branding imagebranding image
Autonews
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

«Страховая мне отказала». Водитель рассказал о ДТП-ловушке

Страховая отказала в выплате по неожиданной для автомобилистке причине. Оказалось, что виновник указал в Европротоколе чужой полис ОСАГО. Разбираемся, что делать в такой ситуации
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

В странное ДТП попала автомобилистка из Москвы Евгения Смирнова: она рискнула оформить Европротокол с виновником аварии из другой страны и осталась ни с чем. Как рассказала Autonews.ru сама Смирнова, все началось с того, что 5 октября 2020 г. в ее припаркованный во дворе кроссовер Mazda CX-5 въехал Lifan Solano и решил скрыться на глазах свидетелей. Спустя некоторое время виновник решил вернуться на место ДТП — к тому моменту к поврежденной машине подошла и сама владелица.

Чтобы не вызывать ГИБДД, притерший автомобиль Смирновой мужчина, по ее словам, предложил 10 тыс. рублей. У Mazda CX-5 оказался заметно притерт передний бампер — чтобы устранить последствия, требовалась покраска детали. Автомобилистка посчитала оформление аварии официальным путем более надежным для себя вариантом, и вызвала ГИБДД.

«Я давно не попадала в ДТП, поэтому растерялась и надеялась на помощь. Приехали сотрудники ГИБДД, осмотрели автомобили и сказали нам оформлять Европротокол. Наши документы инспекторы не проверяли, — уверяет Смирнова. — Виновник оказался гражданином Узбекистана, но все нужные документы у него были, он продиктовал данные, и мы оформили аварию самостоятельно».

После этого владелица Mazda CX-5 отправила данные в свою страховую компанию, чтобы возместить ущерб. Однако через 20 дней получила отказ: оказалось, что полис ОСАГО у водителя был оформлен на совсем другой автомобиль, принадлежащий коммерческой компании, а не на участвовавший в ДТП Lifan. Получалось, что Смирнова оформила Европротокол по несуществующим документам, и ее страховая компания по этой причине не могла взыскать ущерб с виновника. Урегулировать ситуацию автомобилистке предложили лично с водителем в рамках законодательства, но на контакт виновник идет неохотно. Теперь Смирнова разбирается, имеет ли смысл подавать в суд на иностранца и возможно ли в такой ситуации предъявить претензии фирме, владеющей автомобилем.

Фото: Евгения Смирнова
Фото: Евгения Смирнова

Как проверить полис ОСАГО для Европротокола

Эксперты объяснили, что отказ страховой компании в таком случае правомерен. Главную ошибку совершила сама автомобилистка, когда не проверила достоверность полиса ОСАГО у второго водителя. По словам юриста Ильи Афанасьева, автомобилистке при оформлении документа нужно было в обязательном порядке проверить номер полиса на сайте РСА, а результаты обязательно сфотографировать и сохранить.

«Следует сравнивать полис, VIN-номер автомобиля с базой РСА. Если данные не совпадают, либо полис вообще не значится как действительный, выход только один — опять вызывать полицию. Главное сначала сфотографировать все данные второго участника аварии, вдруг он решит, что не будет дожидаться инспекторов ГИБДД и попытается уехать», — советует юрист.

Фото: Анна Овчинникова Статьи 30 октября 2020 «Сразу звоните в ГИБДД». Ситуация на парковке, которая грозит каждому
Чужие следы: что делать, если машину повредили во дворе How to 16 декабря 2019 Чужие следы: что делать, если машину повредили во дворе

По его словам, у автомобилистки есть все шансы взыскать ущерб — выплату следует требовать непосредственно с компании-владельца второго транспортного средства.

«Нужно составить заявление в адрес собственника о досудебном урегулировании конфликта, пригласить его на осмотр и оценку ущерба. Если представители собственника не явятся, не страшно, можно смело обращаться в суд, — говорит Афанасьев. — Если компания зарегистрирована в Москве, разбираться именно с ней проще, чем с водителем-иностранцем. Если это юрлицо работает официально, проблем быть не должно, если же это контора с уставным капиталом 10 тыс. рублей, разбираться с ними будут приставы».

Фото: Евгения Смирнова
Фото: Евгения Смирнова

Что делать сразу после мелкого ДТП

После такой аварии необходимо осмотреть совместно с вторым участником ДТП место и обстоятельства ДТП, оценить степень механических повреждений и примерную величину ущерба и обязательно нужно проверить документы полис ОСАГО (е-ОСАГО) каждого из участников, — объяснил юрист Европейской юридической службы Евгений Иванов.

«Если сведения о полисе отсутствуют в базе РСА или есть сомнения в достоверности сведений необходимо сообщить в полицию о факте ДТП, отсутствии сведений о полисе ОСАГО у одного из участников ДТП, после чего дожидаться сотрудников ГИБДД, либо следовать к месту оформления, которое укажут в полиции», — объясняет в беседе с Autonews.ru Иванов.

Юрист Дмитрий Першин из «Единого центра защиты» считает, что иногда действительно проще взять деньги на месте, но только в случае, если ущерб минимален. «Ведь не каждый водитель может разглядеть более важные повреждения», — отметил он.

В РСА в свою очередь напомнили о возможности оформить ДТП при помощи мобильного приложения «Помощник ОСАГО». Воспользоваться им можно, если собственники попавших в ДТП транспортных средств — физические лица, и оба зарегистрированы на портале Госуслуг. Согласно новым поправкам в закон об ОСАГО, теперь не важно, есть между ними разногласия относительно виновника происшествия, или нет.

Точно такой же принцип теперь работает и с классическим Европротоколом. Для оформления аварии нужно, чтобы мобильное приложение было установлено на смартфоне любого из участников аварии. Пользователи сервиса смогут выбрать вариант оформления ДТП: с фотофиксацией или без нее. В первом случае оформление дает право на получение выплаты в пределах максимального лимита 400 тыс. рублей. При отказе от фотофиксации — в пределах 100 тыс. рублей.

Фото: Олег Лозовой / РБК
Фото: Олег Лозовой / РБК

Могут ли инспекторы ГИБДД отказать в оформлении ДТП

По оценке юристов, инспекторы ГИБДД в такой ситуации сработали непрофессионально и не выполнили свои прямые обязанности. «Понятно, что инспекторам ГИБДД приходится каждый день ездить на оформление подобных аварий и у них нет на это столько времени, поэтому они стараются убеждать водителей составлять Европротоколы, и это абсолютно законно, — рассуждает в беседе с Autonews.ru юрист Илья Афанасьев. — Но, если они действительно приехали и даже элементарно не проверили документы у автомобилистов, можно смело писать на полицейских жалобу по факту неисполнения должностных обязанностей. Получается, что автовладелицу они просто бросили на произвол судьбы».

В свою очередь Иванов указал на требования административного регламента ГИБДД, в котором прописаны все шаги при взаимодействии водителей и инспекторов в случае мелкого ДТП.

Согласно документу, при сообщении в отдел полиции дежурный предлагает оформить документы о ДТП самостоятельно, без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив в двух экземплярах выданный страховщиками бланк извещения о ДТП.

Если один из водителей отказывается оформить документы о ДТП самостоятельно, дежурный должен проинформировать их о возможности оформить документы о ДТП с участием сотрудников полиции на ближайшем стационарном посту или в подразделении полиции и разъяснить, куда и в какое время нужно подъехать.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Перед оставлением места ДТП необходимо сфотографировать или снять на видео положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы, предметы, относящиеся к происшествию, все повреждения и при возможности составить схему аварии.

В ряде случаев инспектор ГИБДД можно принять решение о направлении на место сотрудников для оформления аварии. При этом, как ранее объясняли в МВД России в ответ на запрос Autonews.ru, водителям не могут отказать в оформлении ДТП с участием инспекторов.