branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Дорожная индульгенция: почему камеры теряют эффективность

В России предлагают создать единый центр, который будет обрабатывать все штрафы с камер...
Дорожная индульгенция: почему камеры теряют эффективность
Дорожная индульгенция: почему камеры теряют эффективность
В России может быть создан единый центр, который будет обрабатывать штрафы с камер, установленных во всех регионах России. Соответствующий законопроект в Госдуму внес первый зампред комитета по конституционному законодательству и госстроительству и сопредседатель московского штаба ОНФ Вячеслав Лысаков. Автор проекта считает, что централизованная система может исключить случаи мошенничества и избавит от так называемых «белых списков» неприкасаемых.

Сейчас в каждом из регионов работает собственный Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП), который обрабатывает поступающие материалы и оформляет штрафы в бюджет региона. Всего в стране функционирует 87 таких центров, причем в некоторых областях их полномочия распределены между двумя ЦАФАПами. Денежные потоки, которыми оперируют эти организации, практически не контролируются, а средства, получаемые от штрафов, часто не попадают в местные дорожные фонды. По статистике ГИБДД, за год в стране выписано 59 млн штрафов, общая сумма которых составляет не менее 25 млрд рублей.

Лысаков уверен, что полномочия регионов по фиксации нарушений побуждают местные власти к злоупотреблениям: «Региональные власти используют камеры для пополнения бюджета любой ценой, иногда с нарушением закона». Депутат вспоминает, что в Краснодарском крае дошло даже до уголовного дела, которое завели на сотрудников местного ЦАФАПа. По данным следствия, сотрудники фирмы вмешивались в журналы регистрации, удаляли файлы и формировали фальшивые протоколы о нарушениях ПДД. Доходило до того, что люди получали штрафные квитанции пачками, причем штрафы выписывались одновременно в разных концах города. Наказать мошенников оказалось непросто, говорит Лысаков: «Доказательные материалы были удалены, поэтому должностные лица избежали уголовной ответственности, а рядовые сотрудники ЦАФАПа сейчас проходят лишь по статьям за халатность». Ирония в том, говорит депутат, что недавно эта компания со скандальным прошлым выиграла в Подмосковье конкурс на установку камер с бюджетом в 27 млрд рублей. Немало злоупотреблений депутат видит даже в столице, где то и дело возникают скандалы с участием компаний, обслуживающих московское парковочное пространство.

Координатор движения «Синих ведерок» Петр Шкуматов считает, что камеры давно перестали быть средством обеспечения безопасности движения и превратились в способ пополнения бюджета: «Местные власти поняли, что камеры вкупе с системой организацией дорожного движения – это настоящий клондайк. Особенно в регионах с большим транзитным потоком. В том же Краснодарском крае мы выявили такую зависимость: камеры всегда соседствуют со знаком ограничения скорости 40 км/ч, причем сами таблички часто скрыты деревьями». В итоге камеры стали появляться не в опасных местах, а там, где можно было создать ловушки для водителей, замечает Вячеслав Лысаков: «Это полное извращение идеи. Камера должна быть средством профилактики, а сейчас получается, что чем больше нарушителей в регионе, тем ему лучше».



Еще одной причиной для введения централизованной системы сбора информации Лысаков считает экономию средств, поскольку на содержание единого центра требуется меньше денег, чем на все региональные вместе взятые: «Все эти фирмы используют разное программное обеспечение, по-разному обслуживают свое оборудование. Единая система позволит сократить затраты на сопровождение программных продуктов, их совершенствование и доработку. Наконец, объединение центров экономически обосновано еще и потому, что позволит уменьшить количество задействованных сотрудников».

Обработкой информации в едином ЦАФАП должны заниматься кадровые сотрудники ГИБДД, а не гражданские лица, уверен Лысаков, поскольку последние не обеспечивают конфиденциальность получаемых данных: «Офицеры ГАИ подписывают присягу и отвечают за свои действия перед законом. Гражданские, которые имеют доступ к персональной информации и контроль над спецтранспортом, имеют совершенно иные меры ответственности. Этого нельзя допускать». Еще одна причина, говорит депутат – беспристрастность силовиков, особенно в отношении влиятельных в регионах людей: «Сотрудников федерального центра не волнует статус человека в регионе – пришел файл, выписали штраф».

Проблема «белых списков» особенно актуальна в регионах, где местные водители часто договаривались с сотрудниками ЦАФАПов, чтобы те исключали их автомобили из системы. Петр Шкуматов говорит, что эти списки создавались ради автомобилей специальных и аварийных служб, но в регионах превратились в неофициальную услугу: «Возникают коррумпированные группировки из чиновников и инспекторов, которые торгуют такими электронными индульгенциями, а не сидят в кустах с радарами. За плату в районе 50 тыс. рублей за полгода машину можно сделать невидимой для радаров». Подобные списки есть и в Москве, уверяет Лысаков: «У меня есть официальные ответы на запросы в МВД. Проводилась проверка, которая установила, что столичный ЦОДД не фиксировал автомобили такси с желтыми номерами, ездящие по автобусным полосам, хотя действующие ПДД не делают для них никаких исключений. Налицо создание конкурентных преимуществ для отдельных компаний. Есть информация, что и Минобороны добилось таких же преференций для машин своего ведомства».

Технически создать единую систему учета несложно – достаточно перенаправить поток данных с камер в единый центр. А региональным операторам оставить только техническую часть работы, то есть установку и обслуживание комплексов видеофиксации. Вопрос о том, куда именно пойдут штрафы, тоже решается просто – автомобилисты будут получать квитанции, в которых будут указываться счета, соответствующие дорожным фондам регионов, где произошло нарушение. «Сейчас деньги идут не на развитие дорог, а в общий бюджет региона, – говорит Петр Шкуматов. – Единый центр мог бы сразу направлять средства в местные дорожные фонды». Прежним останется и механизм обжалования постановлений, причем разбор спорных ситуаций будет также происходить в федеральном центре, а не на местах, где сотрудники имеют инструкции под любым предлогом отказывать водителю, уверяет Лысаков. Если же все останется по-прежнему, то автомобилистов ждут тяжелые времена, считают эксперты: камер будет все больше, организация движения станет более запутанной, а водителей будут и дальше провоцировать на нарушения.

Иван Ананьев
Фото: Anton Belitsky / Russian Look