branding imagebranding image
Autonews
Статьи Иван Ананьев
Подписаться на Telegram-канал

ГИБДД следит за нарушителями через дроны. От них невозможно скрыться

Как полиция использует беспилотники, насколько это законно, какие есть аппараты и можно ли оспорить картинку с коптера в суде
Фото: droneflyers.ru
Фото: droneflyers.ru

ГИБДД Краснодарского края вновь вывела на дороги беспилотные летательные аппараты для контроля нарушений. По сообщению регионального отдела МВД, во время курортного сезона было проведено семь рейдов совместно с авиационным отрядом специального назначения Росгвардии, в ходе которых было выявлено 128 грубых нарушений.

Сейчас беспилотники работают на территории Апшеронского района, позже рейды продут в Анапе и на территории Мостовского района. По официальной информации, работа дронов позволила снизить число тяжелых ДТП и успокоить потоки машин в проблемных местах.

Ловят за выезд на встречку

Самым распространенным нарушением, которое фиксируют с помощью дронов, является выезд на полосу встречного движения. Также беспилотники могут выявлять выезды на обочину, нарушения рядности, несоблюдение других требований дорожной разметки, нарушения на перекрестках и непропуск пешеходов.

За нарушениями ПДД в России начали следить квадрокоптеры Новости 20 сентября 2016 ГИБДД впервые начала следить за нарушителями с помощью квадрокоптеров
Фото: rosstandart.moscow Новости 21 февраля 2020 В России за нарушениями ПДД начали следить с помощью беспилотников

В пресс-службе регионального управления ГИБДД Autonews.ru подтвердили факт использования беспилотника для контроля нарушений и заверили, что подобные рейды будут проводиться и дальше.

«Дрон снимает сверху, картинка в живом режиме появляется на экране, все фиксируется, стереть ничего невозможно. Инспектор на земле останавливает нарушителя и оформляет протокол», — объяснили в пресс-службе.

Сейчас дроны в основном фиксируют выезд на встречную полосу. «Беспилотники работают в сложных местах, где водители совершают опасные обгоны. Дроны могут фиксировать разные нарушения, но, например, по скорости у нас такой необходимости нет, потому что за ней следят стационарные камеры, и их много», — добавили в ГИБДД.

Аналогичный рейд Росгвардии и ГИБДД прошел в Кемеровской области. Как заявили в ГИБДД региона, летательные аппараты осуществляли контроль за дорожной обстановкой на участке дороги протяженностью до 20 километров. Сотрудники Росгвардии производили запись правонарушения и передавали информацию экипажу ДПС. Впоследствии эти видеозаписи служили доказательной базой при оформлении протоколов.

«Несколько километров эта штука летела за мной, пока меня не остановили на посту. Там у них стоит ГАЗель с кучей мониторов, видно всю трассу. Показали мой обгон, отпираться было бесполезно», — написал в соцсети один из нарушителей.

Оштрафованные пытаются спорить с инспекторами и грозят обращением в суд, но пока случаев оспаривания нарушений не было.

Никаких сертификатов не требуется

Согласно действующим законам, средство видеофиксации нарушений ПДД должно быть сертифицировано в соответствии с ГОСТ Р 57145 и пройти метрологическую поверку. Кроме того, закон требует установки информационных табличек 8.23 «Фотовидеофиксация». Однако все это касается только стационарных камер, утверждает автоюрист Сергей Смирнов. Более того, полицейский дрон вообще не является средством измерения и видеофиксации, а используется лишь в качестве высотной камеры.

Фото: Zuma / TASS
Фото: Zuma / TASS

«Если речь только о фиксации нарушения, а не об автоматическом оформлении штрафа, то это абсолютно законно. Инспектор ДПС на основании регламента при возбуждении административного дела имеет право принимать к сведения любую информацию, которая может иметь отношение к делу. Это может быть видео с любого беспилотника, фотокамеры или телефона. Например, любой неравнодушный гражданин может снять видео проезда на красный свет и показать его инспектору ГИБДД. На основании этой записи полицейский может догнать нарушителя и возбудить дело», — объясняет юрист.

Такие записи, утверждает Смирнов, также быть использованы в суде наряду с показаниями свидетелей: «Например, я сам поднимаю в небо коптер для съемки природы, вижу, что кто-то нарушает, и решаю обратиться к ДПС. В суде моя запись может использоваться как доказательство».

Однако если запись окажется некачественной или если на ней невозможно четко различить автомобиль нарушителя, то суд может ее отклонить, добавляет юрист: «Суд обязан дать правовую оценку имеющимся доказательствам. Если вдруг нарушитель заявит, что на записи ничего не видно, суд должен определить, действительно ли это так, либо записи можно доверять. Если обвиняемый настаивает на том, что запись подделали, то суд должен назначить техническую экспертизу этой записи и уже после нее дать свою оценку».

Окончательно решение суд примет по совокупности данных. «Суд смотрит видео, опрашивает свидетелей, самого нарушителя и сотрудников ГИБДД. После чего делает вывод о виновности нарушителя. То есть видео будет лишь одним из доказательств», — заключает эксперт.

Таким образом, сотрудники ГИБДД могут использовать любые дроны, включая самоделки, если они обеспечивают картинку достаточного качества. Некоторые подразделения закупают профессиональные аппараты DJI Inspire 2 стоимостью почти полмиллиона рублей. Но самым серьезным дроном является беспилотник Росгвардии ZALA 421, который собирается в Ижевске подразделением концерна «Калашников» и оснащается системой высотного наблюдения ОКО-60. Аппарат запускается при помощи катапульты, летает до трех-четырех часов, передает живую картинку и распознает номера автомобилей.

Дроны используют уже много лет

Использовать беспилотники для контроля дорог в России начали еще в 2014 году, когдав Тюменской области с помощью дронов ловили любителей езды по обочине. С 2015 года беспилотники периодически используют на Дальнем Востоке. В том же году сотрудники УГИБДД Свердловской области получили партию дронов российского производства, способных распознавать номера автомобилей и факт пересечения сплошной линии разметки. Эти аппараты имеют запас лета 60 км и могут подниматься на 5 км вверх. Каждый дрон обслуживает экипаж из пилота и оператора.

В 2016 году тестовые запуски дронов начала ГИБДД Прикамья на дороге Пермь-Екатеринбург. Потом дроны запустила ГИБДД Ставрополья. «Эксперимент показал положительные результаты. Техническое устройство просто в управлении, стоит дешевле стационарных камер и может применяться как в дневных, так и в ночных условиях», — говорилось в сообщении пресс-службы ГИБДД региона.

Летом 2018 года беспилотные аппараты начали использовать в Амурской области около Благовещенска. Дроны летали на высоте нескольких сотен метров, а при выявлении нарушителя вели его по трассе до поста ДПС.

Тогда же аналогичную технику запустили в Удмуртии. По словам начальника 1 отдела УГИБДД Удмуртии Вениамина Вычужанина, разрешение камер позволяет идентифицировать госномер и объявить машину в розыск: «Если нарушитель до нас по какой-то причине не доедет, у нас уже есть точная информация о месте правонарушения, времени и марке автомобиля. В дальнейшем уже через возбуждение административного расследования мы можем привлечь его к ответственности».

На дорогах Краснояского края беспилотники контролируют движение с весны 2017 года. Во время первого же запуска за два часа на трассе Р255 «Сибирь» было составлено 16 протоколов за выезд на встречную полосу движения. Помимо контроля движения местное ГИБДД собиралось использовать дроны для поисков угнанных автомобилей, хранящихся в «отстойниках» на закрытых территориях.