branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

«Тянуть с покупкой автомобиля сейчас не нужно»

Управляющий директор Kia Motors Rus Артем Гусаров - о кризисе, росте цен и будущем российского авторынка...
«Тянуть с покупкой автомобиля сейчас не нужно»
«Тянуть с покупкой автомобиля сейчас не нужно»
По результатам продаж в первом полугодии Kia Motors Rus превзошла среднерыночные показатели. Корреспондент Autonews.ru пообщался с управляющим директором компании Артемом Гусаровым и выяснил, как в Kia справляются с кризисом, почему корейцы прекратили сотрудничество с ФК «Спартак», когда лучше всего покупать машину и что будет, если Петер Шрайер уйдет из компании.

- За первое полугодие продажи Kia снизились на 19%. Этот показатель лучше, чем у многих других брендов, но, например, хуже, чем у Hyundai. Почему?

- У нас нет задачи быть номером один или упасть не больше, чем на столько-то. Есть определенный целевой показатель, который мы перед собой ставим с точки зрения возможного объема продаж, каких-то других индикаторов. В первую очередь – это то, что мы уже многократно озвучивали: хотим быть номером один с точки зрения любви клиентов. Чтобы они предпочитали нас, приходили к нам, и все подразделения компании работают на эту цель. Если это приводит к тому, что мы становимся лидером на рынке – это прекрасно. Поверьте мне, как бы наигранно подобное не звучало, это действительно так.

«Тянуть с покупкой автомобиля сейчас не нужно»

Если мы говорим конкретно про этот год, мы видим, что рынок упал больше, чем на 30%, а мы чувствуем себя гораздо увереннее. Мы нарастили свою долю рынка на два процентных пункта. У нас в конце прошлого года доля рынка составляла 7,9%. В 2015-м мы закрыли полугодие с показателем чуть меньше 10%, а по двум месяцам мы даже перешагнули через этот рубеж. Если говорить про статистику, кто лучше, кто хуже, то опять-таки, смотря какую статистику брать. Есть показатели количества зарегистрированных в ГИБДД автомобилей - здесь мы первые. Несмотря на то, что год действительно очень тяжелый, мы все свои показатели выполняем успешно.

- Какой вы видите стратегию компании в кризис? Назовите три основные вещи, на которые нужно делать упор в такой ситуации. Первая, как я уже понял, - это расположение к вам клиента…

- Когда говорят, что клиент всегда прав – это не уникально. Но работать это начинает только тогда, когда компания сама в это поверит. Уже на протяжении нескольких последних лет, когда я общаюсь с дилерами, с сотрудниками, я обращаю внимание, что нам нужно улучшать качество работы с клиентом. Эта клиентоориентированность заключается не только в том, кто встречает человека в салоне, как ему улыбаются и так далее. Это гораздо более широкое понятие. Этот принцип работы начинается с того, какие автомобили производит компания, на кого они ориентированы. В этом отношении наша линейка продукции, например, дизайн, который разработал Петер Шрайер, действительно очень хорошо подходит для российского покупателя. У нас есть предложения практически в каждом из сегментов российского рынка. Мы запускаем автомобили без какого-то либо ущемления интересов клиентов, то есть не уменьшая, например, количество новинок, которые мы изначально собирались продавать в России. Это первое слагаемое успеха. Никаких компромиссов, несмотря на кризисные условия.

Второе – по какой цене мы предлагаем автомобили, используя какие инструменты, облегчающие покупку для клиента. Здесь мы можем говорить о нашей политике ценообразования, о наших программах помощи покупателю. Будь то программы кредитования, лизинга или государственной поддержки. В условиях непростой экономической ситуации цена, конечно, имеет значение. И как бы мы не хотели об этом говорить – это, безусловно, очень важно. И здесь мы вели очень продуманную политику. С ноября прошлого года мы подняли цены только на 15%, в то время как в среднем по рынку цены выросли на 21%. Мы считаем, что не совсем правильно перекладывать на клиента те невзгоды, которые сейчас есть на российском рынке.

Ну, и третье – это то, как мы работаем с дилерской сетью. Дилерская сеть – это наш форпост. Это те, кто стоят на передней линии общения с клиентом. Если им будет неинтересно работать с нами, они не будут заинтересованы в том, чтобы полностью удовлетворить клиента. Кроме того, конечно, их надо правильно обучить и дальше контролировать. Именно это мы делаем для дилеров. У нас довольно много кандидатов в нашу дилерскую сеть, которые приходят от других брендов. Это говорит о том, что с нами работать интересно. Мы поощряем дилеров за грамотную работу с клиентами. Наши исследования говорят о том, что в этом направлении мы все делаем правильно. В конце концов, люди сами подтверждают это, голосуя рублем, когда приходят к нам.


- Вы упомянули о ценах. Я лично слышал от представителей конкурирующих брендов, как они жаловались на то, что в какой-то момент Kia не поднимала цены и, грубо говоря, подставляла их. Не испортились ли отношения с конкурентами в связи с этим и за счет чего удалось не поднимать цены до определенного момента?

- Должен успокоить всех: считать мы умеем. На рынке существует два подхода. Один – надо думать о своей прибыльности и не допускать даже малейших сдвигов в минусовую зону. Второй – это тот подход, который практически все анонсируют, но которому не все готовы следовать. Говорят, кризис – это время возможностей, я считаю, что мы - одна из немногих компаний, которая это использует и стратегически к этому подходит. Когда такая ситуация на рынке, покупатели находятся в таком же шоке, как и мы, от экономических пертурбаций. В данном случае социально неправильно их сразу поставить перед реалиями: будьте любезны, платите сейчас столько, сколько это стоит из-за курса рубля. Поэтому когда мы отрабатывали свою стратегию, мы, безусловно, понимали, что следование такой ценовой политике - не самый экономически выгодный для нас шаг, но для нас – это определенная инвестиция в рынок. Мы поддерживаем своих текущих покупателей, даем возможность тем, кто раньше, может быть, о нас не думал, купить наши автомобили. Что очень важно, мы в этой позиции получаем поддержку нашей штаб-квартиры. Ценовая политика Kia – полностью осознанный шаг. Если у нас и есть большие инвестиции в рынок, чем в нормальное время, то это не потери – это именно вложение в будущее. Мы инвестируем в Россию, потому что считаем, что даже не в долгосрочной, а в среднесрочной перспективе – это весьма интересный рынок. Он уже сейчас является для Kia третьим по объему продаж зарубежным рынком в мире. Мы считаем, что если переживем год-два, то в перспективе этот рынок будет очень прибыльным. Даже в текущей финансовой ситуации все не так плохо, как казалось бы.

- Проводились ли какие-то исследования на тему того, насколько этот отказ от увеличения цен способствовал укреплению лояльности и насколько он позволяет привлечь новых клиентов?

- Вопрос лояльности – это все-таки вопрос следующей покупки. Сейчас его оценивать трудно - это долгосрочная политика. Все, что мы делаем, направлено на то, чтобы показать людям, что автомобиль Kia - это уже совсем не та машина, что была раньше, когда была 20-процентная выгода в цене, от которой просто невозможно было отказаться. То есть еще 10 лет назад качество автомобилей Kia было не на самом высоком уровне, но цена – очень привлекательной.

За это время наш продукт превратился из бюджетной машины в автомобиль, который не стыдно поставить перед главным входом в офис или рядом с домом. Кроме того, дилерские центры привлекают клиентов. Я, как человек, который работал в нескольких автомобильных компаниях, первый раз за свою карьеру столкнулся с тем, что дилеры, которые инвестировали в нашу новую концепцию оформления шоурумов «Красный куб», говорят, что у них увеличился трафик. То есть у нас не только автомобили привлекательны, но и такая неочевидная вещь, как дизайн дилерских центров. Наши центры не отпугивают людей своей премиальностью, а привлекают их. Каждый год индекс удовлетворенности клиентов растет. И это, безусловно, повышает лояльность. Когда покупатели понимают, что в кризисный год компания остается с ними. Когда они видят, что несмотря на курс, мы почти не повышаем цены, люди начинают смотреть на бренд по-другому. Они видят, что компания помогает им проходить через этот кризис, давая возможность поменять автомобиль. Я уверен, что уровень лояльности клиентов будет расти.

- Возвращаясь к вопросу с ценами, ваше личное мнение: будут ли цены на машины меняться и дальше и когда наступит лучший момент для покупки автомобиля в этом году? Стоит ли ждать сезонной распродажи в конце года?

- Сейчас практически не осталось компаний, у которых есть проблемы с переполненными складами. Ожидать снижения цен в связи с тем, что у кого-то осталось много автомобилей на складах, я бы не стал. В первую очередь, я думаю, все зависит от того, что повлияло на рост цен. Это, конечно, экономическая ситуация, изменение курса валют. Мы живем в такой ситуации, когда колебания курса в ту или иную сторону не имеют чисто экономического мотиватора, есть и геополитические факторы влияния. Поэтому когда мы говорим о том, что случится с экономикой в дальнейшем, к сожалению, этого никто не знает. Я лично тоже пытался гадать в начале года, что делать со своим автомобилем, и не угадал. Мой совет другим: тянуть с покупкой не нужно.


- Стоит ли гнаться за более дорогой машиной, влезая в большие кредиты, или лучше выбрать что-то проще?

- Сложно принять решение за человека: стоит ему брать кредит или нет. Зависит от того, насколько стабилен его источник дохода. Мой опыт подсказывает, что сильно переживать по этому вопросу не стоит. Сейчас существует довольно много программ, связанных с кредитом и лизингом, которые облегчают процесс покупки автомобиля. Они, возможно, действуют не напрямую на цену, но при помощи trade-in, льготных кредитов и других программ процесс облегчается. В рамках программы льготного кредитования, например, процент по кредиту субсидируется и становится не таким высоким. Я бы сейчас не стал страшиться кредитов. В отличие, например, от кризиса 1998 года, когда ликвидности на рынке не было, и банки очень неохотно кредитовали. Сейчас и ставки вполне вменяемые, плюс процент утверждения кредитов на нормальном уровне, есть программы поддержки кредитования. Бояться кредитов не стоит, я бы даже рекомендовал это. Мы, к слову, думаем о том, чтобы ввести новую программу страхования на случай потери работы.

- Есть ли у вас личный прогноз относительно того, когда российский авторынок достигнет дна?

- Я не вижу причин, почему должно стать хуже. Тот уровень, на котором сейчас находится рынок - примерно 120 000 автомобилей в месяц – это и есть дно. Конечно, могут быть пиковые месяцы. Однако если политическая ситуация значительно не изменится в худшую сторону, я не вижу оснований, почему люди должны покупать меньше автомобилей. Декабрь прошлого года и январь этого года перетянули большое количество продаж со второго квартала 2015 года. Сейчас настало время тех людей, которые тогда автомобиль не поменяли, но сделать это им все еще нужно. Сейчас непростой с точки зрения продаж летний период, но, думаю, лето закончится, люди вернутся из отпусков, и рынок начнет немного восстанавливаться.


- Вы же в любом случает делаете прогноз по продажам внутри компании. Каков он?

- Я думаю, если говорить про рынок в целом, то мы выйдем где-то на вилку 1,5 – 1,7 млн проданных автомобилей в 2015 году. С точки зрения продаж Kia, мы планируем реализовать во втором полугодии больше автомобилей, чем в первом.

- У Kia до сих пор нет ни одного суперкара. Насколько важно появление такого автомобиля для бренда с имиджевой точки зрения?

- Все супер спортивные вещи у нас в настоящий момент существуют в виде концепт-каров, на базе которых обкатываются какие-то решения для массовых сегментов. У нас есть концепт GT, который мы уже несколько раз показывали. Но пока не надо воспринимать его, как готовый для производства автомобиль. Хотя я должен сказать, что очень многие концепт-кары Kia, по сравнению с некоторыми другими брендами, гораздо ближе стоят к серийным автомобилям. Что касается спортивных автомобилей, я бы не стал пока ожидать от нас появления суперкара. У нас есть cee’d GT. Возможно, появятся и более спортивные версии других моделей. Но уходить в спорткары мы пока не собираемся. Однако Kia Motors Corporation в Корее всерьез рассматривает возможность вывода на глобальные рынки имиджевой спортивной модели, которая станет самым динамичным и мощным автомобилем Kia за всю историю компании, но это все среднесрочные планы.


В целом действительно существует необходимость представления автомобилей нетипичных для модельного ряда. Здесь мы можем сказать про другое направление, яркие примеры которого - Quoris или Kia Sorento Prime - это более премиальные автомобили. Зачастую задача таких моделей - показать не большой объем продаж, а продемонстрировать возможности бренда Kia. Таким образом, мы уходим от имиджа, что Kia – это только дешевый автомобиль. Здесь мы говорим о том, что в наших машинах есть все технологии, присущие премиальным брендам. Более того, глядя на эти автомобили, наш покупатель понимает, что многие опции и инновации из более дорогих сегментов есть и в его Kia Rio, например. Одна из сильных сторон Kia – это каскадирование технологий, присущих более высоким классам в массовые сегменты. Продажа суперкаров – не первоначальная задача. Также мы не собираемся полностью уходить в премиум. Мы продолжим фокусироваться на автомобилях для массового покупателя. Но даже в массовом сегменте клиенту надо показывать, что есть технологии, которыми стоит гордиться и которые есть и в их автомобилях.

- Но в случае с Quoris удалось же отобрать хотя бы малую долю покупателей у BMW, Mercedes-Benz и Audi?

- Автомобиль очень хороший. К сожалению, основная проблема этого сегмента заключается в том, что человеку нужен не только хороший автомобиль, но и статус. Иногда мы сталкиваемся с проблемой, когда клиенты проходят тест-драйв Kia Quoris, говорят, что им очень понравилось, что в определенных моментах он даже лучше конкурентов, но «люди не поймут». По статусу и истории бренда нам еще есть куда расти. Да я и не могу сказать, что мы стремимся встать на один уровень с большой немецкой тройкой премиальных брендов. Если люди хотят действительно хороший и технологичный автомобиль – у нас он есть, и не один. Однако целевая аудитория в премиальном сегменте сейчас несколько меняется. В России все больше людей, которые не готовы переплачивать за силу бренда.

- Какой автомобиль будет главной новинкой Kia на автосалоне во Франкфурте?

- Франкфуртский автосалон уже скоро, но не настолько скоро, чтобы мы могли сейчас раскрыть свои планы.

- Хотя бы серийная это будет машина или концепт-кар?

- У нас будет очень насыщенный стенд. И в отличие от предыдущих салонов, там будет представлена одна мировая и одна европейская премьера среди серийных автомобилей. Будет и автомобиль, который на российском рынке очень популярен.

- Мы сидим в комнате, в которой очень много атрибутики московского ФК «Спартак». Почему Kia в свое время прекратил сотрудничество с футбольной командой? Как внутри компании относились к тому, что Kia – спонсор «Спартака», а Hyundai – ЦСКА?

- Я не думаю, что кто-то смотрел на то, кого спонсирует другой бренд. Kia и Hyundai – независимые друг от друга структуры в рамках корпорации. Красно-белый цвет отлично попадает в концепцию Kia. Это шутка, конечно. Мы были довольны тем, как проходило наше сотрудничество с ФК «Спартак». Хотя моменты, касающиеся того, стоит ли спонсировать одну команду, которую одни фанаты любят, а болельщики других команд ненавидят, были. Но поддержка спорта – дело благодарное. Даже если люди поддерживают команду конкурентов, автомобили и бренд Kia они ненавидеть не начинают.


Коль скоро экономические времена сейчас тяжелые, для нас стоял выбор, каким образом оптимизировать свои вложения, в том числе спонсорскую деятельность. Вопрос стоял так: либо продолжать сотрудничество с конкретной командой, либо все-таки уменьшить какие-то вложения, тем самым дав больше возможностей для клиента купить автомобили Kia по более интересной цене. Мы посчитали, что в данном случае будет правильно хотя бы на какое-то время из этого партнерства уйти. С другой стороны, из спорта мы не ушли. Мы являемся долгосрочными партнерами футбола. Два ближайших Чемпионата мира по футболу, включая российский в 2018 году, мы спонсируем.

- В целом вы были довольны отдачей, которой получали от этого сотрудничества? Рассматриваете ли возможность вернуться к подобному партнерству?

Это было хорошее сотрудничество. Мы социально весьма активны в своей деятельности. Есть много социальных проектов, которые мы не афишируем. Когда экономика восстановится и у нас расширятся возможности поддержки, я не исключаю, что мы можем вернуться и в футбол, и в конкретную команду.

- Есть информация, что в конце 2017 года Петера Шрайера должен сменить Люк Донкервольк. Как вы считаете, насколько изменится дизайн автомобилей Kia? Когда мы сможем увидеть первые модели, созданные Донкервольком?

- К сожалению, лично я про эту новость не слышал и прокомментировать это не могу. Значимость Петера Шрайера для автомобильной промышленности сложно переоценить. Он внес огромный вклад в возрождение бренда Kia и восхождение его в рамках нашей страны, можно сказать, на Олимп. За это время он, безусловно, успел воспитать свою дизайнерскую команду. Петер Шрайер очень важен, но за эти девять лет мы видели автомобили, которые создавали его ученики. Я думаю, если такое случится, с дизайном у нас все равно все будет хорошо.

- Когда я разговаривал с Петером Шрайером, он говорил, что одна из главных радостей для него, когда на стенд Kia приходят конкуренты и смотрят, какой опыт можно перенять. Вы замечаете что-то подобное?

- Я то же самое говорю практически на каждом автосалоне. Я поработал во многих компаниях и знаю многих шеф-дизайнеров в лицо. И на каждом салоне я вижу этих людей, которые приходят смотреть на наши автомобили. Если десять лет назад я не мог представить ситуацию, когда на стенд Kia приходят, чтобы посмотреть тенденции автомобильной моды, то сейчас это в порядке вещей.

Николай Загвоздкин
Фото: Kia