branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Сочи Автодром и еще 6 новых трасс Формулы-1

Сможет ли Гран-при России закрепиться в чемпионате мира или исчезнет из расписания вслед за Индией и Кореей...
Сочи Автодром и еще 6 новых трасс Формулы-1
Сочи Автодром и еще 6 новых трасс Формулы-1
Первый в истории Гран-при России Формулы-1 на Сочи Автодроме состоится 12 октября 2014 года. Контракт на проведение этапа рассчитан на семь лет, а это значит, что, с формальной точки зрения, чемпионат мира обязан приезжать в Краснодарский край до 2020 года включительно. Впрочем, новейшая история Формулы-1 знает несколько примеров, когда несмотря на подписанные договоры гонки исчезали из расписания раньше срока: так произошло с этапами в Индии и Корее.

Autonews собрал семь историй об автодромах, которые недавно попали или только готовятся к вступлению в Формулу-1, чтобы понять, сможет ли Гран-при России закрепиться в чемпионате мира на долгий срок.

Гран-при Абу-Даби, Яс Марина

С 2009 года по настоящее время


Этап Формулы-1 в Объединенных Арабских Эмиратах – образец, который старательно пытается скопировать Гран-при России. Гран-при Абу-Даби – самый роскошный, пафосный и дорогой этап современной Формулы-1. Ежегодно арабские шейхи платят чемпионату больше 40 миллионов долларов: за эти деньги гонку регулярно ставят на последнее место в календаре, что гарантирует заезду повышенное внимание публики и неофициальный статус «финала Формулы-1».

В 2014 году привилегированное положение ОАЭ подчеркнут двойные очки: впервые в истории победитель заключительной гонки получит в два раза больше зачетных баллов, чем триумфатор любого другого Гран-при. Такая математика гарантирует, что обладатель чемпионского титула определится именно в Эмиратах – что позволит властям Абу-Даби лишний раз потешить свое тщеславие.

Трассу Яс Марина построили на искусственном острове Яс: сам остров начали насыпать в 2006 году, а автодром сдали в эксплуатацию в 2010-м. В этом гоночном раю есть абсолютно все: шикарный отель рядом и над трассой, тематический парк аттракционов Ferrari, где любой желающий может на себе почувствовать перегрузки Формулы-1, а также так любимое генеральным промоутером чемпионата Берни Экклстоуном искусственное освещение. Гран-при Абу-Даби – единственная гонка, которая начинается днем, продолжается в сумерках, а завершается в темноте.

Из года в год организаторы прикладывают неимоверные усилия, чтобы понравиться каждому: телезрителей ждет яркая картинка арабской ночи и переливающихся огней отеля Яс, болельщики на трибунах получают бесплатный доступ на концерт мировых звезд, а гости и участники Гран-при не устают замечать все новые и новые детали вроде продвинутой системы орошения, при которой каждый куст на автодроме получает воду из нескольких разбрызгивателей. Сравнить Яс Марину можно с арабским семизвездочным отелем – здесь все очень дорого, но сопоставимого сервиса нет ни на одном другом автодроме.

Для организаторов гонки статус оказался настолько важен, что в договоре с Формулой-1 отдельной строкой прописано название этапа: Гран-при Абу-Даби. Во всех остальных случаях гонка называется в честь страны, на территории которой она проходит, но здесь главным оказался регион: все инвестиции шли исключительно из Абу-Даби, а значит, ни о каком Гран-при ОАЭ не могло быть и речи – всю славу забрал эмират.

Гран-при Кореи, Международный автодром Кореи

2010 - 2013


Короткая и нелепая история Гран-при Кореи началась с того, что идейный вдохновитель гонки из корейского правительства решил раскрутить родной регион за счет международного автоспорта. Волевым решением трассу для Формулы-1 было решено построить в дождливой провинции Южная Чолла на окраине страны. Несмотря на южное расположение и близость моря, регион никогда не имел курортного статуса – исторически здесь жили рыбаки, а с началом промышленного развития вдоль побережья выстроили километры заводов Hyundai и Kia.

Чтобы повысить туристическую привлекательность Южной Чоллы, на побережье решили возвести город-сад. Международный автодром Кореи мог стать единственной городской трассой, которая появилась до самого города – небоскребы планировалось построить вокруг гоночного комплекса, сделав дорожное полотно частью будущих улиц.

Проблемы начались еще на этапе подготовки грунта, когда в ключевой временной отрезок над трассой 42 дня подряд лил дождь. Обильные осадки сорвали график подготовки, из-за чего автодром пришлось доделывать в последний момент: в первый соревновательный день строители заканчивали отделочные работы, а из поребриков торчали гвозди. С грехом пополам гонку все же провели – хотя очередной ливень привел к тому, что большую часть дистанции пилоты проехали в режиме автомобиля безопасности.

Поначалу корейцы приходили на трибуны, но удаленность от крупных населенных пунктов сыграла с автодромом злую шутку: на трассу было слишком сложно и долго добираться. Со сменой власти от мегаполиса на болоте предсказуемо отказались – и Международный автодром Кореи остался брошен в безлюдной зоне в окружении цехов, грузовых портов и выпей.

С 2014 года гонка не проводится – проведение «имиджевого» мероприятия оказалось не только дорогим, но и бессмысленным. Про не до конца исполненный контракт с Формулой-1 в Корее предпочитают не вспоминать.

Гран-при Индии, Буддх Интернешнл

2011 – 2013


Гран-при Индии появился в Формуле-1 на волне увлечения индийских бизнесменов автогонками. История началась в 2005 году, когда в чемпионате дебютировал самопровозглашенный «самый быстрый индиец в мире» Нараин Картикеян, и продолжилась в 2007-м, когда политик и коммерсант из Колкаты Виджай Маллья купил команду и назвал ее Force India. Логическим завершением романа Индии с Формулой-1 стал национальный Гран-при, организатором которого выступила компания Jaypee Sports International Limited (JSIL).

Важный момент: пока в других странах этапы Формулы-1 объявляли делом государственной важности и вкладывали в автоспорт деньги из бюджета, индийская история целиком и полностью держалась на частной инициативе. Это и погубило гонку.

Суровые индийские таможенники, незнакомые с реалиями чемпионата мира, обложили участников налогом на ввозимое оборудование – а высокотехнологичного груза у команд наберется на несколько тонн. Сборы исчислялись сотнями тысяч долларов, что вызвало предсказуемое недовольство команд: ни в одном государстве гоночные коллективы не обязывали платить за то, что они на неделю привозят в страну болиды и гайковерты. Организаторы в порядке исключения взяли все траты на себя, но ситуацию не исправили ни на второй, ни на третий год.

В итоге JSIL надоели контрибуции таможенникам, команды платить также отказались, и Берни Экклстоун отменил гонку. У организаторов действовал пятилетний контракт на проведение Гран-при – что теперь будет с этим документом, до сих пор неясно. В прошлом году Экклстоун обещал вернуть Индию в календарь-2015, но в новом расписании этап так и не появился.

Вдвойне обидно, что автодром Буддх Интернешнл получился на редкость удачным. Гонщики в один голос называли его лучшей трассой среди построенных за последние 10 лет, а перепад высот и интересная конфигурация придавали Буддху очарование, не свойственное новостроям.

Гран-при США, Автодром Америк

С 2012 года по настоящее время


Еще один пример удачной конфигурации – здесь воедино сложились архитектурные умения проектировщика Германа Тильке и американская предприимчивость. Формула-1 много раз пыталась очаровать Америку, но раз за разом терпела неудачу: для граждан США европейские гонки были просто неинтересны. Для того, чтобы подружить Соединенные Штаты и Формулу-1, трассу пришлось построить в самом «европейском» городе страны – Остине, штат Техас. Здесь любят культуру и спорт Старого света, а местные жители наклеивают на стекла стикеры с лозунгом «Сохраним самобытность Остина».

Первый Гран-при США на Автодроме Америк в Техасе прошел в 2012 году и собрал более 200 тысяч зрителей. Поначалу организаторы грешили на мексиканцев, но затем выяснилось: на трибуны пришли именно американцы. Этап 2013 года успех повторил, так что теперь о долгосрочном будущем Остина в Формуле-1 никто не переживает: новая трасса подарила чемпионату преданных болельщиков и зрелищные гонки. Ближайший Гран-при США состоится аккурат после Сочи.

Гран-при России, Сочи Автодром

Гонка состоится в 2014 году


О Сочи Автодроме сказано уже очень много. Попробуем подытожить: да, трасса действительно стала самой совершенной в России, но это не значит, что она соответствует лучшим образцам Формулы-1. На трассе много скучных 90-градусных поворотов, но есть и потенциально зрелищный полукруглый тягун, в котором возможны вылеты и обгоны. Гонки чемпионата России на Сочи Автодроме получились интересными – правда, в этом году почти все гонки отечественного первенства оказались что надо. В общем, какие-то выводы о пилотажной составляющей сочинской трассы можно будет сделать только после Гран-при.

Что же касается долгосрочной перспективы, то контракт с организаторами Формулы-1 рассчитан на семь лет. На протяжении всего лета и осени в Европе активно рассуждали о возможном бойкоте гонки. В итоге команды в Сочи все же приехали, но никакой гарантии того, что бойкот не случится годом позже, сейчас нет: для Евросоюза главным инструментом давления на российское правительство остается чемпионат мира по футболу, Формулу-1 же в потенциально санкционный список включают за компанию. Прямо сейчас судьба Гран-при России во многом зависит от внешней политики российского руководства – если тренд на антагонизм с Европой продолжится, западные страны вполне могут ответить отменой заезда.

Существует и фактор денег: по сообщениям в прессе, за право принять этап Формулы-1 Россия ежегодно платит по 60 миллионов долларов бюджетных денег. Если эта информация верна, то сочинский этап является самой дорогой гонкой в истории чемпионата мира. Рано или поздно у правительства могут закончиться деньги, и тогда Берни Экклстоун с легкостью выкинет гонку из календаря – как он уже делал с Кореей и Индией.

Гран-при Европы, Баку

Гонки планируется проводить с 2016 года


На случай возможной отмены Гран-при России у Формулы-1 уже есть достойная замена в том же регионе: Гран-при в Азербайджане. Городская гонка по улицам Баку дебютирует в календаре международного первенства в 2016 году, причем называться она будет Гран-при Европы. По слухам, за проектом стоит сам президент Азербайджана Ильхам Алиев, так что сомневаться в платежеспособности бакинцев не приходится – за последнее время страна совершила рывок в экономике, основанный на добыче нефти и диверсификации вложений.

Подписанный контракт рассчитан на три года и может быть продлен в случае успешного дебюта в Формуле-1. Спортивной организацией должны заняться сотрудники Турецкой автофедерации – на ее счету успешный опыт проведения Гран-при в Стамбуле.

Гран-при Мексики, Автодром имени братьев Родригесов

Гонки планируется проводить с 2015 года


На сладкое – возвращение Формулы-1 в гоночную страну. В отличие от ОАЭ или Азербайджана, где традиции автоспорта формируются прямо сейчас, в Мексике Формулу-1 любят очень давно. В шестидесятых годах прошлого века эта страна подарила чемпионату невероятно талантливых пилотов Педро и Рикардо Родригесов. Спортсмены считались потенциальными чемпионами мира, но оба погибли в расцвете сил: Рикардо было 20 лет, Педро – 31. В честь братьев назвали автодром в пригороде Мехико – эта трасса 15 раз принимала зачетный Гран-при Мексики Формулы-1, но в 1993 году исчезла из календаря.

С тех пор инфраструктура автодрома безнадежно устарела. Пару лет назад у трассы нашелся спаситель: Карлос Слим-младший, сын самого богатого человека на планете Карлоса Слима-старшего. Мексиканец воспылал любовью к автогонкам и решил на семейные деньги восстановить легендарный гоночный комплекс. К 2015-му году у трассы должны появиться новые боксы и подъездные дороги, а зоны безопасности обещают довести до современных стандартов: возрожденный Гран-при Мексики намечен на 1 ноября следующего года.

Антон Погорельский
Фото: Getty Images / Fotobank.ru / Flickr.com/sochiautodrom / Wikipedia