branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Зачистка в Тольятти: возможен взрыв

Карьера Бу Инге Андерссона в «АвтоВАЗе» началась с массовых сокращений – уволят 7,5 тысяч человек...
Зачистка в Тольятти: возможен взрыв
Зачистка в Тольятти: возможен взрыв
Новый год начался для сотрудников «АвтоВАЗа» с шокирующих новостей – внедрения комплекса «неотложных мер» по улучшению экономического состояния предприятия. План включает в себя сокращение штата, в том числе, за счет «естественной убыли», на 7,5 тысяч человек, 5 тысяч из которых – рабочие.

Программу разрабатывал новый президент компании швед Бу Андерссон, которого характеризуют как последовательного и предельно увлеченного своей работой управленца. Озвученные новым руководителем меры в самые ближайшие дни могут привести предприятие в замешательство: на конвейере уже нарастает социальная напряженность, которая может перерасти в забастовку. Тем не менее, в нынешней ситуации этот шаг видится логичным для тольяттинского завода.

«На «АвтоВАЗе» разработан комплекс неотложных мер для улучшения экономики предприятия. Он состоит из более чем 120 мероприятий, которые касаются корректировки производственной программы, контроля и регулирования запасов продукции, работы с оборотным капиталом, работы с дилерами, работы по снижению закупочных цен, сокращению общих затрат, включая оптимизацию затрат на персонал», — заявил на прошлой неделе Бу Инге Андерссон.

Новых вакансий на всех не хватит.
По его словам, первоочередная цель всех этих мер заключается в обеспечении устойчивой прибыли компании, «несмотря на ситуацию на российском рынке». В Тольятти отметили, что всем сотрудникам, попадающим под сокращение, предложат перевод на имеющиеся вакансии. Учитывая масштабность готовящегося приказа, свободных мест для всех, очевидно, не найдется.

Сразу же после заявления Андерссона аналитики авторынка начали проводить аналогии с ситуацией в группе «ГАЗ» - предыдущем месте работы топ-менеджера. Там в общей сложности при шведе было уволено около 50 тысяч сотрудников. Однако приписывать именно Бу Андерссону решение о глобальном сокращении штата в группе «ГАЗ» не совсем правильно. Приказ о сокращении штата был разработан еще в 2008 году, в разгар кризиса. Бу Андерссон пришел на работу в группу «ГАЗ» только почти год спустя.

«От чартеров пускай откажутся и на роскошных машинах не ездят».
По всей видимости, в Тольятти ситуация идентична. Администрация, по словам председателя независимого профсоюза «Единство» Петра Золотарева, уже давно говорила, что в скором времени начнутся сокращения. «У людей полностью пропала уверенность в завтрашнем дне. Сейчас настроения еще больше ухудшились, ведь руководство начинает выбирать тех, кого будут сокращать», - рассказал Золотарев.

Вероятно, что ситуация накалится до предела. «Мы не исключаем забастовку, ведь это благотворное влияние на руководство для сохранения рабочих мест. Нужно, чтобы они искали другие пути для оздоровления ситуация. Пускай сократят затраты на содержание административного аппарата. От чартерных рейсов, например, откажутся. И на роскошных машинах пускай перестанут ездить», - заявил Золотарев корреспонденту Autonews.ru.

Как на настроения рабочих в дальнейшем повлияют методы, которыми руководствуется Бу Андерссон в процессе своей деятельности, пока неясно. По признанию бывших коллег шведа, работавших с ним на разных этапах, он характеризуется исключительным трудолюбием и требует этого от других. Рабочий день у него начинается в 7 часов утра, а заканчивается поздно вечером. При этом топ-менеджер не прочь решить ряд вопросов прямо на производственной площадке.

«Нужно, чтобы они искали другие пути для оздоровления ситуации».
Программа по сокращению штата стала в какой-то мере продолжением заявления премьер-министра России Дмитрия Медведева, которое было сделано в сентябре прошлого года. Тогда глава правительства сказал, что России пора отказаться от принципа сохранения рабочих мест любой ценой. Уже известно, что по этому пути пойдет и группа ВТБ, которая в текущем году намерена снизить расходы на сотрудников и сократить персонал в головном банке и инвестиционной компании.

О недостаточной эффективности работы завода в Тольятти сегодня говорят и экономические показатели. Продажи автомобилей Lada в прошлом году упали на 15%, но это еще вершина айсберга. Котировки «АвтоВАЗа» на бирже, колеблющиеся в диапазоне 10-11 рублей за акцию, - первые симптомы неустойчивости «АвтоВАЗа» на рынке, хотя пока он, согласно отчетам АЕБ, и является лидером. Тем не менее, аналитики видят запланированное сокращение штата скорее психологическим инструментом, а не реальной мерой, которая тут же улучшит экономические показатели.

«Бу Андерссон, судя по всему, решил кардинально перестроить деятельность «АвтоВАЗа». Маловероятно, что будут сокращать сотрудников по каким-то вменяемым критериям. В том смысле, что, скорее всего, оставят наиболее лояльный персонал, а не более эффективный. По этой причине управленческая выгода не очевидна. Скорее, основной целью является попытка заставить людей работать эффективнее, чтобы продукция «АвтоВАЗа» стала более конкурентоспособной», - заявил корреспонденту Autonews.ru аналитик ИК «Велес Капитал» Айрат Халиков.

Роман Фарботко