branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

«Год обычным не назовешь». Что спасет авторынок России

Падение продаж с начала года достигло уже 9,9%, а по итогам июля случился обвал - минус 22,9%...
«Год обычным не назовешь». Что спасет авторынок России
«Год обычным не назовешь». Что спасет авторынок России
В июле продажи на российском авторынке упали на 22,9%, установив новый антирекорд. Всего в прошлом месяце было реализовано 180,7 тыс. машин - подобные цифры можно было наблюдать лишь в «кризисном» 2009 году. Всего за первые семь месяцев спрос на легковые автомобили в России упал на 9,9% до 1,410 млн машин.

«К сожалению, сжатие автомобильного рынка продолжилось, набрав скорость в июле. В целом, тренд тревожный, и маловероятно, что он фундаментально изменится в ближайшее время. Конечно, Московский автосалон, который откроется в конце августа, должен иметь стимулирующий эффект на продажи автомобилей, особенно принимая во внимание, что осень - сезон высоких продаж. По крайней мере, это то, что происходило обычно. Но разве этот год назовешь обычным», - прокомментировал председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

«Московский автосалон должен иметь стимулирующий эффект».
К катастрофическому июльскому падению, прежде всего, привело замедление роста российской экономики: ослабление курса рубля, снижение уровня уверенности потребителей, уменьшение темпов розничных продаж, снижение темпов роста ВВП.

По мнению экспертов, существенное влияние на российский авторынок оказала и ситуация на Украине: внешполитические факторы привели к разрушению торговых связей, а также к падению фондового рынка. На фоне этого в стране вырос страх безработицы. «Когда у людей нет уверенности в завтрашнем дне, они стремятся меньше тратить на товары длительного пользования - дорогую электронику, автомобили и недвижимость, опасаясь снижения доходов в будущем», - рассказал корреспонденту Autonews.ru старший аналитик ИК «Велес Капитал» Айрат Халиков.

Нестабильная экономическая ситуация напрямую повлияла на российские банки, которые вынуждены были ужесточить политику в отношении заемщиков. Увеличение процентной ставки в России, где до 90% автомобилей покупается в кредит, нанесло серьезный удар по отечественному авторынку.

«Можно сказать, что катастрофическое летнее падение было ожидаемо, так как спрос на автомобили был реализован еще зимой. При этом стоит помнить, что большинство людей в нашей стране предпочитают летом тратить деньги на отпуск, в то время как серьезные покупки, такие как покупка автомобиля, откладывать на поздние сроки», - считает начальник отдела аналитики «Автостат» Андрей Топтун.

«Когда нет уверенности в завтрашнем дне, мы меньше тратим на товары длительного пользования».
Эксперт подчеркнул, что согласно исследованиям агентства, в среднем российские водители меняют автомобили раз в 4,5 - 5 лет. «Соответственно сейчас настало время, когда транспортные средства меняют те люди, которые приобретали автомобили в 2009 году. А тогда, если вспомнить, российский автомобильный рынок находился на самом дне. Можно предположить, что в следующем году желающих приобрести новый автомобиль станет заметно больше, так как рынок в 2010 году пошел на подъем. Однако все эти прогнозы мы делаем с оглядкой на возможные изменения в геополитической ситуации», - добавил Топтун.

Тяжелее всего в сложившейся ситуации пришлось большой российской тройке - АвтоВАЗу, ГАЗу, УАЗу. Так, продажи тольяттинского автогиганта в июле упали на 25 процентов. Существенное влияние тут оказало снятия с конвейера Lada Samara. На этот автомобиль в прошлом году приходилось до 9% общих продаж АвтоВАЗа. «Вместо нее была запущена Kalina 2. При этом существенного обновления модельного ряда не наблюдается. Более того, мы видим некий внутренний каннибализм», - отметил аналитик «Автостата».

«Скорее всего, АвтоВАЗ ждет сокращение производства».
Дальнейшие перспективы АвтоВАЗа, по мнению экспертов, достаточно туманны. «Скорее всего, корпорацию ждет сокращение производства. Возможно, на ситуацию положительным образом повлияет обновление модельного ряда, но в любом случае глобального улучшения позиций компании до начала следующего года ждать вряд ли приходится», - сообщил в беседе с корреспондентом Autonews.ru Андрей Топтун.

Не лучшим образом складывается ситуация и для другого российского производителя – группы ГАЗ (-24%). «У концерна есть сильно устаревшая, однако не теряющая своей актуальности ГАЗель и новая Next, однако компанию сильно подпирает сокращение предприятий малого бизнеса, для кого в основном и создаются автомобили этой марки», - считает Топтун.

«Год обычным не назовешь». Что спасет авторынок России


Если весной главными виновниками кризиса на отечественном рынке считались российские автопроизводители, то к середине лета им компанию составили и многие иностранные бренды. У зарубежных концернов, показывающих неплохие результаты в начале года, к лету начался рост цен на модельный ряд. Соответственно, продажи пошли вниз. Фактически рост продаж в июле продемонстрировали только те производители, кому удалось сохранить ценник на прежнем уровне.

«Хороший пример тут Chevrolet. Начиная с мая, компания стала повышать стоимость автомобилей, причем весьма существенно – на 10-15 процентов. В итоге мы видим ситуацию, что год для Chevrolet начался достаточно удачно, однако уже в июле падение концерна составило 45 процентов», - говорят в «Автостате».

Одним из главных фаворитов отечественного рынка в прошлом месяце стала Mazda.
Неудачно складывается год и для Volkswagen (-32%). Концерн испытывает те же проблемы, что и Ford – рост цен и медленное относительно конкурентов обновление модельного ряда.

Одним из главных фаворитов отечественного рынка в прошлом месяце стала Mazda. Компании удалось реализовать 3,7 тыс. автомобилей (+13%). Эксперты связывают увеличение продаж японской марки с растущей популярностью недорогих кроссоверов и традиционно высокими продажами бюджетных седанов.

Серьезно улучшить свои продажи в июле удалось Skoda. В концерне успех связывают со сбалансированной и постоянно обновляемой модельной линейкой, а также с локализацией сборки наиболее востребованных автомобилей. «Все наши популярные модели собираются на территории России, что позволяет нам поддерживать цены на автомобили на приемлемом уровне. В условиях тяжелейшей ситуации на рынке, наша первостепенная задача - сохранение результатов прошлого года, на большее сейчас рассчитывать сложно», - рассказал корреспонденту Autonews.ru представитель Skoda Тимур Алиев.

Несколько приостановил рост на российском рынке и премиальный сегмент. В течение первого полугодия, по мнению экспертов, люди, обладающие свободными денежными средствами, в период экономической нестабильности предпочли конвертировать их в физические активы, такие как недвижимость или дорогие автомобили.

Кроме того, из-за существенного подорожания машин ценовая разница между моделями массового и премиального сегмента стала минимальна, что привело к всплеску продаж премиального сегмента в начале года. Традиционным лидером тут является компания Mercedes-Benz (+13%). По словам представителя компании Андрея Родионова, приемлемые результаты в России связаны, прежде всего, с тем, что немецкий производитель обладает самой широкой модельной гаммой в сегменте.

Всплеск на авторынке может произойти этой осенью.
«С начала года мы видим уверенный рост продаж. Вполне вероятно, что это произошло также из-за того, что россияне предпочли в непростые времена вложить свободные деньги в покупку автомобиля премиум-класса. Однако подчеркну, что успешное выступление Mercedes-Benz на российском рынке - это долгосрочная тенденция, которая наблюдается уже на протяжении 4 - 5 лет. Однако не стоит забывать и о неопределенной политической ситуации, которая, безусловно, ведет за собой различные экономические следствия. При общем падении рынка, компания демонстрирует стабильный рост, который помогает опережать наших основных конкурентов», - заявил Родионов.

Темпы падения авторынка, несмотря на рост премиального сегмента, сохранятся во втором полугодии, считают эксперты. «По самому оптимистическому прогнозу паление рынка составит 10 - 12 процентов. Однако мы больше склоняемся к цифре 15 процентов», - рассказал аналитик «Автостата» Андрей Таптун.

По словам эксперта, в ближайшее время положительной динамики ожидать вряд ли придется. «Конечно, если автомобиль нуждается в замене, тянуть не стоит. В остальных ситуациях я бы порекомендовал желающим приобрести автомобиль перенести покупку на начало следующего года», - посоветовал эксперт.

С ним согласен и аналитик ИК «Велес Капитал» Айрат Халиков. По его словам, рост автомобильного рынка начнется лишь после нормализации экономической ситуации в стране и введения госпрограмм поддержки автопроизводителей: «Ожидать этого в ближайшее время не стоит, так как государство всеми силами старается увеличить доходы бюджета, в том числе и путем увеличения налогообложения».

Другой позиции поддерживается представитель PricewaterhouseCoopers (PwC) Сергей Литвиненко. По словам эксперта, критическая точка падения авторынка уже пройдена, и в самое ближайшее время стоит ожидать роста продаж. Литвиненко считает, что ситуация стабилизируется уже к четвертому кварталу этого года: «Всплеск на автомобильном рынке может произойти этой осенью - тут определенную роль сыграет эффект отложенного спроса. Также мы рассчитываем на программу утилизации, о возобновлении которой Минпромторг заявил 4 августа. Точные сроки ее запуска пока также неизвестны, однако это может произойти уже в ближайшее время. Что касается итогов года, то наш прогноз – падение на 8 – 12 процентов».

Дмитрий Александров