branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Ток не пойдет: почему электромобили не стали популярными

В Европе и США электрокары стремительно набирают популярность, но в России пока все наоборот...
Ток не пойдет: почему электромобили не стали популярными
Ток не пойдет: почему электромобили не стали популярными
В Европе и США электрокары стремительно набирают популярность, но в России пока все наоборот. И это несмотря на ряд льгот для владельцев электромобилей, вроде бесплатной парковки в Москве. Мы попытались разобраться, почему в России самые экологичные машины практически не имеют шансов на выживание.


Небольшой выбор

На данный момент в официальной продаже значится только одна модель - Mitsubishi I-MIEV. С момента старта продаж в октябре 2011 года реализовано всего 228 машин. В компании пока и не рассчитывают на большой спрос.

«Одного развития инфраструктуры недостаточно. Пока пробег без подзарядки не увеличится до 300-400 км, резких изменений не будет. Нужно комплексное решение. Кроме того, в ближайшие годы будет снижаться стоимость аккумуляторов», - объяснили корреспонденту Autonews.ru в российском представительстве Mitsubishi.

Полтора года назад в России продавался еще один электромобиль - китайский E-Car GD04B. Его реализацией в феврале 2013 года занялась компания Damer. Однако через год продажи были прекращены из-за низкого спроса. За год было продано всего 68 машин, причем 90% из них были выкуплены госучреждениями.

«Себе такую машину купит только фанат электромобилей, проживающий в загородном доме. Живя в многоэтажке, пользоваться машиной очень проблематично. Как-то приходилось скидывать 100-метровый кабель с четвертого этажа. Но будет определенный прорыв - ожидаются новые аккумуляторы», - заявили корреспонденту Autonews.ru в компании.

Отмена ввозных пошлин не для всех

Казалось бы, отмена ввозных пошлин на электромобили должна была стимулировать импорт электромобилей, раз уж они практически не представлены на внутреннем рынке. Но отмена пошлин распространяется только на юридических лиц. Рядовому же покупателю, который захочет ввезти электромобиль, на таможне придется заплатить 48% от первоначальной стоимости электрокара. Таким образом, преимущества от нововведения реально почувствовала только компания Mitsubishi. После отмены пошлин в начале 2014 года цена на I-MIEV была снижена с 1 799 000 до 999 000. Впрочем, как отмечают в компании, это никак не повлияло на спрос.

Чтобы привезти в Россию, например, компактный хэтчбек Nissan Leaf, который является самым продаваемым электромобилем в Европе и стоит там около 20 000 евро (1,05 млн руб.), при растаможке в России к этой сумме придется прибавить почти 500 тыс. рублей. Итоговая стоимость Teslа Model S при ввозе в Россию приближается к 4 миллионам рублей.

Отсутствие инфраструктуры

Одной из главных проблем, с которой сталкивается владелец электромобиля, является отсутствие электрозаправок: на всю Москву и ближайшее Подмосковье их чуть более 20. Сейчас зарядными станциями в столице занимаются всего три компании: ReVolta, МОЭСК и ЭКА.

Власти активно озвучивают планы по расширению инфраструктуры для электромобилей. Звучат предложения организовывать электрозаправки на подземных и плоскостных парковках и около кафе. Проблема заключается в том, что, например, на подземных парковках сейчас нельзя разместить зарядки – это противоречит правилам пожарной безопасности.

Переговоры с ведомствами для внесения нужных изменений уже ведутся. В следующем году в Москве обещают построить как минимум 80 новых зарядных станций для электромобилей. Столичные власти пообещали предоставить под них земельные участки, в том числе в зоне платной парковки.

Ток не пойдет: почему электромобили не стали популярными


Климат

Даже если цены на электромобили будут снижены, а в крупных российских городах будет должная инфраструктура, владелец электромобиля столкнется с третьей проблемой – российские зимы. Холод негативно влияет на аккумуляторы, снижая пробег на одной зарядке в 2-3 раза. Кроме того, очень много энергии расходует система обогрева салона.

Электромобили желательно держать в отапливаемом гараже – хранение аккумуляторов в условиях минусовой температуры приводит к их порче. А при экстремально низких температурах желательно и вовсе отказаться от эксплуатации электрокара. Получается, что для полноценного использования необходимо иметь теплую стоянку у дома, а в морозы пересаживаться на общественный транспорт.

Отсутствие необходимых льгот

Московские власти в прошлом году разрешили владельцам электромобилей не платить за парковку в центре города. Для тех, кому ежедневно приходится ездить на работу в зону платной парковки, это может стать неплохим стимулом к покупке. При стоимости годового абонемента на парковку 160 тыс. рублей в пределах Бульварного кольца, 120 тыс. рублей в пределах Садового и 80 тыс. в пределах ТТК, даже по недешевому абонементу парковаться можно только с 8:00 до 20:00. Так что экономия получается очень ощутимой.

Но, тем не менее, поблажки, предоставленные московскими властями, несравнимы с тем, какие льготы предоставляют владельцам электромобилей в других странах. Например, в Норвегии электромобили полностью избавлены от НДС и таможенных пошлин. Также им можно ездить по полосам для общественного транспорта и парковаться там, где для остальных автомобилей стоянка запрещена. В США и в Германии покупателю электромобиля компенсируют часть стоимости транспортного средства.

Софья Клейменова
Фото: Mercedes-Benz