branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Комбинация грязи и холода: как испытывают автомобили в России

Иностранные компании активно используют Россию в качестве экстремального испытательного полигона...
Комбинация грязи и холода: как испытывают автомобили в России
Комбинация грязи и холода: как испытывают автомобили в России
Россия – настоящий экстремальный полигон для испытания новых автомобилей: холода, плохие дороги, некачественный бензин и едкие антигололедные реагенты. Отсюда – специфические требования к автомобилю, в том числе со стороны транспортного законодательства.

Кроме сертификационных тестов, автопроизводители самостоятельно проводят испытания, чтобы наилучшим образом адаптировать автомобиль под специфические требования рынка и пожелания клиентов. По результатам таких испытаний многие автомобили в российской спецификации получают перенастроенную подвеску, полноразмерную запаску, защиту двигателя, топливопровода, антигравийное покрытие. В списке опций появляется обогрев лобового стекла, форсунок омывателя, более мощные аккумуляторы и генераторы, бачок омывающей жидкости повышенного объема. Kia, например, изменила программу управления турбомотором 1,6 T-GDI с непосредственным впрыском топлива, чтобы адаптировать его под топливо низкого качества. Daimler оснастил Mercedes-Benz B-Class дополнительным электрообогревателем.

«Плохих дорог в мире полно, холод тоже встречается, а вот естественная комбинация этих факторов, плюс грязь – это, пожалуй, возможно только в России. Сейчас даже встает вопрос о проведении зимних тестов в России на машинах, не предназначенных для российского рынка», – рассказал корреспонденту Autonews.ru директор по коммуникациям Nissan Роман Скольский.

Так, впрочем, поступает не только Nissan. Kia испытывала на российских дорогах седан Cadenza, Fiat – седан Tipo в камуфляже, хотя в российском офисе FCA заявили, что не планируют продавать эту модель у нас.

Комбинация грязи и холода: как испытывают автомобили в России


Porsche – один из немногих автопроизводителей, который не испытывает свои автомобили в России, предпочитая Канаду, США, ЮАР и Скандинавию. Lexus воссоздал на японском полигоне условия, схожие с нашими, но для тестов зимнего пакета все равно выбрал российский север. Jaguar Land Rover после испытаний кроссовера F-Pace и седана XF в России решил сделать это традицией.

Программа тестов самая разнообразная – зависит от того, что именно нужно проверить. Если речь идет о пробеговых испытаниях, то это минимум 20 тыс. км по разным типам дорог, включая грунтовые. Отдельно машины тестируют сотрудники компании автопроизводителя в повседневных условиях, чтобы оценить восприятие клиентов.

В основном машины не отъезжают далеко от Москвы – здесь есть все необходимое для тестов надежности узлов, стойкости лакокрасочного покрытия, качества топлива: дороги различного качества, отрицательные температуры и, что важно, противогололедные реагенты. В условиях плотной московской застройки проверяют работоспособность и точность позиционирования системы ЭРА-ГЛОНАСС.

Кроме того, рядом с Москвой расположен Дмитровский полигон, на котором проводят большой объем испытаний, а также военный полигон в Бронницах, где, например, Daimler испытывает свои бронированные модели серии Guard. Полигон располагает собственным штатом испытателей, трассами с различным дорожным покрытием и позволяет сократить время тестов. Автомобиль может многократно проходить один и тот же участок без необходимости выезда на дороги общего пользования. Это удобно для ускоренных ресурсных тестов.

Комбинация грязи и холода: как испытывают автомобили в России


«Один километр пройденного по программе испытаний пути в среднем соответствует 2,8 км реального пробега при повседневной эксплуатации обычным автовладельцем. Таким образом, автомобиль, участвующий в программе 24 тыс. км (в среднем она длится 2-3 месяца – прим. ред.), проходит 70 тыс. км в реальной повседневной эксплуатации среднестатистическим автовладельцем в течение 2-2,5 лет», – пояснил директор по управлению продуктом и дистрибьюцией Renault Россия Анатолий Калицев.

Зачем автомобили возят на тесты в Испанию

Испытания в России не всегда проще и дешевле. Адаптацию Nissan Murano для России проводили на Дмитровском полигоне, однако настройка слишком мягкого американского шасси потребовала сложного диагностического оборудования. Представители японского производителя рассказали, что хотели было сэкономить и привезти измерительный комплекс в Россию, однако возникли непреодолимые сложности в его таможенном оформлении. В результате тесты пришлось переносить в Испанию на полигон IDIADA, где был воссоздан отрезок типичной российской дороги.

За идеальными дорожными условиями иногда приходится ехать за границу. АвтоВАЗ все чаще пользуется независимым полигоном IDIADA в Испании – излюбленным местом многих европейских автопроизводителей. Там при участии испанских специалистов дорабатывалась асфальтовая управляемость Lada Vesta – жаркий климат позволяет делать такие тесты круглогодично.

Комбинация грязи и холода: как испытывают автомобили в России


Если требуется проверить что-то специфическое, машины отправляют в другие регионы. Это, например, отдельные зимние тесты на севере России, которые могут продолжаться от двух недель до месяца. У корейских производителей получили распространение длительные автопробеги. К примеру, Kia Rio при смене поколений проходит продолжительный пробег через всю территорию страны от завода в Санкт-Петербурге до Владивостока. Новый кроссовер Hyundai Creta перед тем как встать на конвейер, совершил путешествие из Китая в Россию. Причем, машины китайской сборки оснастили узлами и агрегатами российских версий.

В основном по результатам российских испытаний современные автомобили не требуют серьезных доработок. В Mitsubishi утверждают, что хорошо исследовали российский рынок и накопили достаточно технической информации, которая учитывается при создании новых автомобилей. Например, электропроводку лучше защищать резиновыми колпачками, а топливные трубки не оставлять открытыми под днищем.

Renault ведет проект «Белая книга», в которой отражены результаты испытаний и исследований. Она дает представление об условиях эксплуатации автомобилей в различных регионах мира, включая специфические, позволяет понять, где, как и при каких условиях будет эксплуатироваться автомобиль и с чем ему предстоит столкнуться в каждом конкретном регионе России, что ожидает клиент от автомобиля. В «Белой книге» есть даже наименования антигололедных реагентов, которыми пользуются коммунальные службы зимой.

Комбинация грязи и холода: как испытывают автомобили в России


Другое дело, когда требуется адаптировать под российские условия автомобиль, созданный для другого рынка, например, для американского. Например, седан Mitsubishi Galant оказался к ним совершенно не готов. По результатам двухмесячных тестов в конструкцию машины внесли порядка четырехсот изменений.

Однако не все специфические российские особенности удается учесть во время испытаний. Mitsubishi столкнулась с перегревом вариатора при длительном движении на больших скоростях – японцы изначально не представляли, что российские владельцы кроссоверов Outlander ездят на скоростях, превышающих разрешенные. Другой пример: по результатам журналистского тест-драйва обновленного Land Cruiser 200 на Урале Toyota задумалась об оснащении внедорожника гидропневматической подвеской, позволяющей увеличивать дорожный просвет.

Некоторые производители подходят к испытаниям творчески. Например, компания Peugeot назвала их этапы в честь космических программ СССР: миссия Луна, миссия Мир, миссия Союз. В Mitsubishi в случае с тестами гибридного Mitsubishi Outlander PHEV выбрали период с конца февраля по начало марта, чтобы с одной стороны захватить мороз, а с другой - перепады температуры и таяние снега. И проверить, как реагенты, слякоть и холода будут воздействовать на электрику машины, и как себя поведет подзаряжаемый гибрид при длительных пробегах. Всего по российским дорогам Outlander PHEV прошел 30 тыс. километров.

Комбинация грязи и холода: как испытывают автомобили в России


«Гибриды и электромобили в России воспринимаются с неким скепсисом, в том числе по причине неразвитой инфраструктуры. Для того, чтобы его развеять, мы провели испытания, чтобы продемонстрировать: вот, смотрите, наш Outlander PHEV проехал столько-то километров по плохим дорогам и при низких температурах. У нас есть подтвержденные данные по его надежности, снимите часть скепсиса», – рассказал представитель Mitsubishi Motors.

Как получить сертификат соответствия

Чтобы автомобиль получил российский сертификат соответствия, подтверждающий его безопасность, он должен в среднем пройти несколько десятков тестов. В основном они на 95% совпадают с общеевропейскими в рамках Женевских соглашений. Обычно автопроизводитель проводит испытания в Европе – там лучше оборудование, к тому же крупные компании прочно сотрудничают с известными испытательными лабораториями.

«Европейская модель приходит в Россию с сертификатами, которые мы должны принимать. С другой стороны, западные производители имеют сборочные производства в России, на этих моделях может быть другой поставщик металла, другая технология сварки. Эти параметры влияют на пассивную безопасность, и мы должны их тоже проверять», – рассказал заместитель генерального директора ФГУП «НАМИ» Денис Загарин.

Комбинация грязи и холода: как испытывают автомобили в России


В российском техрегламенте, а теперь и в регламенте Таможенного союза также содержатся специфические национальные требования, из-за которых иностранные производители вынуждены проводить тесты на внутренний шум, загазованность салона, эффективность системы отопления и устойчивость автомобиля. В Европе подобные испытания проводить не готовы – требуются эксперты с особой аккредитацией. Но при этом особых сложностей с российской сертификацией нет - они могут возникнуть разве что у китайских компаний. Сертификационные испытания, как правило, проводят на Дмитровском полигоне ФГУП «НАМИ». Раньше из-за наплыва желающих некоторые компании даже пользовались альтернативными лабораториями, но сейчас из-за ситуации на рынке и сокращения количества модельных рядов очереди исчезли. Кроме того, вышли послабления: например, динамические испытания на устойчивость практически не проводятся, так как большинство автомобилей уже оснащены системой стабилизации в базе.

Ситуация изменилась с внедрением системы экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС, которой должны быть оснащены все новые модели на российском рынке. Ее работоспособность проверяется с помощью фронтального и бокового краш-тестов, а с 2017 г. вводится еще и тест на опрокидывание. ЭРА-ГЛОНАСС уже стала для автопроизводителей головной болью - на нее приходится большая часть затрат по сертификации. Денежные расходы, по словам представителя Mitsubishi Motors, увеличились в 10-12 раз, а временные – в 2-3 раза, то есть с 3-4 месяцев до года.

Евгений Багдасаров
Фото: РБК, caradvice.com.au, autoevolution.com, mercedes-fans.de, autobild.de, motor1.com