branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

«Вынуждены обучать автомобили нерациональным решениям»

Директор по новым технологиям Volvo Мартин Росенквист - об облачных технологиях и будущем автопрома…
Мир захватывает идея интернета вещей, а урбанисты и футурологи говорят о смене концепции пользования личным транспортом. О том, зачем подключать автомобиль к сети, какие личные данные о нас хотят иметь автокомпании, и во что вскоре превратится автомобильный ключ, мы поговорили с директором по новым направлениям, технологиям и сервисам Volvo Car Group Мартином Росенквистом, который приехал в Москву в качестве спикера конференции Connected Car Summit.


- Многие эксперты автоиндустрии сейчас говорят о концепции Connected Car, то есть подключенного автомобиля, но мало кто понимает, что это такое на самом деле. Можно ли считать таковым любой автомобиль, так или иначе связанный с интернетом?

- Это довольно многогранное понятие. Оно может означать как возможность выхода в интернет классическим способом посредством браузера, так и функции, называемые интернетом вещей, а также автоматические интерфейсы, с помощью которых автомобиль может общаться с инфраструктурой. Это связь между машинами, телематические функции для контроля техники и даже возможность доставки прямо в машину услуги или конкретного товара. Наконец, набор сервисных функций, которые пользователь может осуществлять дистанционно. Например, я могу прогреть салон перед поездкой или послать кому-нибудь электронный ключ, чтобы он мог воспользоваться моим автомобилем. То есть это не просто какой-то один сервис, это целый комплекс цифровых услуг.


- Как работает технология «телефон вместо ключа» и не является ли она уязвимой?

Для того, чтобы открыть и завести машину, ключ в физическом понимании вам больше не нужен. Достаточно иметь в кармане смартфон, который обменяется данными с автомобилем и откроет его. Если вы хотите дать доступ кому-то другому, вы просто пересылаете ключ посредством приложения, и человек получает доступ, где бы он ни находился. Сомнения в безопасности были еще тогда, когда на рынок выходила привычная система бесключевого доступа, но практика показала, что все работает надежно. Сейчас мы испытываем систему «ключ в телефоне» на пилотном проекте по аренде автомобилей в аэропорту, и не видим уязвимостей. Система безопасности работает не только телефоне, но и в самой машине. Недостаточно взломать телефон, чтобы попасть в машину. Пересылку ключа другому пользователю тоже невозможно перехватить, поскольку данные идут через облачный сервер, а не напрямую. Тот, кто не является получателем, не сможет получить электронный ключ.



- Кто обеспечивает работу системы электронного ключа, привязана ли к определенному провайдеру? Будет ли она действительно работать по всему миру?

- Сейчас мы тестируем систему в Швеции, и она не привязана к какому-либо провайдеру. Разрабатываем клиентские приложения для iOS и Android. В следующем году начнем предлагать серийную версию системы, но пока нет понимания, где она будет впервые запущена и когда именно. Если обычно производители делают тесты и готовят производство какой-либо новинки в течение пяти лет, то у нас уже есть готовое решение, пилотный продукт, и мы вот-вот запустим систему. По идее, пользователь сможет отправлять электронный ключ из одной страны в другую, и в этом есть прямой смысл, если мы говорим о возможности арендовать машину.

- Зачем производителям вообще развивать сетевые технологии? Какие новые возможности они открывают для пользователя в будущем?

- Это естественный этап развития автопрома. Если 20 лет назад дешевые машины были просты и неказисты, а дорогие предлагали и удобство, и качество, то сегодня даже массовый сегмент предлагает высокий уровень комфорта, хорошую отделку и приличное оснащение. Добавочная стоимость, которую мы можем предложить потребителю, сегодня лежит в области электроники, телекоммуникаций и сервиса. Пользователя окружает огромный массив информации, которую можно использовать, и которая кардинально меняет образ пользования автомобилем. Например, мы можем создать автономный автомобиль, что даст пользователю множество свободного времени. Вместо вождения автовладелец может в машине работать, творить или развлекаться, то есть машина должна предоставлять пользователю какие-то новые услуги.

- Судя по всему, технология автономного вождения открывает большой рынок для производителей, поскольку человек, не занятый управлением, может быть покупателем…

- Беспилотник – это инновация сама по себе, и мы пока не знаем, что именно клиент будет делать в такой машине, и что еще мы сможем ему предложить. Нужно проводить исследования. Но да, это определенно рынок. Вы можете смотреть кино, слушать музыку, работать, совершать покупки, то есть создавать спрос, находясь в машине. Вопрос только в том, как именно вы будете это делать, и кто будет на этом зарабатывать.


- Следует ли из этого, что в будущем автопроизводители будут менять модель бизнеса, получая доходы не от продажи автомобилей, а от тех сервисов и онлайн-услуг, которые сами автомобили будут реализовывать своим владельцам?

- Если мы сможем обеспечить клиенту сервисы, которые окажутся для него нужными и полезными, то мы действительно сможем на этом заработать. Но я не думаю, что автопроизводители когда-нибудь начнут получать от этого больше денег, чем от продажи самих автомобилей. А сами сервисы точно станут хорошей добавкой к машине. Вот сегодня у нас есть Volvo On Call, которая может дистанционно запускать и прогревать машины, и это очень востребованная функция для холодных стран. Тем не менее, эта технология не приносит компании существенного дохода, по крайней мере сейчас.

- Самая большая проблема для беспилотных автомобилей – законодательная или техническая?

- Самое сложное – это неопределенность. Обычный дорожный трафик – не проблема, но сложности возникают, когда появляются пьяные водители, нарушения правил, посторонние объекты и люди с нестандартным поведением. Если бы все машины были беспилотными, было бы проще. А сейчас мы вынуждены обучать автомобили нерациональным решениям, которые не укладываются в строгую машинную логику. Вот главная проблема. Нужно накатать миллионы километров тренировочных заездов, чтобы обучить электронный мозг. И, конечно, важным фактором станет единая информационная среда для всех таких автомобилей.

- Существует ли уже единый стандарт в индустрии, который позволял бы любым автомобилям обмениваться данными между собой?

- На данный момент такого стандарта нет. Есть набор различных инициатив и группы партнеров, совместно работающих над подключением автомобилей к сети и инфраструктурным системам. Это и вопрос используемых технологий, и программного обеспечения. Я очень надеюсь, что мы все в итоге придем к какому-то одному стандарту, в соответствии с которым будет работать интернет вещей, частью которого станут и автомобили.


- Будут ли использоваться облачные хранилища данных, и стоит ли пользователю автомобиля рассчитывать на возможности «облака» для хранения личных данных, например, своей музыкальной коллекции или фотографий, доступных в любой из машин?

- Мы действительно храним некоторые данные на наших серверах, но это не касается персональной информации. Сейчас каждый клиент Volvo может зарегистрировать несколько машин в своем приложении Volvo On Call, но мы не знаем, кто он, и не следим за ним. Хранить личные данные вроде музыки смысла нет – обычно все нужное у пользователя есть на персональном смартфоне, и наша задача состоит в том, чтобы сделать хорошую интеграцию между личным устройством и машиной.


- Нет ли опасений, что государственные органы обяжут компании передавать им информацию о перемещениях людей, в том числе и для того, чтобы их штрафовать за нарушения правил?

- В системе Volvo On Call пользователь может включить режим сохранения точек, которые он посещал, но эта информация будет доступна только ему лично. Мы можем получить доступ к ней, но только в экстренных случаях, когда ведется расследование какой-либо аварии. При этом данные все равно остаются анонимными.

- Будет ли автомобильная электроника требовать обновлений, и есть ли порог, после которого автомобиль уже не сможет работать с более новыми программами?

- Вопрос действительно актуален. Скоро мы выпустим программные обновления для XC90, которые коснутся не только медиасистемы, но и других узлов. Пока для этого придется заехать на сервис, и это не очень удобно – все равно, что носить смартфон в магазин каждый раз, когда выходят новые версии приложений. Вскоре появятся технологии обновления на лету. А на тему «железа» волноваться не стоит. Самый мощный компьютер, который у нас сейчас есть – это автомобиль. Конечно, трудно заглянуть на 7 – 10 лет вперед. Очевидно, что за это время появятся новые технологии, и мы не можем быть уверены, что мощности автомобильного компьютера хватит на весь срок службы машины. Но сейчас это достаточно мощное «железо».


- Зачем производители продолжают стоить сложные и очень дорогие медиасистемы, если можно интегрировать в машину обычный смартфон и использовать его мощности?

- В автомобиль интегрировано очень много частей, которые взаимодействуют между собой, и мы не можем делить их на части. Медиасистема XC90 – это еще не планшет в привычном понимании, но уже близко к нему. У него четыре основные функции: навигация, медиапроигрыватель, телефон и функция для работы со смартфоном пользователя. Кроме того, есть еще и настраиваемая панель приборов, и проекционный дисплей. Это все связано между собой и удобно управляется. Мы делаем новые приложения для использования со смартфоном, их пока немного, но мы не готовы пустить в машину любые чужие программы, поскольку не можем быть уверены в их безопасности. Хотя в целом идея мне нравится.

- Верно ли представление о том, что производителям все сложнее продавать машины, поскольку люди все чаще отказываются от личных машин? Меняется ли при этом подход к проектированию электронных систем?

- Автопроизводители всегда немного запаздывают. То, что выходит на рынок сейчас, было запланировано три года назад. Но мы держимся трендов. Наша система Volvo On Call, как и телефон-ключ, и есть ответ на изменение стиля использования автомобиля. Мы можем использовать телефон-ключ в системах каршеринга, аренды либо для передачи управления другому человеку, и он появился именно потому, что мы увидели такую потребность. Все в индустрии ищут различные подходы к тому, как будет меняться мобильность. У нас есть свои суждения на тему будущего, и мы будем добавлять в наши машины все больше возможностей для их реализации. Хотя автомобиль останется автомобилем. Смарт-ключ не вытеснит традиционный, а будет лишь дополнительной функцией.

Иван Ананьев
Фото и видео: Volvo