branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Автомобили с заклеенными номерами начнут пропадать

В Москве приняли решение эвакуировать машины, номера которых спрятаны или нечитаемы...
Автомобили с заклеенными номерами начнут пропадать
Автомобили с заклеенными номерами начнут пропадать
Московские власти приняли решение эвакуировать в зонах платной парковки все автомобили, государственные номерные знаки которых скрыты или нечитаемы. Заявление об обязательной эвакуации таких автомобилей сделал мэр Сергей Собянин, однако эксперты полагают, что он поспешил.

Решение увозить на штрафстоянки все автомобили со спрятанными номерами Собянин обосновал тем, что законопослушным гражданам нет причин скрывать госсзнаки. «Если ты закрываешь номер, значит, что-то скрываешь, поэтому такие машины подлежат обязательной эвакуации», - заявил он в интервью телеканалу «Москва 24».

Этим заявлением городские власти продемонстрировали автомобилистам, что не собираются выполнять ни городские, ни федеральные законы, утверждает ряд экспертов. Они обосновывают это мнение тем, что только в январе нынешнего года Мосгордума официально заявила: никаких карательных мер за скрытые или нечитаемые номера на припаркованных в платной зоне автомобилях, к их владельцам применяться не будет. Соответствующие поправки были внесены в Кодекс города Москвы об административных правонарушениях (КоАП), единогласно одобрены и приняты.

«Это очередная попытка запугать автомобилистов. То, что это противозаконно, они давно понимают - нарушают и Налоговый кодекс, и все остальные кодексы. Здесь то же самое. Собянин просто признался в том, что будет беспредел по отношению к автомобилистам. Но сколько автомобилисты это будут терпеть - вот главный вопрос», - заявил корреспонденту Autonews.ru координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

Московский юрист Виктор Вэскер, известный тем, что оспорил штрафы за спрятанные номера в Верховном суде, убежден - мэр Сергей Собянин просто погорячился, общаясь с телеведущими. Всерьез говорить об эвакуации всех автомобилей, чьи номера тем или иным образом скрыты, не позволяет закон. «Неловко как-то такую глупость слышать. Это все равно что эвакуировать грязные машины. Надо бороться с причинами. Что с того, что кто-то не платит? Есть же парковщики, которые за наши деньги ходят: отклеили бумажку, сфотографировали и оштрафовали человека. Зачем придумывать велосипед и такую многоходовку сложнейшую, непонятно», - отметил Вэскер.

Петр Шкуматов убежден, что в случае введения практики эвакуации автомобилей с нечитаемыми номерами без выяснения, был факт оплаты или нет, городские власти рискуют спровоцировать волну судебных исков от автолюбителей. «Представь себе, ты оплатил парковку. Сейчас у нас 15 тысяч ошибочных штрафов за паркинг уже зафиксировано. Чтобы не попасть в эту статистику, не получить ошибочный штраф, ты закрыл номер бумажкой - тебя эвакуируют. Ну, это ладно, если сам хозяин. Другая ситуация: я хочу освободить место, припарковался около ведомственной парковки, где охрана любит очень конусы ставить, подъезжаю, конус отодвигаю и ставлю свой автомобиль, ухожу. Что делает охранник? Охранник закрывает мой номер бумажкой, после чего приезжает зеленый «крокодил». Мой автомобиль увозят. Для человека это не просто потерянные деньги, но и потерянный день, который уйдет для того, чтобы изъять свой автомобиль. И он пойдет в суд с вопросами: «На каком основании его автомобиль эвакуировали? По какой статье выписан протокол?», - полагает Шкуматов.

Война с нарушителями правил стоянки ведется московскими властями с момента введения платной парковки. Автомобилисты отвечают как могут: создают общественные движения, подают в суд на город. Напомним, после обращения Виктора Вэскера летом 2013 г. в Верховный суд московские штрафы за нарушение правил парковки и стоянки были отменены.

В частности, недействующими в в городском КоАП были признаны п.1 ст. 8.14 «Размещение транспортного средства на городской парковке с нарушением правил пользования городскими парковками» и п.3 этой же статьи, касающийся автомобилей с нечитаемыми номерными знаками на платной парковке, предусматривающий штраф в размере 5 000 рублей. Фактически решение Верховного суда означало, что городские власти практически год незаконно штрафовали автовладельцев.

Впрочем, в мэрии тогда отметили, что в любом случае найдут другой вариант санкций против водителей, скрывающих номера своих автомобилей. И уже через неделю Мосгордума сообщила о новой санкции для водителей, которые закрывают номера, чтобы не оплачивать парковку. Согласно новой формулировке, штраф будет выписываться не за закрытые номера, а за «факт неоплаты парковки с применением материалов, препятствующих распознаванию номера». Сумма штрафа – те же 5000 рублей. Тем не менее, данные поправки в московский КоАП до сих пор не приняты, хотя с точки зрения закона составлены довольно грамотно, признает Вэскер.

«Они начинали очень браво: «Сейчас мы примем этот закон!» Но закон пока так и не принят. Как только примут - можно будет обсуждать. И, к слову, закон, который они планируют принять, не касается закрытых или грязных номеров. Он касается неоплаты парковки теми водителями, которые еще и закрыли номер. Нечитаемый номер подается как квалифицирующий признак. Речь здесь идет о нарушителях, которые находясь в зоне платной парковки, ее не оплатили и к тому же номер закрыли. Это еще как-то обсуждается, но никак не то, чтобы хватать всех подряд», - отметил юрист.

Эксперты уверены, что, несмотря на заявление Собянина, в ближайшие полгода никаких рейдов по эвакуации автомобилей со скрытыми или нечитаемыми номерами быть не может. Закон позволяет оставлять автомобиль на стоянке даже без номеров и укрытым чехлом. «Мы можем всерьез обсуждать это только после того, как в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации появится статья, что машины нельзя оставлять на улице с грязными или нечитаемыми номерами. Пока такой статьи нет в кодексе, все разговоры о том, что будут эвакуировать, штрафовать автолюбителей, беспочвенны, - убежден Виктор Вэскер. - Я должен, управляя машиной, иметь водительское удостоверение. Это написано в Правилах дорожного движения, есть наказание и в КоАП. История со спрятанными номерами тоже должна быть прописана и в ПДД, и в кодексе. Только после этого можно говорить о каких-то санкциях».

В настоящее время проверкой оплаты парковки владельцами машин с заклеенными номерами занимаются пешие инспекторы. В перечень их обязанностей, помимо этого, входит еще и ликвидация средств маскировки номерных знаков. Сейчас в центре Москвы работают 50 сотрудников Московской автодорожной инспекции (МАДИ), они выписывают штрафы за парковку под знаками 3.27 «Остановка запрещена» и 3.28 «Стоянка запрещена». Кроме того, в Москве работают 70 пеших инспекторов ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП), они фиксируют только неоплату парковки. Однако городские власти уже заявили, что с 1 июня количество пеших инспекторов МАДИ, контролирующих зону платной парковки, вырастет вчетверо и достигнет 200 человек. Они будут контролировать все стоянки, в том числе и те, которые появятся за пределами Садового кольца.

Что касается эвакуаторов, то их в городе работает 305, 5 из которых предназначается для перевозки грузовых автомобилей. Ежедневно на штрафстоянки с улиц Москвы вывозится около 800 автомобилей. Как правило, к причинам эвакуации машин у правозащитников нет претензий, разногласия есть лишь в ценовой политике. Эксперты считают, что и город, и частные компании зарабатывают на эвакуации, а это запрещено федеральным законодательством.

«Закон города Москвы «Об эвакуации транспорта», несколько противоречит федеральному законодательству в части механизма оплаты и стоимости. Механизм оплаты противоречит в той части, что вам не отдают машину до тех пор, пока вы не рассчитаетесь с коммерческими организациями, которые занимаются эвакуацией и хранением транспортных средств. Автомобилист поставлен в ситуацию: если денег нет, бегай, одалживай, а каждый день идет неустойка - 1000 рублей в виде оплаты за стоянку. Почему один автомобиль эвакуируют за 5 тысяч рублей, а другой за 7 тысяч? Это противоречит федеральным законам, согласно которым эвакуация должна оцениваться только по себестоимости», - резюмировал Вэскер.

Алексей Матвеев