branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Старые грехи желтого ангела

Крупнейший автомобильный клуб Европы ADAC, оказавшийся в эпицентре скандала, не раз переходил дорогу «зеленым»...
Старые грехи желтого ангела
Старые грехи желтого ангела
Крупнейший автомобильный клуб Европы ADAC оказался в эпицентре скандала. Сначала его обвинили в махинациях с подсчетом голосов в конкурсе на лучший автомобиль Германии. Затем попали под сомнение проводимые ADAC тесты. И вот теперь мюнхенская прокуратура намерена выяснить, может ли гигантская организация, включающая страховые, туроператорские, сервисные, транспортные и иные структуры, существовать под эгидой некоммерческого партнерства. В случае отрицательного ответа прежний ADAC может прекратить свое существование. И это сыграет на руку лоббистам электрокаров.

ADAC - старейшее объединение автовладельцев в Европе. Клуб был основан в 1911 году и за 100 лет разросся в огромную корпорацию с ежегодным оборотом в 1,5млрд евро. У ADAC есть свои спасательные службы, туристические агентства, юридические конторы, воздушный медицинский флот, в том числе передвижные авиагоспитали. Сеть технических служб ADAC покрывает всю Западную Европу. Ежегодно клуб проводит краш-тесты серийных автомобилей, организует авто и мотосоревнования, присуждает различные премии, издает свой автожурнал Motorwelt. До сих пор авторитет клуба казался нерушимым.

Однако с января этого года стала поступать информация, что ADAC допустил неточности во время проведения голосования в конкурсе лучший автомобиль «Желтый ангел». Выяснилось, что организаторы конкурса завысили количество людей, участвовавших в конкурсе, почти в 10 раз. ADAC заявлял о том, что победитель конкурса Volkswagen Golf 7 набрал 34 299 голосов, в то время как документально подтверждалось только 3 409.

До сих пор авторитет старейшего автомобильного клуба Европы казался нерушимым.
В начале февраля руководство клуба официально признало махинации при голосовании. Было установлено, что подобные злоупотребления допускались и в прошлые годы. Под сомнение попали краш-тесты ADAC, шинные испытания и тесты детских кресел.

Сейчас скандал переходит во вторую фазу. ADAC подвергся жесткому прессингу как со стороны своих ближайших соратников, так и со стороны властей Германии. Daimler, Porsche, BMW и VW уже заявили об отказе от премий ADAC. Бывший пресс-секретарь Michelin Ян Кристиан Хеннен в интервью нескольким изданиям заявил о сомнительности алгоритмов шинных испытаний, а баварские власти обвинили клуб в расточительности, подкрепив слова информацией о строительстве на деньги ADAC дорогостоящей виллы стоимостью полтора миллиона евро в городе Бад-Хомбурге. Клуб стали упрекать в нецелевом расходовании средств рядовых членов, которых в Европе насчитывается до 18 миллионов человек. Депутат Бундестага Ульрих Ланге заявил, что не понимает, почему их взносы используются для спекуляций на рынке недвижимости.

На фоне нынешних разоблачений клубу припомнили и старые грехи, в частности, полеты функционеров организации на спасательных вертолетах ADAC в личных и служебных целях. Немецкие журналисты нашли 51 подтверждение таких полетов. В вину им ставится тот факт, что в момент полетов начальства могли произойти экстренные случаи, потребовавшие вмешательства воздушных спасателей.

Старые грехи желтого ангела


Руководство ADAC в ответ заявляет, что присуждение премии «Желтый ангел» достоверно, так как победитель высчитывается, исходя из процентного соотношения голосов, и поэтому соответствует реальной картине. Тем самым, голосование можно считать репрезентативным. Злополучная вилла - это не шик, а коммерческое вложение средств, так как сдается арендаторам и приносит доход всему ADAC. А спасительные вертолеты в силу своих технических особенностей ни в коем случае не должны пылиться на земле, дожидаясь вызовов. Нормы эксплуатации требуют, чтобы они постоянно летали, пусть даже если на дорогах Германии не произошло ни одного крупного ДТП.

На фоне нынешних разоблачений клубу припомнили и старые грехи.
Но попытки ADAC обелить себя не возымели должного эффекта. Не выдержав травли, в отставку ушел глава отдела по связям с общественностью и главный редактор журнала ADAC Motorwelt Михаэль Рамштеттер. Чуть позже за ним последовал и президент ADAC Петер Майер. Авторитет старейшей организации серьезно подорван.

Ряд наблюдателей высказывают мнение, что этот скандал может отразиться и на интересах обычных автомобилистов в Европе. Клуб ADAC до сих пор вел активную социальную деятельность и успел нажить множество врагов как в крупном бизнесе, так и во властных структурах. Теперь уже бывший президент ADAC Петер Майер не раз переходил дорогу дорожным чиновникам. В частности, он резко критиковал власти Федеративной Республики за нецелевое использование дорожных налогов. По словам Петера Майера, из 55 млрд евро, собираемых ежегодно с автовладельцев, по назначению использовалось только 19 миллиардов. Кроме того, он же выступал против дополнительных налогов с автовладельцев за пользование автобанами. Речь идет о суммах до 3,34 млрд евро в год.

Старые грехи желтого ангела


Перешел Майер дорогу и адептам экологических программ. ADAC доказал, что вводимые в городах «зеленые зоны» недостаточно эффективны: запрещение эксплуатации в них автомобилей класса Евро 2 и ниже не приводит к улучшению экологической среды в городах, так как основной вред в указанных зонах наносят ТЭЦ, а не машины. ADAC также привел данные о том, что увеличение электромобилей в центре крупных городов в долгосрочной перспективе ведет к ухудшению экологической обстановки. В частности, клуб подсчитал, что производство и эксплуатация компактного автомобиля становится причиной выбросов в атмосферу вредных веществ, эквивалентных выхлопу 107 г/км. А это на 21 грамм больше чем, к примеру, у новых экологичных дизелей Smart .

Глава ADAC Петер Майер неоднократно переходил дорогу «зеленому лобби».
При Петере Майере ADAC приводил и другие цифры, возмущавшие «зеленое лобби». При производстве одной батареи для электромобиля потребляется столько же энергии, сколько выделяется при сжигании 10 тысяч литров бензина. А этого количества двигатель внутреннего сгорания не переваривает и за 10 лет. В подтверждении своих расчетов ADAC ввел премию за экологичность, которая в прошлом году была отдана не гибридам и не электрокарам, а двигателю Volkswagen 1,4 TSI, работающему на природном газе.

Столь бесцеремонное развенчивание экологических проектов грозило затормозить программы по крупной трансформации автомобильного транспорта, которые осуществляются сейчас волевыми решениями властей Германии. Огромные бюджеты тратятся на изменение облика автомобильной Европы, а из-за позиции менеджеров ADAC переход от двигателей внутреннего сгорания к электромоторам мог потерять идеологическую составляющую, что грозило крупными финансовыми и политическими издержками.

С уходом Петера Майера с поста президента ADAC активная деятельность клуба скорее всего на время прекратится. А значит, ряд щекотливых тем, отслеживаемых и освещаемых ранее автоклубом Германии, может уйти в тень.

Владимир Гаврилов