branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Травмы по каталогу: как меняется система ОСАГО

Повышение тарифов, правила Европротокола и другие нововведения, о которых нужно знать...
Травмы по каталогу: как меняется система ОСАГО
Травмы по каталогу: как меняется система ОСАГО
Правительство утвердило очередные поправки в правила расчета страхового возмещения по ОСАГО. На этот раз изменения коснулись случаев причинении в аварии вреда здоровью. Максимальный размер компенсации увеличен до 500 тыс. руб. вместо прежних 160 тыс. руб., а все виды травм оценены в соответствии с их тяжестью и собраны едином каталоге. К примеру, простой синяк оценили в 250 руб., при переломе челюсти или носа пострадавшему выплатят от 15 до 25 тыс. руб., а при вывихе плеча он получит 75 тыс. рублей. Причем деньги на лечение пострадавшие смогут получать авансом, не предоставляя страховщикам чеки из медицинских учреждений. С весны прошлого года в законодательство, связанное с системой ОСАГО, было внесено немало изменений. В обзоре на Autonews.ru – самые важные из них.


Тарифы для Крыма

В марте 2014 года Крым и город Севастополь вошел в состав Российской Федерации. С 11 мая оба субъекта получили индивидуальные автомобильные коды регионов (82 и 92 соответственно), а страховщики оперативно внесли их в реестр субъектов, на которые распространяется действие системы ОСАГО. Для Крыма и Севастополя был установлен пониженный территориальный коэффициент 0,6, а начальные коэффициенты мощности и страховых выплат для местных автовладельцев приняли равными единице. Таким образом, стоимость полиса ОСАГО в Крыму для опытного водителя с автомобилем мощностью до 100 л. с. составляет сейчас 1 698 руб. против 5 368 руб. в Москве.

Европротокол и прямое возмещение

Со 2 августа 2014 года в России начал действовать Европротокол – система, при которой участники ДТП могут оформить аварию без вызова сотрудников ГИБДД. Самостоятельно заполнить документы можно было и прежде, но вступившие в силу поправки в закон об ОСАГО устранили некоторые казусы, из-за которых страховые компании могли отказывать в выплатах. Оформить Европротокол с этого момента могут участники ДТП с двумя транспортными средствами, в котором пострадали только автомобили. Еще одно важное условие - оба водителя должны быть согласны с обстоятельствами происшествия. Одновременно с 25 до 50 тыс. руб. был повышен лимит выплаты по ДТП, оформленным без участия сотрудников ГИБДД. Единственный нюанс заключается в том, что пользоваться Европротоколом по новым правилам можно, если только полисы обоих участников ДТП оформлены после 2 августа 2014 года.

Другой пакет поправок в pакон об ОСАГО ввел понятие безальтернативного прямого возмещения убытков, суть которого в том, что потерпевший всегда должен обращаться за выплатой по ОСАГО только в свою страховую компанию, а не в компанию виновника ДТП, как это было раньше. Этот порядок действует для всех ДТП, произошедших после 1 августа 2014 года.

Аналогичные изменения вступили в силу с 1 сентября и для владельцев полисов каско – при ущербе до 50 тыс. руб. и отсутствии вреда здоровью, страховщик не вправе требовать от клиента предоставления справок из компетентных органов.

Европротокол в России сейчас оформляют не более 5% водителей, хотя эксперты полагают, что без вызова сотрудников ГИБДД могут быть урегулированы до 90% ДТП. «Эффективное применение Европротокола сможет серьезно разгрузит дороги», – отметил в беседе с корреспондентом Autonews.ru директор юридической компании «ГлавСтрахКонтроль» Николай Тюрников.

Новые тарифы и лимиты

В начале октября 2014 года впервые с момента запуска системы ОСАГО Центробанк на 30% увеличил базовые тарифы. Стоимость базового полиса увеличилась с 1 980 до 2 574 рубля. Одновременно была установлена минимальная ставка в размере 2 440 руб., дешевле которой полис стоить не может. Изначально страховщики просили Центробанк и о коррективах коэффициентов, учитывающих возраст, стаж и регион проживания водителя, но эти параметры остались без изменений.

Еще одним важнейшим нововведением стало значительное увеличение лимита компенсации по ущербу имуществу с 120 тыс. до 400 тыс. руб., причем теперь на такую сумму может рассчитывать каждый из пострадавших. Одновременно величина предельного износа автомобиля была снижена с 80% до 50%. Еще начала действовать вторая часть поправок, касающаяся Европротокола. Она сняла ограничение предельной выплаты в размере 50 тыс. руб. для происшествий, произошедших на территории Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Самостоятельно оформляя ДТП в столичных регионах, водитель может рассчитывать на выплату вплоть до предельных 400 тыс. руб., но только после предоставления информации, зафиксированной техническими средствами. Помимо фото- или видеосъемки предлагается фиксировать и данные спутниковых средств навигации. На всей территории России безлимитный Европротокол должен заработать 1 октября 2019 года.

Справочники по запчастям

С декабря 2014 года Российский союз автостраховщиков (РСА) и Цетробанк ввели единые справочники стоимости запчастей и методики расчета восстановительного ремонта в рамках ОСАГО. Единая база данных содержит десятки миллионов наименований запасных частей почти для всех моделей и модификаций автомобилей за последние 12 лет. Нововведения должны были снизить количество спорных случаев при расчетах страховых выплат, поскольку, по оценке экспертов РСА, почти 80% судебных споров со страховщиками касаются именно размера выплат по ОСАГО. Но из-за резкого снижения курса рубля данные в справочниках устарели почти сразу, а ближайшей коррекции утвержденных цен придется ждать до мая.

Никита Ситников, официальный представитель РЕСО-Гарантия, уверен, что эти цены невозможно пересмотреть быстро: «Справочники корректируются раз в полгода и это данность. Там десятки миллионов позиций, и одна только работа по переписыванию цифр займет не один месяц». Но даже с фактически устаревшими цифрами страховщикам работать проще, отмечает эксперт: «Да, есть недовольные, но люди по крайней мере получают адекватные выплаты. У нас есть четкие правила игры, и мы рады их соблюдать».

Очередное повышение тарифов

Очередное повышение тарифов по ОСАГО Центробанк планирует провести в июле 2015 года, когда вступит в силу еще один пакет поправок к закону, повышающий суммы выплат. На этом настаивают страховщики, отмечающие убытки. Никита Ситников считает повышение вполне логичным: «У нас уже сейчас из-за введения справочников по запчастям заметно выросла средняя выплата, и она будет расти и дальше. Сейчас сильно увеличились лимиты выплат, причем эти суммы теперь не делятся на всех пострадавших, а доступны каждому из них». Тем не менее, крупные компании не спешат уходить из бизнеса. «Для нас ОСАГО по-прежнему является прибыльным, но только за счет крупных городов с большим количеством клиентов и высокими тарифными ставками. Мелкие компании, которых когда-то было просто огромное количество, быстро ушли с рынка», - добавил Ситников в беседе с корреспондентом Autonews.ru.

По статистике РСА, из 200 страховщиков, получивших лицензию на ОСАГО, ровно половина покинула рынок. Сборы страховщиков в 2014 году увеличились на 11,2% и составили 150,3 млрд рублей, а выплаты увеличились на 13,6% и достигли 88,8 млрд рублей. «Лимиты в ОСАГО расширены почти в три раза, что приведет в скором времени к существенному увеличению средней выплаты. Еще до увеличения лимитов убыточность во многих регионах зашкаливала за 100% - это привело к уходу значительного числа страховщиков с этого рынка», - пояснил представитель РСА.

Водителям разрешат покинуть место ДТП


Уже летом 2015 года водители, совершившие наезд на препятствие или попавшие в незначительное ДТП, не требующее денежной компенсации, смогут на законных основаниях покидать место происшествия без оформления аварии. Водитель должен будет самостоятельно заполнить бланк извещения о ДТП для страховой компании. Закон предполагает отсутствие взаимных материальных претензий у участников столкновения, либо договоренность о выплате компенсации пострадавшему без привлечения официальных организаций.

Более того, начиная с 1 июля участники таких аварий обязаны будут покинуть место происшествия сразу после проведения фото- или видеосъемки места ДТП. Это позволит быстро очистить проезжую часть, чтобы не мешать проезду других участников движения. Оформить документы водители смогут на обочине.

ОСАГО через интернет

С июля этого года оформить полис ОСАГО можно будет в электроном виде через интернет – водителю достаточно будет зайти на сайт страховой компании и оплатить документ банковской картой. Для того, чтобы эта система заработала, страховщики и ГИБДД должны будут согласовать свои базы данных. Лично явиться в офис страховой компании придется только тем, кто впервые заключает договор ОСАГО. Вопрос о том, каким образом сотрудники ГИБДД будут контролировать наличие у водителя электронного полиса, пока остается открытым.

Иван Ананьев