branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Ошибка лидера: в Формуле-1 обострилась борьба за титул

За одну гонку до конца сезона Нико Росберг одержал победу и подобрался к Льюису Хэмилтону...
В воскресенье, 9 ноября, в Сан-Паулу состоялась предпоследняя гонка Формулы-1 2014 года. Традиционно Гран-при на трассе Интерлагос считается одним из самых интересных этапов чемпионата – увы, на сей раз бразильский заезд не смог порадовать болельщиков зрелищной борьбой. Самым острым эпизодом оказалась непродолжительная битва за четвертое место, а судьбу победы решила помарка лидера в середине гонки. В остальном этап в Сан-Паулу вышел чересчур предсказуемым – как и ожидалось, дубль завоевали пилоты Mercedes AMG, а третьим финишировал местный герой Фелипе Масса.

Причиной не слишком увлекательного заезда стала погода. С начала недели синоптики предсказывали Сан-Паулу постоянные дожди: обильные осадки ожидались каждый день с пятницы по воскресенье. Но сначала на сухой трассе прошли свободные заезды, затем квалификация, а в заключительный день Гран-при стало очевидно: гонка также состоится в ослепительно ясную и солнечную погоду. Без дождливого «аккомпанемента» бразильский заезд превратился в банальное наматывание кругов по четырехкилометровому кольцу – наименее впечатлительные зрители заскучали, болельщики со стажем вспомнили эпоху Шумахера. В те времена исход гонки также складывался из невынужденных ошибок и разницы в тактике пит-стопов.

Сюжет Гран-при: шины не по погоде


Поначалу компания Pirelli – монопольный поставщик покрышек для участников Формулы-1 – хотела привезти в Бразилию самые жесткие комплекты резины из возможных. Выбору воспротивился Фелипе Масса: гонщик из Сан-Паулу публично обвинил шинников в излишней консервативности и потребовал изменить заявку. По мнению Массы, слишком жесткие покрышки привели бы к скучной гонке с одним пит-стопом и полному отсутствию борьбы. Прецедент создан: в Pirelli послушали пилота и отозвали первоначальное решение – на смену наиболее жесткому типу пришел мягкий.

К удивлению поставщиков и пилотов, в Сан-Паулу установилась не по сезону жаркая погода: в отдельные часы температура асфальта доходила до 60 градусов по Цельсию. В таких условиях резина перегревалась и изнашивалась намного быстрее – жесткий состав исправил бы ситуацию, но Pirelli уже раздала командам мягкие комплекты. Участникам пришлось экономить покрышки, а в воскресенье большую часть дистанции проводить на более жестком типе – в противном случае спортсменам просто не хватило бы шин до конца заезда.


Сильнее всего страдала правая передняя покрышка: на ней появлялись полосы и проплешины, а нестабильное сцепление с дорогой то и дело вызывало вибрации на машинах разных команд. В результате ключевым вопросом Гран-при Бразилии стала тактика – когда именно заехать на пит-стоп и сколько кругов может продержаться тот или иной комплект. Сложностей добавило и новое дорожное полотно: незадолго до гонки на автодроме полностью перестилили асфальт. Новое покрытие вышло достаточно скользким, так что контролировать поведение болида стало еще сложнее, чем прежде – в сочетании с фирменными кочками заболоченного Интерлагоса простое удержание машины на трассе превратилось в непростую задачу.

В итоге большая часть пилотов провела гонку с тремя пит-стопами, избавившись от мягкого состава в самом начале заезда. Но даже на среднем типе гонщики то и дело получали от инженеров поручение «беречь резину» - может, если бы не это, борьбы на трассе могло быть чуть больше.

Кто больше всех рисковал


Пока 15 человек в пелотоне мучились с повышенным износом резины и не знали, как дотянуть до финиша на неиспорченных покрышках, три человека пошли на альтерантивную тактику – и финишировали намного выше своих стартовых позиций.

Нико Хюлькенберг и Даниил Квят стартовали на средних шинах: за счет оттянутого первого пит-стопа Нико успел полидировать в Гран-при, а Даниил какое-то время ехал вторым. В итоге пилот Force India финишировал восьмым при старте с 12-й позиции, а начинавший Гран-при Бразилии 17-м Квят прорвался на 11-ю строчку. Спортсменам также помог финальный отрезок, который они провели на мягком комплекте – пока конкуренты безуспешно пытались прогреть более жесткий состав, Квят с Хюлькенбергом «съедали» их отрыв и отыгрывали позиции.

Кими Райкконен и вовсе провел гонку с двумя пит-стопами – единственным во всем пелотоне. Чемпион мира 2007 года быстро отмучился на недолговечных мягких покрышках, чтобы затем выдать два очень длинных отрезка на средней резине. В итоговом протоколе пилот Ferrari разместился на седьмом месте – против 10-й позиции в стартовой ведомости.

Хэмилтон перестарался


В квалификации на Интерлагосе первенствовал Нико Росберг. Он же выиграл старт и сохранил преимущество после первого пит-стопа. Главный шанс для его соперника и партнера по команде Mercedes AMG Льюиса Хэмилтона наступил в середине гонки: британец вплотную подобрался к напарнику и мог бы одолеть его за счет более быстрого пит-стопа и высокой скорости перед заездом в боксы. Чтобы тактика сработала, Хэмилтон должен был проехать последний круг перед пит-стопом максимально быстро – именно в этот момент Росберг находился на другом конце трассы на непрогретой резине, что делало шансы Хэмилтона максимально высокими.

Льюис ошибся сам. В одном из поворотов лидер чемпионата слишком усердно пытался перекрыть время напарника и вылетел за пределы трассы. К счастью для британца, после экскурсии по обочине он довольно быстро вернулся на асфальт и продолжил борьбу – но время было потеряно. После второго пит-стопа Хэмилтон отставал от Росберга на 6 с половиной секунд.

Под финиш Льюис подобрался к Росбергу на расстояние атаки и даже пару раз попробовал пойти на обгон, но в итоге довольствовался вторым местом. В конце концов, с отрывом от напарника в 24 очка Хэмилтон может это себе позволить.

Борьба трех чемпионов


В заурядной со спортивной точки зрения гонке нашлось место классической дуэли трех чемпионов. На 61-м круге из 71 Кими Райкконена на Ferrari догнали Дженсон Баттон на McLaren и Себастьян Феттель, представляющий Red Bull Racing. Покрышки финна были намного старше резины его соперников, но Райкконен не сдался без боя. На узком асфальте Интерлагоса Кими отразил несколько выпадов Баттона, после чего Дженсон бросился в атаку в притирку к обочине: в итоге британец сместил соперника с идеальной траектории и косвенно помог Феттелю «дожать» пилота Ferrari.

Перед поворотом Ferradura Дженсон был уже впереди – в то же самое время Себастьян обогнул Райкконена по внешней траектории. На финише Баттон стал четвертым, а Феттель замкнул первую пятерку.

Через пару кругов Райкконен повторил мощную оборону, защищая позицию от атак собственного партнера по команде Фернандо Алонсо. Пилоты Ferrari сражались два круга – в итоге испанец взял свое и умчался вперед, оставив Кими на седьмом месте.

Масса перепутал механиков


В боксах Интерлагоса у пилотов Williams все валилось из рук: сначала Масса превысил максимально разрешенную скорость и схлопотал пятисекундный штраф, а затем механики дважды задерживали Боттасу смену резины. Впрочем, финальный аккорд остался за Массой. На 50-м круге бразилец заехал на плановый пит-стоп, но вместо того, чтобы остановиться у родных боксов, припарковался у гаража McLaren – механики этой команды уже стояли наготове, поджидая Дженсона Баттона. Перепутать две бригады оказалось очень легко: и те, и другие облачены в белые комбинезоны, а на пит-лейне им достались соседние места – когда две команды готовятся обслужить пилота, различить их можно только с близкого расстояния.

Механики быстро сориентировались и расступились перед Массой – чтобы Филипе проехал еще пару метров и все-таки нашел боксы Williams. По счастью, отрыв бразильца от ближайшего преследователя был настолько велик, что «простой» в McLaren не привел к потере мест: Масса как был, так и остался третьим. К слову, обслуживать пилотов могут только члены своей команды – если бы сотрудники McLaren не сориентировались и поставили пилоту чужие колеса, Фелипе пришлось бы дисквалифицировать.

Борьба за титул: расклады финала


Победа в Бразилии позволила Росбергу подобраться к Хэмилтону на расстояние 17 очков – все еще ощутимое, но уже отыгрываемое отставание. Чтобы одержать победу, Нико нужно не только выиграть финальный заезд, но и не допустить финиша Льюиса на второй позиции – в противном случае Хэмилтон возьмет титул с преимуществом в три балла. Зато третье место британца обеспечит Росбергу победу: в этом случае Нико превзойдет конкурента на те же три очка.

Причина столь плотной борьбы в новом для Формулы-1 правиле двойных очков: с 2014 года баллы, заработаннные на последнем этапе, удваиваются, чтобы позволить отстающим нагнать лидеров. Если бы не это, Хэмилтону было бы достаточно шестого места при победе Росберга, чтобы гарантировать себе победу – теперь же Льюису придется постараться, лишь бы несильно отстать от Нико.

Гран-при Абу-Даби на трассе Яс Марина состоится 23 ноября. Команда Mercedes AMG, за которую выступают Росберг с Хэмилтоном, давно завоевала Кубок конструкторов, а значит, пилотам нечего терять – и гонщики смогут проехать финальный заезд «на все деньги». Развязка сезона-2014 наступит через две недели.




Антон Погорельский

Фото: Global Look Press / Mercedes / Red Bull