branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Со скидкой и без SMS: зачем оплачивать штраф на месте нарушения

Московские автомобилисты в скором времени смогут оплачивать штрафы на месте при помощи специального терминала...
В Департаменте информационных технологий Москвы пообещали предоставить столичным водителям возможность оплачивать штрафы прямо на месте нарушения. Как сообщил корреспонденту Autonews.ru источник в департаменте, это можно будет сделать с помощью банковской карты.

С мая 2014 года дорожные полицейские стали получить комплексы «Мобильный инспектор»: планшет на платформе Android со специальной программой и соединенный с ним принтер. Опыт показал, что с помощью современных технологий оформление штрафа сократилось с 10 до 3 минут, проверка машины по базе ГИБДД – с 10 минут до 30 секунд. Планшет позволил загружать схему, фотографии и GPS-координаты аварии в базу МВД и сократил оформление ДТП вдвое - до 35 минут.

«Чтобы сделать этот сервис удобнее и полезнее для всех сторон процесса, сейчас рассматриваются различные технические решения для организации погашения штрафов на месте с использованием комплекса «Мобильный инспектор», - сообщают в Департаменте информационных технологий.

По предварительной информации, рассматриваются два основных варианта: либо инспектор получит POS-терминал, каким, например пользуются в ресторанах, либо нарушителю придется заполнять данные банковской карты через форму на планшете инспектора, как при онлайн-платежах.

Эксперимент по безналичной оплате штрафов проводился в Москве в 2009 году. Полицейские получили 82 терминала для безналичной оплаты, через них за 5 месяцев было оплачено более 7,6 тысяч штрафов, что составляет 9% от общего числа. В 2011 году ГИБДД признала опыт удачным и даже договорилась со Сбербанком об обслуживании платежей, однако обещанных терминалов столичные инспекторы до сих пор не получили. Тогда как в некоторых российских регионах уже начали экспериментировать с безналичной оплатой на месте: специально оборудованные машины дежурят на федеральных трассах.

Мобильные терминалы оплаты распространены в Европе. Не так давно ими начали оснащать и украинские патрули. В Республике Беларусь штрафы официально можно оплатить прямо в патрульной машине наличными. Инспектор изымает у нарушителя водительские права до тех пор, пока штраф не будет оплачен.

С юридической точки зрения не все однозначно: водитель имеет право не соглашаться оплачивать штраф на месте и может обжаловать штраф в течение 10 дней. Таким образом, такой способ оплаты возможен, если нарушитель согласен с вынесенным ему постановлением.

Большинство российских автолюбители к оплате штрафа инспектору через мобильный терминал относятся положительно. Это показал опрос, проведенный Национальным агентством финансовых исследований и экспертным центром «Движение без опасности». В Центральном федеральном округе в поддержку инициативы высказались 91% респондентов, а самый низкий интерес к такой услуге проявили жители Северо-Кавказского округа - 68%.

Дополнительным стимулом к своевременной оплате штрафов станет закон, вступающий в силу с января 2016 года: водителю, оплатившему штраф в течение 20 дней, предоставляется скидка в размере 50%. Исключения составляют повторное нарушение и езда в нетрезвом виде. По словам автора документа депутата Госдумы и главы Всероссийского движения автомобилистов Вячеслава Лысакова, скидка позволит жителям Москвы и Санкт-Петербурга платить штрафы, соразмерные общероссийским. Штраф за нарушение правил стоянки и выезд на полосу для общественного транспорта в этих городах существенно выше, чем в других регионах.

В начале 2014 года Департаменте информационных технологий Москвы запустил сервис проверки и оплаты штрафов через SMS. Причем, узнать о штрафе можно не только по номеру водительского удостоверения, но и отправив на короткий номер данные свидетельства о регистрации автомобиля. За пользование услугой начисляется комиссия. Оплату штрафов по SMS предложил для держателей своих карт и Сбербанк.


Штраф, оплаченный на месте, сразу попадает в систему, тогда как банки не всегда вовремя предоставляют в ГИБДД информацию о платежах, отметили в пресс-службе столичного Департамента информационных технологий. Достаточно вспомнить, что по этой причине в 2013 году более 30 тысяч добросовестных водителей оказались должниками.

Тем не менее, Вячеслав Лысаков сомневается в актуальности предложенной системы оплаты штрафов: «Сейчас на московских улицах везде установлены камеры, а инспекторы встречаются все реже. Следовательно, мала вероятность получить «живой» штраф».

Также глава Всероссийского движения автомобилистов заявил, что нужно значительно упростить всю систему оплаты штрафов: «Чем проще оплатить штраф, тем больше будет собираемость. В этом смысле я не вижу особой разницы между стационарным и мобильным терминалом. Сейчас водители, зарегистрированные на сайте госуслуг или ГИБДД, могут оперативно получать информацию о штрафах с помощью SMS и не ждать почтового заказного письма, которое зачастую теряется. Часто люди могут становиться невольными должниками, поскольку проживают не по месту регистрации. Мы со временем сможем отказаться от почтовых услуг, на которые тратятся огромные деньги. Каждое письмо стоит несколько десятков рублей, а в масштабе страны это десятки миллионов».

Евгений Багдасаров