branding imagebranding image
Autonews
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

«Здесь нет шансов что-то доказать». ДТП, которое может произойти с каждым

Водитель Kia вывернула перед автобусом на зеленую стрелку. Чтобы ее объехать, водитель вылетел на встречку и устроил ДТП. Разбираем в последствиях: кто виноват и что делать
Фото: Ирина Синицына
Фото: Ирина Синицына

В сложное ДТП попала водитель на Kia Spotage: после ее маневра произошло лобовое столкновение пассажирского автобуса и седана, при этом ее кроссовер даже не пострадал.

«Меня назвали единственным виновником ДТП, хотя моя машина даже не участвовала в аварии», — возмутилась автомобилистка, которая обратилась в Autonews.ru за помощью. Мы разобрались в ситуации при помощи юристов.

Поворот под зеленую стрелку и красный сигнал

Согласно материалам дела и рассказу Ирины Синицыной (имя изменено по просьбе героини), авария произошла 12 июля 2020 года в Подмосковном городе Дмитров на улице Московская, 8. Синицына совершила правый поворот под зеленую стрелку с Кооперативного переулка, при этом не обратила внимания на горящую красную секцию светофора и была в полной уверенности, что нарушения в этом нет.

Фото: Ирина Синицына
Фото: Ирина Синицына

В такой ситуации она должна была предоставить преимущество автобусу «Андраз 850», который в этот момент следовал прямо. Но получилось так, что кроссовер оказался прямо перед автобусом. На кадрах с видеорегистратора видно, что шофер автобуса попытался избежать столкновения и решил резко объехать препятствие, выскочил на встречную полосу, но там попал в лобовое ДТП с седаном Kia Rio.

Автобус выехал на встречную полосу

Водитель автобуса в своих показаниях указал, что ехал со скоростью 50 км/ч на зеленый сигнал светофора. Подъезжая к регулируемому перекрестку, он видел, что зеленый будет гореть еще 8-9 секунд, кроме того водитель отметил, что согласно знакам, он ехал по главной дороге.

«Я увидел, что женщина посмотрела направо, а в мою сторону голову не поворачивала, — говорится в показаниях шофера. — Я нажал на звуковой сигнал, поскольку автобус уже выехал на перекресток, миновал светофор и разметку пешеходного перехода, однако Kia Spotage выехал передо мной не останавливаясь. Тогда я стал тормозить и инстинктивно немного изменил движение автобуса, чтобы не врезаться в Kia. В противном случае удар мог бы прийтись в водительскую дверь и обернуться тяжелыми последствиями для женщины за рулем, которая могла погибнуть. Также на тротуаре стояли пешеходы, которые могли пострадать».

Фото: Ирина Синицына
Фото: Ирина Синицына

В итоге автобус выехал на встречную полосу, где он столкнулся с Kia Rio, проехал по газону, снес знак и остановился. В аварии никто не пострадал, однако седан и автобус получили серьезные повреждения. При этом кроссовер Kia Spotage оказался вообще не поврежден. Синицына все это время была уверена, что «в ДТП не участвовала, поскольку завершила маневр и ПДД не нарушала». Однако остановилась, чтобы помочь участникам инцидента.

Прибывшие же на место инспекторы ГИБДД именно на нее возложили всю ответственность за ДТП — они составили схему и протокол, в котором оштрафовали автомобилистку на 1000 рублей за невыполнение требования ПДД уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков. Также оказалось, что женщина не успела продлить полис ОСАГО, за что получила еще один штраф.

Фото: Александр Липатников Статьи 14 мая 2019 Обочечника взяли на таран: суд решил, кто виноват
Фото: Кекяляйнен Андрей / Фотобанк Лори How to 18 декабря 2019 Что делать, если страховая компания не платит по ОСАГО

В суде автомобилистка рассказала, что водитель автобуса ехал с превышением скорости и указала, что не была проведена экспертиза, которая показала бы, тормозил ли водитель, чтобы снизить риск попадания в ДТП и какова была траектория его движения.

Приглашенный на заседание инспектор ГИБДД не смог вспомнить, проводились ли замеры тормозного пути, а на вопросы о проведении экспертизы ответил, что этим занимаются независимые специалисты. Пришли и несколько свидетелей, один из которых уверенно рассказал, что видел, как женщина за рулем Sportage подрезала автобус и не успела завершить маневр — по его словам, водитель автобуса пытался избежать столкновения и затормозить.

Единственная виновница ДТП

Суд изучил схему ДТП, записи с видеорегистратора, показания свидетелей, рапорт оформлявшего аварию инспектора ГИБДД, согласно которому именно на Синицыну возлагалась вся ответственность за произошедшее. В итоге судья пришел к выводу о прямой причинно-следственной связи между маневром автомобилистки, совершенного в нарушение ПДД и аварийной ситуацией, которая привела к столкновению автобуса и Kia Rio на встречной полосе.

«Установление данного факта не потребовало никаких специальных познаний, вызвавших необходимость назначения автотехнической экспертизы», — говорится в решении Дмитровского районного суда, который признал Синицыну единственной виновницей ДТП. По предварительным оценкам, компенсация ремонта автобуса и возмещение стоимости разбитого Kia Rio будет стоить ей около 1 млн рублей.

Можно ли добиться обоюдной ответственности

Автомобилистка с решением суда не согласна: она считает, что как минимум должна разделить ответственность с водителем автобуса. «У него ведь было время мне посигналисть, значит, он мог и затормозить, — заявила Синицина Autonews.ru.

Мнения экспертов по этому поводу разделились. Так, изучивший материалы юрист Дмитрий Дугин считает, что никаких шансов разделить ответственность за ДТП с водителем автобуса у автомобилистки нет.

«Есть видео, где автобус уже на перекрестке, Kia Sportage поворачивает под стрелку и на самом перекрестке автомобилистка выдвигается прямо в автобус, — рассуждает Дугин. — Возможно, она не увидела автобус из-за широкой стойки. Водитель инстинктивно отвернул на встречную полосу, но все его решения были обусловлены действием автомобилистки. Поэтому ей никак не доказать, что она не виновата в самом ДТП, а также у нее нет шансов привлечь к финансовой ответственности второго водителя».

В свою очередь главный юрисконсульт компании «Правокард» Анны Куклева также уверена, что автомобилистке нет смысла оспаривать решение суда по административному правонарушению и подавать апелляцию.

Фото: Михаил Почуев / ТАСС
Фото: Михаил Почуев / ТАСС

Между тем ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала уверен: водитель Kia Sportage очевидно нарушила ПДД и оспаривать это бесполезно, но и водитель автобуса тоже допустил ошибку. Поэтому есть шанс разделить стоимость ущерба вместе с ним.

«При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений, — напомнил юрист. — Но стоит заметить, что и водитель автобуса должен был действовать иначе. В соответствии с п.10.1 ПДД: «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Мацала уверен, что водитель автобуса должен был применить снижение скорости и торможение, однако он ошибочно применил еще и маневрирование, что правилами не предусмотрено. «Снижай скорость, тормози, но не маневрируй. Это значит, что вину, либо часть вины за разбитый встречный автомобиль Kia Rio должен нести еще и водитель автобуса, либо его работодатель, если он наемный работник».

Как привлечь второго участника ДТП в соответчики

Юрист объяснил: если автомобилист считает, что и второй участник аварии совершил ошибку, стоимость ущерба можно разделить пропорционально степени вины каждого из них. Для этого необходимо провести автотехническую экспертизу по установлению степени ответственности каждого из участников ДТП. Этот совет актуален для любых схожих ситуаций.

Фото: CHROMORANGE / Bilderbox / Global Look Press
Фото: CHROMORANGE / Bilderbox / Global Look Press

«Водитель автобуса должен быть тормозить до упора и потом съезжать в заднюю часть Kia Rio, а не выезжать на встречную полосу и устраивать лобовое столкновение, которое по умолчанию в разы опаснее. Решать ситуацию нужно будет уже в гражданском правовом поле. И когда экспертиза от любой независимой организации определит соотношение степени вины водителей, можно разделить выплаты. Например, 30% на 70% или же 40% на 60%», — уточнил Мацала.