branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Сделано во Франции. Как устроена гоночная команда Lada

Кто строит гоночные «Весты», почему уволили российского гонщика и чего не хватает Lada для побед в гонках...
Сделано во Франции. Как устроена гоночная команда Lada
Сделано во Франции. Как устроена гоночная команда Lada
Ежегодно на небольшой фабрике во французском Маньи-Куре собирают четыре автомобиля Lada Vesta. Производство началось задолго до серийного выпуска гражданской версии седана – первые экземпляры европейской «Весты» были готовы еще в прошлом году. Все дело в том, что французская компания ORECA собирает гоночные модификации вазовской новинки – Lada Vesta WTCC для чемпионата мира по шоссейно-кольцевым автогонкам в классе туринг.


«С нами работают те самые люди, которые строят прототипы ORECA класса LMP2 для гонок в Ле-Мане, – рассказывает руководитель заводского гоночного коллектива «Лада Спорт Роснефть» в чемпионате мира Виктор Шаповалов. – Мы производим кузова и детали подвески в России, потом перевозим все это в Маньи-Кур. Там устанавливаем мотор и другие детали, которые покупаем у сторонних поставщиков. Французы из ORECA занимаются двигателем и аэродинамикой, а также подсказывают нам, как дорабатывать подвеску. Получается российская команда с привлечением иностранных специалистов».
 

Большую часть года гоночные Весты проводят в переездах: в календаре серии WTCC значатся 12 этапов на четырех континентах, а между гонками команда занимается тестами и доработкой конструкции. Инженеры и механики, которые обслуживают Весту во время гоночных уикендов, родом из России – французы следят только за двигателем.

«Есть еще иностранные инженеры – те ребята, кто непосредственно работает с гонщиками, – продолжает Шаповалов. – Во-первых, у этих инженеров больше опыта, во-вторых, им удобнее работать с иностранными пилотами с точки зрения языкового барьера. Но гоночный инженер – это не конструирование автомобиля, это работа с настройками».

Основных пилотов у команды три. Прямо сейчас за «Ладу Спорт Роснефть» выступают чемпион мира WTCC 2012 года Роб Хафф, участник марафонских гонок на спорткарах Ник Катцбург, а также обладатель Кубка наций A1 Grand Prix и действующий победитель «24 часов Ле-Мана» в категории LMP2 Николя Ляпьерр. Такой состав сформировался совсем недавно: трио Хафф-Катцбург-Ляпьерр провели вместе всего два этапа. В начале сезона напарниками Хаффа были Михаил Козловский и Джеймс Томпсон.
 

Томпсон – культовая фигура в мире кузовных гонок. Двукратный чемпион серии BTCC и бронзовый призер чемпионата мира сотрудничал с «Ладой» с 2009 года: на протяжении многих лет Джеймс был локомотивом тольяттинской конюшни, который помогал неопытным инженерам освоиться на международной арене. Козловский – протеже компании «Лукойл», предыдущего спонсора команды. Вплоть до начала сезона-2015 присутствие российского гонщика в российском коллективе казалось обязательным, поэтому даже невыразительные результаты Михаила в гонках не были препятствием для его выступлений. Все изменилось в середине 2015 года: Томпсона и Козловского уволили аккурат перед домашним для «Лады» этапом в Москве.

Параллельно в WTCC сменился директор. До 2013 года международное первенство возвглавлял Марчелло Лотти. В преддверии сезона-2014 организатор серии, компания Eurosport Events, уволила итальянца, а на его место наняла француза Франсуа Рибейру – человека без связей в автогонках, но с опытом работы в других спортивных соревнованиях. В разговоре с корреспондентом Autonews.ru Рибейру рассказал, что именно он убедил руководство «Лады Спорт Роснефть» избавится от российского пилота, а заодно и от 41-летнего Томпсона.

«Если вы хотите обвинить кого-то в том, что происходило с гонщиками Lada в этом году – обвиняйте меня, – признался Рибейру. – Это я пошел к Виктору Шаповалову и сказал ему: «Виктор, у тебя хорошая машина, но она находится на ранней стадии своего развития. Если ты хочешь ускорить процесс доводки автомобиля, тебе нужны три быстрых пилота. Ты не сможешь превратить «Весту» в победителя гонок с одним пилотом экстра-класса и двумя гонщиками, которые не соответствуют его уровню». Мне жаль это говорить, но Томпсон не был топ-пилотом. Просто посмотрите на его времена на круге. К тому же, у него не осталось мотивации. Он сделал много хорошего для кузовных гонок – но если у тебя нет голода до побед, ты не будешь конкурентоспособным».
 

«Я рассказал Шаповалову про Ляпьерра, – продолжил глава чемпионата мира. – Я сказал ему: «Смотри, Ляпьерр свободен. Гонщики такого калибра не так часто оказываются без контракта. И поверь, Николя недолго будет сидеть без места. Это победитель Ле-Мана, у него 15 лет опыта работы с инженерами ORECA, он выигрывал титулы в гонках с открытыми колесами. Он невероятно быстр, у него безукоризненная репутация, он профессионал с большой буквы. Если хочешь проверить – просто поговори с командами, в которых Николя выступал до этого. И дай ему протестировать машину».

Шаповалов согласился – и уже на сентябрьском этапе в Японии место за рулем «Весты» получил Ляпьерр. Сейчас на счету Николя всего четыре гонки WTCC в составе «Лады», но команда уже заключила с французом контракт на следующий год. «Мы точно сохраним Хаффа и Ляпьерра. Насчет Катцбурга пока не знаем: посмотрим, какие у него будут планы», – заявил Шаповалов.

Авторитет Хаффа в команде непререкаем. Сейчас это не просто самый быстрый и самый опытный гонщик в составе российской конюшни. Для «Лады Спорт Роснефть» Хафф – это ключ к долгосрочному прогрессу и будущим успехам. Именно Хафф принес команде первую победу в чемпионате мира на этапе в Китае в прошлом году. Причем в тот момент Роб пилотировал не новейшую «Весту», а старую «Гранту».
 

«Первый тест «Гранты»? Я предпочел бы забыть об этом опыте, – смеется Хафф. – Гранта WTCC не была гоночной машиной. Она была мечтой Виктора [Шаповалова] - он построил автомобиль с бюджетом, который не позволял ему сделать автомобиль таким, каким он хотел. При поддержке Роснефти и АвтоВАЗА нынешняя Веста стала настоящей гоночной машиной. Она как будто на три поколения новее – в плане используемых технологий, философии постройки, дизайна, качества сборки и всего остального».

После того, как титульным спонсором «Лады» стала нефтяная компания «Роснефть», бюджет гоночного коллектива ощутимо увеличился. В команде не называют точных цифр, но по оценкам сторонних наблюдателей, уровень затрат приближается к 8 млн евро. «Бюджет чемпионской команды Citroen – 20 миллионов евро, – откровенничает Шаповалов. – Это в два с чем-то раза больше, чем у нас. У Honda бюджет тоже превосходит наш, но уже не так сильно».



В данный момент АвтоВАЗ остается третьим и последним участником зачета автопроизводителей WTCC. В следующем году к Ладе, Honda и Citroen присоединится еще одна компания – похоже, речь может идти о Volvo или Kia. Параллельно с заводскими командами в международном первенстве стартуют «частники» - профессиональные гоночные команды, не связанные с крупными автозаводами. Среди таких участников наиболее востребован автомобиль Chevrolet Cruze, построенный без привлечения концерна General Motors.
 

«Сейчас дистанция между Lada и Chevrolet минимальна. Наши результаты очень близки, – оценил потенциал «Весты» Роб Хафф. – Естественно, на втором месте сейчас Honda – они постоянно занимаются тестами. Ну и Citroen в лидерах: их затраты – это какое-то безумие. И все же, я уверен: с нашей нынешней машиной нам по силам одолеть Honda до конца сезона. Зимой мы проведем огромное количество тестов и в автомобиле появится множество обновлений».

В этом году у «Лады» еще нет ни одной победы. На последнем этапе WTCC в Шанхае лучшего результата добился Ник Катцбург: голландец финишировал на четвертой позиции в утренней гонке. Первый номер команды Роб Хафф попал в аварию и до финиша не добрался – но уже во втором заезде британец исправил ситуацию и занял пятое место. За минувший сезон пилот дважды поднимался на пьедестал почета: в Японии Хафф был третьим, на этапе в России – вторым. И в отличие от предыдущих сезонов, когда результаты «Лады» больше зависели от аварий соперников и погодных условий, в этом году команда добивается прогресса поэтапно. Хафф не скрывает того, чья заслуга в этом преображении.

«Переломить русское упрямство совсем не просто, – признается чемпион мира. – Раньше Виктор Шаповалов был гонщиком – и это был далеко не лучший гонщик на планете. Теперь он работает инженером, хотя нигде не учился инженерному и конструкторскому делу. Поэтому когда тебе удается убедить такого человека в том, что он делает что-то неправильно и ему нужно изменить подход – это потрясающее чувство. А потом он видит, что новый способ работает – и это здорово. Сейчас Виктор открыт к тому, чтобы пробовать новые способы достижения цели. Именно это привело к наиболее серьезным позитивным сдвигам в этом году. Мы изменили то, как команда обслуживает автомобили, то, как мы планируем гоночный уикенд».
 

«Посмотрите, где была Lada в прошлом году – и где они сейчас. Это же невероятно. Умопомрачительный прогресс, – рассказывает Франсуа Рибейру. – А все потому, что они решили изменить методологию, скорректировать процесс работы, заменить машину и посадить за руль новых пилотов».

Еще одна причина наметившегося прогресса – это прекратившиеся метания от одной модели к другой. На протяжении последних лет «Лада» регулярно меняла гоночные машины: перед «Вестой» была «Гранта», еще раньше в WTCC ездили «Приоры». Сезон-2015 ознаменовал окончательный переход к одной модели и позволил команде сосредоточиться на доработке существующего автомобиля вместо того, чтобы в очередной раз адаптироваться к новинке.

«Впереди нас ждет нормальная тестовая зима. Первый раз в жизни у нас будет не новая машина, а машина, которую мы развиваем, – расказывает Шаповалов. – Цель на следующий год – быть не хуже Honda. Сейчас мы составляем программу, чтобы определиться с тем, что конкретно мы сможем изменить. Это не касается аэродинамики – мы будем совершенствовать только механическую часть шасси. Это дает большой эффект». «Чтобы выиграть чемпионат, нам нужны четыре года», – подытоживает Хафф.
 

Впрочем, победа в WTCC – далеко не единственная цель «Лады» в чемпионате мира. В 2016 или 2017 году АвтоВАЗ планирует запустить полноценную клиентскую программу, в рамках которой независимые команды смогут купить или арендовать Vesta WTCC для собственных гонщиков. «Желающие есть, но мы пока спускаем это на тормозах, так как все время развиваем машину, – признается Шаповалов. – Сейчас нам сложно предоставить покупателям автомобиль, который клиент мог бы эксплуатировать без всяких изменений и бесконечных доработок. Для клиентской программы нужна машина, которая не модернизируется каждый день. Может быть, на следующий год у нас появится такая возможность».

Наконец, последняя и, пожалуй, самая сложная цель «Лады» – подобрать российского пилота, который смог бы на постоянной и долговременной основе выступать в команде WTCC. «Класс пилота влияет очень сильно. Здесь в каждой заводской команде выступает чемпион мира – объясняет принцип выбора Шаповалов. – Почему у нас нет русского пилота? Потому что в России нет чемпиона мира. Есть талантливая молодежь – но она вся гоняется в Европе. К некоторым мы присматриваемся. Я бы сказал, что у нас есть пара пилотов, которые могли бы здесь участвовать. Я считаю готовыми Кирилла Ладыгина и, возможно, Михаила Алешина. Но они оба заняты [в других чемпионатах – примечание Autonews.ru]».

«Российский и европейский автоспорт находятся очень далеко друг от друга. Моя работа состоит в том, что сократить эту дистанцию. И мы сокращаем ее вместе – всей командой, – говорит Хафф. – Через пару лет я хочу видеть в чемпионате мира молодежную команду Lada Sport и полноценную программу поддержки молодых пилотов из России, которую вела бы Лада. Я хотел бы этим заняться, стать тренером для этих парней. Мы думали организовать такую программу и команду уже в следующем году, но в итоге решили, что Веста пока не готова. Как только машина будет готова – мы это сделаем. Думаю, в 2017 году вы увидите молодежную команду Лада».
 

«Я буду счастлив, когда в чемпионате появится российский пилот – признается глава WTCC Франсуа Рибейру. – Мы обсуждали эту тему с Виктором и я сказал ему: «Российскому пилоту нужен адаптационный период. Чтобы правильно привести российского гонщика в чемпионат мира, ты должен предоставить ему возможность спокойно учиться». Возьмите любого российского пилота и посадите его в заводскую Lada к Хаффу, Ляпьерру и Катцбургу – и это будут идеальные условия для провала. Чтобы добиться результата с пилотом из России, вам нужно выбрать молодого гонщика с опытом в молодежных сериях с открытыми колесами, посадить его в клиентскую команду и дать возможность понять эту категорию, привыкнуть к чемпионату без излишнего давления. Дайте ему время и не требуйте результата с первой же гонки. Я знаю, что у вас много пилотов. Я бы предпочел не опытного, а молодого гонщика, чтобы вырастить его также, как мы вырастили Норберта Михелица и как сейчас выращиваем Ма Цинхуа».

Как стало известно Autonews.ru, в следующем году в календаре WTCC может не оказаться этапа на подмосковной трассе Moscow Raceway. Организаторы чемпионата недовольны работой промоутеров с российской стороны и уже почти решили перенести российский этап в Сочи. По предварительной информации, в сезоне-2016 российский этап станет первым номером в календаре чемпионата мира: две гонки WTCC на Сочи Автодроме должны пройти 6 марта.

Антон Погорельский, специально для Autonews.ru
Фото: Лада Спорт Роснефть