branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

RAV4 за 6 миллиардов: что Toyota делает под Петербургом

Почему Toyota, несмотря на кризис, расширяет производство в России и планирует вывести на рынок новую модель местной сборки...
RAV4 за 6 миллиардов: что Toyota делает под Петербургом
RAV4 за 6 миллиардов: что Toyota делает под Петербургом
Японская Toyota расширяет производство в России. В 2015 году на заводе в Шушарах Ленинградской области открылись два новых цеха, в следующем году загрузка вырастет еще сильнее. Прямо сейчас на заводе трудоустроены 1850 рабочих, к 2016-му их станет больше на 800 человек. Никаких принудительных отгулов – все сотрудники будут заняты на традиционной пятидневной рабочей неделе со стартовой зарплатой в 38 тысяч рублей.

Несмотря на сокращение спроса, Toyota планирует вывести на российский рынок новую модель местной сборки. В 2016-м году завод в Шушарах начнет производство внедорожника RAV4 – самой популярной Toyota в России. Первые кузова RAV4 уже прибыли на завод: сотрудники готовятся адаптировать производственный процесс под изготовление двух разных автомобилей. В настоящее время на конвейере в Ленинградской области выпускают только седан Toyota Camry. Расширение завода и начало сборки RAV4 обойдется японской корпорации в 5,9 миллиарда рублей. В результате суммарные инвестиции Toyota в российское производство достигнут 16 миллиардов рублей.


С учетом таких масштабных вложений завод компании в Ленинградской области выглядит неоднозначно. С одной стороны, все помещения поддерживаются в идеальном состоянии, а для работников созданы все необходимые удобства. С другой стороны, сам процесс производства словно перенесен в современность из прошлого века. К примеру, вся сварка делается вручную – в то время как на заводах российских компаний этот процесс автоматизирован. О частичной автоматизации сварочной линии в Toyota говорят в будущем времени: компания только готовится к модернизации и запрещает фотографировать новую линию.

Проверка кузова на герметичность также вызывает вопросы. Современный метод диагностики автомобиля с помощью перепадов давления здесь не в почете – вместо этого Toyota по старинке загоняет машины в камеры, имититрующие моросящий дождь. В камеру попадает каждый 80-й седан Camry – остальные проверяют по упрощенной программе.


Возможно, отчасти из-за этого завод в Шушарах переносит гостей в атмосферу Японии 1990-х годов. По всем цехам развешаны мониторы, где отмечено каждое рабочее место. При малейшей проблеме сотрудникам предписано вызывать бригадира: в момент вызова подвешенные под потолком экраны начинают мигать кислотными цветами, а в громкоговорителях играют вызывающие немедленный приступ ностальгии 8-битные мелодии. Разумеется, это несет функциональную нагрузку: за каждым бригадиром закреплена конкретная мелодия, так что нужный человек по первым нотам узнает «свой» мотив и тут же поспешит на место ЧП. Однако антураж игровой приставки при этом становится подавляющим: при входе в цех человек словно попадает в компьютерную игру 20-летней давности. Проезжающие мимо тележки логистической службы, водители которых ездят строго по прочерченным на полу прямым линиям, идеально вписываются в этот двухмерный мир со строго определенными ролями каждого персонажа. Для полноты картины заводу не хватает разве что автоматов для пинбола.


Уровень локализации на ленинградском предприятии балансирует у отметки в 30%: большинство компонентов компания предпочитает закупать за рубежом. Речь не только о колесных дисках или ковролине, который Toyota везет из Европы – импортируется даже сталь – из Франции и Германии. Генеральный менеджер завода Toyota по развитию производства и контролю качества Борис Абашин объяснил, что качество российской продукции Toyota не устраивает. Впрочем, это касается не только стали и не только отечественных поставщиков. «Даже компания Michelin не смогла выдержать высоких требований по качеству, которые мы предъявляем, – привел пример Абашин. – В результате мы были вынуждены вернуться к поставке шин из Японии». Сейчас Toyota получает покрышки Bridgestone.

Попасть в перечень поставщиков Toyota очень сложно: компания смотрит не только на конечный продукт, но и на весь производственный процесс своих партнеров. «Мы недовольны уровнем охраны труда, который нам приносят на завод наши подрядчики, - рассказывает Абашин. – Поэтому мы тратим свои собственные ресурсы, чтобы развивать партнеров. Идем к ним на производственные площадки, выявляем риски и делаем замечания».


Привилегированная категория поставщиков российского завода Toyota - это компании, подконтрольные японцам. Основным контрагентом служит дружественная компания Toyota Boshoku, производственные площадки которой расположены на том же заводе в Шушарах. Другой крупный партнер – Борский стекольный завод в Нижегородской области. «Сейчас этот завод работает под колпаком японской корпорации Asahi», - уточняет Абашин.

Поставка оборудования и финальная отделка цехов для RAV4 завершится до конца 2015 года. Пока же завод собирает седаны Camry: 10 марта к вариантам с 2,5- и 3,5-литровым агрегатом присоединилась модификация с переработанным двигателем объемом два литра. Camry российской сборки уже выпускалась с двухлитровым мотором, однако нынешняя силовая установка – совершенно новый агрегат. И пусть мощность увеличилась всего на две лошадиные силы (150 против 148), характер поменялся сильнее: у нового мотора больше крутящего момента на средних оборотах, а время разгона до ста километров в час сократилось с 12,5 до 10,4 секунды. Обновилась и коробка передач – место четырехступенчатого «автомата» занял шестиступенчатый.


По сравнению с прошлым годом, самая доступная Toyota Camry подорожала на 20%. Комплектация, которую в декабре 2014-го можно было купить за 998 тысяч рублей, в январе продавалась уже за миллион 212 тысяч. Впрочем, это все равно на 300 тысяч дешевле, чем вариант с мотором 2,5 литра. Похоже, в этом и есть ответ Toyota на кризис: вместо обычного подорожания предложить покупателям другой товар за те же деньги. До обвала рубля 1 миллион 200 тысяч стоила как раз версия с двигателем 2,5.

Значит ли это, что Toyota верит в восстановление спроса и рост потребительского сектора? Вице-президент российского подразделения компании Фумитака Кавасима, следуя давней японской традиции умолчания, топ-менеджер предпочел уйти от прямого ответа на вопрос о прогнозе дальнейшего развития российской экономики. Пока же Toyota остается держаться за свою долю рынка и расширять ассортимент. Другого способа борьбы с кризисом пока не придумали.


Степан Смирнов