не может соответствовать 250 рублям штрафа, которые должен будет уплатить нарушитель», — указано в пояснительной записке к документу.

Также законопроект предполагал дополнительные меры ответственности за более опасные превышения скорости, которыми в том числе любят похватать владельцы дорогих спорткаров. Для таких водителей, которые могут позволить себе платить высокие штрафы, нужны другие действенные меры.

«В связи со значительным имущественным расслоением населения России и разницей в доходах населения различных регионов установление штрафа в качестве меры ответственности за превышение скорости более чем на 60 км/ч, а также за повторное превышение скорости более чем на 40 км/ч не может эффективно реализовывать задачи законодательства об административных правонарушениях», — говорится в пояснительной записке.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Поэтому Беседина предложила дополнить вариант со штрафом обязательными работами или административным арестом.

Обязательными работами до 35 часов или штрафом в 10 тыс. руб. накажут тех, кто превысил скорость на 40-60 километров в час. За превышение скорости на 60-80 км/ч водителя ждет лишение прав и до 60 часов обязательных работ или штраф в размере 15–20 тыс. руб. Превышение скорости более чем на 80 км/ч обернется для нарушителя административным арестом до 15 суток и лишением прав.

Какие штрафы за превышение скорости сейчас
20-40 км/ч 500
40-60 км/ч 1000-1500
40-60 км/ч повторно 2000-2500
40-60 км/ч повторно 2000-2500 или лишение прав на 4-6 месяцев
60-80 км/ч повторно 5000 или лишение прав на 1 год
более 80 км/ч 5000 или лишение прав на 6 мес.
более 80 км/ч повторно 5000 или лишение прав на 1 год
Какие штрафы предложили в законопроекте
5-10 км/час 500
10-20 км/час 1000
20-40 км/ч 2500
40-60 км/ч обязательные работы 25-35 часов или штраф 10 тыс.
60-80 км/ч обязательные работы 40-60 часов с лишением прав на 6 месяцев. Или штраф 15-25 тыс. с лишением прав на 6 месяцев
более 80 км/ч административный арест на 10-15 суток с лишением правы на 1 год
более 80 км/ч повторно обязательные работы на срок 60-80 часов или административный арест на срок от 8-20 суток

В качестве аргументов депутат указала на исследования из информационного бюллетеня Всемирной организации здравоохранения «Дорожно-транспортные травмы». Эксперты пришли к выводу, что высокая скорость движения и ее превышение — основная причина смертности ДТП. Согласно бюллетеню, превышение средней скорости напрямую связано как с вероятностью аварии, так и с тяжестью ее последствий. Так, например, повышение средней скорости движения на 1% приводит к увеличению риска ДТП со смертельным исходом на 4% и риска серьезных аварий на 3%.

Почему отмену +20 км/ч не приняли

Большинство депутатов раскритиковало предложение. Причем аргументы звучали весьма неоднозначные. Например о том, что водители фур, которые по оценке одного из депутата, обычно едут со средней скоростью 75-80 км/ч, будут испытывать дополнительную нагрузку при заезде с трасс в населенные пункты из-за необходимости снизить скорость. На это Беседина ответила, что в населенных пунктах действительно нужно ехать медленнее, чем на трассе. Также депутаты отмечали, что водителям все время придется смотреть на спидометр, а не на дорогу.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Еще одной причиной для сохранения погрешности депутаты назвали несовершенство работы дорожных камер. На это, в частности, указал зампредседателя Мосгордумы и лидер фракции «Единая Россия» в парламенте Москвы Степан Орлов.

«Аппаратура для контроля скорости не идеальна и не всегда не может зафиксировать абсолютно точную скорость автомобиля. Для этого и был сделан небольшой люфт», — сказал Орлов.

Кроме того, депутат также указал на неидеальную работу спидометров, из-за которых водитель может неправильно оценивать свою скорость.

«Это серьезная дискуссия, которая ведется на уровне транспортников, урбанистов, специалистов в области дорожного движения и общественных организаций, — сказал Орлов. — Пока дискуссия не закончена. Мы не пришли к какому-то единому мнению. Было бы нецелесообразно принимать такое радикальное предложение. Давайте продолжать дискуссию. Цель верная — это безопасность дорожного движения. Но правовой механизм пока принят быть не может. Давайте изучать опыт мировых мегаполисов. И мы придем к общему мнению, о том, какой должна быть скорость на разных дорогах Москвы и каким должен быть люфт».

Депутат столичного парламента Евгений Герасимов заявил, что с нештрафуемым порогом в 5 км/ч водитель может не успеть совершить обгон в разрешенных местах до появления запрещенного знака. «Не всегда порог 10 км/ч помогает обогнать, иногда 20 км/ч помогает это сделать без нарушения правил», — считает Герасимов.

Ранее в обсуждении документа участвовал начальник управления охраны общественного порядка МВД России по Москве Алексей Диокин. Он предложения оценил крайне осторожно, напомнив о позиции МВД. Согласно ей, прежде чем отказываться от ненаказуемого превышения скорости и вводить новые штрафы «необходимо привести дороги в соответствие с нормами». Речь идет в том числе о проверке соответствия расстановки дорожных знаков с ограничениями скорости с обстановкой.

Что не так с нештрафуемым порогом +20 км/ч

В МВД России в конце 2020 года об отсутствии планов отказаться от нештрафуемых +20 км/ч. В ноябре глава ведомства Владимир Колокольцев заявлял, что МВД — «категорические противники такого нововведения, как снижение нештрафуемого порога скорости с 20 до 10 км/ч». По его словам, в новой редакции КоАП позиция ведомства учтена, и величина штрафа не изменится.

В Москве с этой позицией явно не согласны. Так, вице-мэр Максим Ликсутов еще в интервью Autonews.ru рассказывал, что норму нужно снижать до +10 км/ч.

Фото: Anton Belitsky / Global Look Press
Фото: Anton Belitsky / Global Look Press

«60% смертей на дорогах происходит из-за существенного превышения скорости. Позиция здесь наша, может быть, непопулярная для автомобилистов, но это — снижение неадминистрируемого порога скорости именно в городах с 20 км/ч до 10 км/ч», — заявлял Лискутов.

Руководитель Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы Михаил Кизлык в интервью Autonews.ru высказывал такое же мнение.

Какая сейчас погрешность у дорожных камер

По данным Дептранса Москвы, погрешность современных камер не превышает 3-5% от измеряемой скорости. А согласно документации к недавнему тендеру Центра организации дорожного движения Москвы (ЦОДД) на закупку 500 новых дорожных камер, погрешность вычисления скорости у аппаратов составляет не более ± 1 км/час, а погрешность вычисления дальности ± 2 м).

В ассоциации производителей комплексов «Око» рассказывали Autonews.ru, что технические характеристики современных комплексов обеспечивают точность погрешности не более чем в 2 км/ч. По этой причине в «Око» считают оптимальным вариантом снизить нештрафуемый порог до 3-5 км/ч: такие же нормы сейчас действуют в странах Европы. Чтобы водители успели перестроиться на новые нормы, делать это в «Око» предлагают пошагово — и на первом этапе снизить нештрафуемый порог как раз до 10 км/ч.