branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Чемпионы Сочи, которых могли не заметить

Помимо Формулы-1 на трассу в Сочи приехали молодежные серии GP2 и GP3, для которых российский этап оказался ключевым...
Три титула. Кто стал чемпионом на Сочи Автодроме
Три титула. Кто стал чемпионом на Сочи Автодроме
Победа Льюиса Хэмилтона и сам факт приезда Формулы-1 в Россию полностью затмили другие события на сочинской трассе. Между тем, гоночный уикенд на Сочи Автодроме подарил нам сразу трех новых чемпионов. В командном зачете Формулы-1 досрочную победу отпраздновал коллектив Mercedes AMG, а в молодежных сериях GP2 и GP3 определились сильнейшие пилоты.



Титул в Формуле-1: Mercedes AMG

Факт, очевидный после первого же этапа Формулы-1 сезона-2014, наконец, обрел подтверждение: сильнейшей командой официально стала Mercedes AMG. Дубль в Гран-при России позволил гоночному коллективу оторваться от ближайших преследователей на 223 очка, что сделало конюшню недосягаемой математически.

Составляющие успеха Mercedes AMG давно известны: лучшая силовая установка, проектирование шасси в тесном взаимодействии с мотористами, огромный штат инженеров и звездная пара пилотов Хэмилтон-Росберг. На счету команды 15 поул-позиций из 16 возможных, а также 13 побед в гонках, из которых девять были одержаны дублем.


Второе место, скорее всего, займут триумфаторы четырех прошедших сезонов Red Bull Racing. Чемпионская команда начала сезон в статусе аутсайдера, но уже к лету стала силой номер два. Такими темпами Red Bull Racing способна вернуться в чемпионскую гонку очень быстро – возможно, в следующем году Mercedes AMG все-таки получит равного соперника. Пока же в Брэкли могут праздновать: команда завоевала командный трофей впервые после возвращения в Формулу-1 в качестве полноценного конструктора в 2010 году.

До этого заводская команда Mercedes-Benz не выигрывала командных кубков в «Королевских гонках». Последний успех коллектива с двигателем Mercedes-Benz датирован 1998 годом, когда Кубок конструкторов заполучила команда McLaren.

Титул в GP2: безнадежный чемпион

Молодежная серия GP2 традиционно проходит в те же уикенды, что Формула-1, и считается кузницей кадров для чемпионата мира. Обычно победители этого первенства на следующий год попадают в «Королевские гонки»: логика подсказывает, что лучший из юниоров не затеряется на вершине мирового автоспорта. Достаточно сказать, что первыми двумя чемпионами GP2 были Нико Росберг и Льюис Хэмилтон – действующие гонщики Mercedes AMG, разыгрывающие титул в Формуле-1 между собой.


На Сочи Автодроме досрочный титул в GP2 оформил Джолион Палмер: 25-летний британец выиграл субботнюю гонку и уже 11 октября гарантировал себе победу в общем зачете. Главный соперник Палмера Фелипе Наср получил штраф за срезанный поворот и очков не набрал.

Для Палмера прошедший сезон стал четвертым в GP2. Пример Джолиона показывает: трудолюбие и упорство позволяют выигрывать даже у более сильных соперников. В паддоке Формулы-1 куда более перспективными считаются конкуренты Палмера – Раффаэле Марчелло, Стоффель Вандорн, Митч Эванс и все тот же Наср. Вот только титул взял именно Палмер.

Британский гонщик приходится сыном экс-пилоту Формулы-1 Джонатану Палмеру. Палмер-старший провел в чемпионате мира семь лет, но за 83 гонки так и не набрал ни одного очка. Прославился Джонатан благодаря учреждению полулюбительской Формулы-Palmer Audi и созданию на ее базе профессионального чемпионата Формулы-2. В этой серии и начал карьеру его сын. Джолион дебютировал в Формуле-Palmer Audi в 2007 году – через четыре года выступлений у отца Палмер-младший оформил титул.


После этого последовали долгие годы в GP2, за время которых гонщик так и не смог убедить «формульную» общественность в собственном таланте. Репутацию загубил первый же сезон, когда Джолион не набрал ни единого очка – совсем не такого дебюта ждали от чемпиона Формулы-2. В последующие годы Палмер медленно подбирался к вершине: за 80 гонок в GP2 британец в совершенстве освоил машину и досконально выучил трассы. Полученный опыт конвертировался в успех в 2014-м: минувший сезон Джолион выиграл за явным преимуществом.

Впрочем, к получению места в Формуле-1 Палмера это вряд ли приблизит. В последнее время серию GP2 все чаще выигрывают пилоты, обделенные харизмой, но обладающие огромным опытом. Пантано, Вальсекки, Леймер – все эти гонщики действительно выкладывались на полную, но для Формулы-1 одной самоотдачи оказывается мало. Руководители команд ходят увидеть исключительный талант – обычно он проявляется сразу же. С точки зрения чемпионских конюшен, выиграть в GP2 на четвертый год и не выиграть вовсе – это примерно одно и то же. В свои 25 Палмер-младший слишком стар и слишком опытен для перехода в Формулу-1. Впереди Джолиона могут ждать гонки на выносливость или соревнования кузовных машин.


Титул в GP3: самый нетипичный протеже Red Bull

Чемпионат GP3 появился в 2010 году в качестве подготовительного звена перед GP2. В теории идеальный путь гонщика в Формулу-1 обязательно пролегает через обе серии – но пока такой сценарий осуществил только Эстебан Гутиеррес. Второй и четвертый чемпионы GP3 попали в Формулу-1 напрямую: теперь Вальттери Боттас гоняется в Williams, а Даниил Квят в Toro Rosso. «Промежуточный» чемпион Митч Эванс застрял в GP2 – в целом, для репрезентативной статистики серии GP3 не хватает еще пары сезонов. Пока же можно констатировать: большая часть чемпионов GP3 рано или поздно оказывалась в Формуле-1. А значит, к новому победителю будет приковано повышенное внимание.


Чемпионское звание в GP3, скорее всего, выиграет 21-летний британец Алекс Линн. С точки зрения математики спортсмену не хватает одного очка. На самом же деле для проигрыша Линну необходимо чудо: Алекс не просто не должен набрать на заключительном этапе в Абу-Даби ни одного балла, но его соперник Дин Стоунмэн при этом обязан выиграть все оставшиеся заезды, а также завоевать поул-позицию и показать быстрейшее время в каждой гонке. До сих пор такое не удавалось никому.

Признаем как свершившийся факт: в сезоне-2014 Линну не было равных. Оформление титула сделает Алекса самым возрастным чемпионом GP3 последних трех лет – на момент победы в чемпионате спортсмену будет 21 год.

Линн начал профессиональную карьеру достаточно поздно. Пять лет назад британец дебютировал в локальном первенстве Формулы-Renault 2.0, а до соревнований серьезного уровня добрался в 2012 году: в позапрошлом сезоне Алекс перешел в Формулу-3. Первый сезон в этой категории нельзя было назвать ярким, зато в 2013 году Линн сверкнул: пилот не просто выиграл сложнейший чемпионат Европы с первой попытки, но и одержал победу в престижном Гран-при Макао – гонке, победить в которой считали за честь Шумахер, Хаккинен и другие легенды Формулы-1.


Успех в Макао открыл Линну дорогу в программу поддержки молодых пилотов Red Bull. С этого года Алекс присоединился к Квяту, Сайнсу-младшему и другим гонщикам, карьеру которых ведет производитель энергетических напитков, а по совместительству владелец самой успешной команды Формулы-1 последних лет. Обычно в программу Red Bull попадают в более раннем возрасте: так, соглашение с Квятом было подписано в 16 лет, а Феттеля Red Bull заприметил в 11. Оказаться в такой компании в 20 лет – нетривиальный сценарий.

На фоне успехов более молодых Сайнса и Гасли, которые при этом побеждали в статусной Формуле-Renault 3.5, было легко затеряться. Поначалу друзья-соперники по программе Red Bull и впрямь не воспринимали Линна всерьез – но регулярные победы Алекса заставили говорить о нем как о будущем чемпионе. И возможно, пилоте Scuderia Toro Rosso.

Год назад компания Red Bull уже взяла в Большие призы гонщика из GP3: Даниила Квята перевели в Формулу-1 «через голову» Антонио Феликса да Кошты. Последний выступал в той самой Формуле-Renault 3.5 и считался чуть ли не единственным претендентом на место в Toro Rosso – но серия побед Квята привела к неожиданной рокировке, и да Кошта остался без места.


В 2014-м в молодежных сериях складывается ровно такая же ситуация. Раскрученный Карлос Сайнс до сих пор не может гарантировать себе титул в Формуле-Renault 3.5, в то время как Линн штампует победы одну за другой, опережая три десятка пилотов GP3. Более того: в команде Формулы-1 Toro Rosso вновь свободно одно место. Догадываетесь, кто может его занять?

На Сочи Автодроме Алекс Линн финишировал седьмым и пятым, однако этого было почти достаточно для оформления титула. Британцу не хватило совсем чуть-чуть, чтобы вписать в историю Гран-при России третье чемпионское звание.

Пока другие трассы бьются за проведение финальных гонок, Сочи Автодром, похоже, нашел легкий способ заполучить всю славу: досрочные титулы запомнятся именно тем, что были завоеваны на российской трассе. В мире крупных международных гонок остался только один нерешенный вопрос – кто же станет чемпионом в личном зачете Формулы-1. Для того, чтобы получить ответ, болельщикам придется подождать еще полтора месяца: финальная гонка сезона состоится в Абу-Даби 23 ноября.

Антон Погорельский
Фото: Getty Images, Red Bull, GP3 Series Media Service, GP2 Series Media Service, media.mercedes-gp.com