branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Покупателей заманят кредитами

В следующем году количество и качество привлекательных предложений на рынке автокредитования только вырастет...
В следующем году количество и качество привлекательных предложений на рынке автокредитования только вырастет, считают эксперты. И это несмотря на слабые прогнозы роста экономики на ближайшие несколько лет, а также завершение выдачи льготных займов на покупку новых машин.


Есть стимулы

В этом году рост продаж новых автомобилей в кредит продолжился. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в прошлом году в общем объеме рынка новых легковых машин на кредитные продажи пришлось 34,21%. В этом году по оценке НБКИ показатель составит около 46%. На увеличение этой доли в некоторой степени повлияла госпрограмма льготного кредитования, которая начала действовать 1 июля и завершится до конца нынешнего года. В ее рамках банки предоставляют физическим лицам займ по процентной ставке за вычетом двух третей ставки рефинансирования (5,5%), предоставляемых в виде госсубсидии. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, в 2013 году по госпрограмме будет продано около 248 тыс. машин. Всего же в этом году в России, по подсчетам аналитического агентства «Автостат», объемы продаж новых легковых автомобилей (без учета легких коммерческих машин) составят 2,6 млн единиц.

Однако другим, более сильным драйвером роста на рынке автокредитования стали спецпредложения, субсидируемые самими участниками рынка – автопроизводителями и дилерами. «В специальных кредитных программах, разработанных универсальными банками совместно с автопроизводителями, процентные ставки могут быть значительно ниже среднерыночного уровня. Это связано с тем, что часть кредитной нагрузки клиента производитель берет на себя, в результате чего ставка банка составляет уже, например, не 15% годовых, а 8-10%», – объясняет партнер Frank Research Group Сергей Земелькин. То есть, принцип дотаций в этом случае такой же, как и в госпрограмме, где часть кредитной нагрузки в размере 5,5% покрывалось средствами из госбюджета.

«Сейчас очень активно развиваются банковские программы, субсидированные самими автопроизводителями. Растет как их количество, так и ассортимент. В ГК «Автомир» по итогам 2012 года на долю продаж по таким спецпрограммам пришлось порядка 50% в общем объеме всех реализованных в кредит автомобилей. В этом году этот показатель достиг уже 70%», – рассказывает руководитель управления кредитами и стахованием ГК «Автомир» Иван Романов.

В «РОЛЬФ» в 2008 году доля кредитных продаж составила 29%. К 2012 году она увеличилась до 36%, а по итогам октября 2013 года превысит 50%. «Рост во многом был обеспечен поддержкой автопроизводителей, которые все активнее предлагают совместные программы с универсальными банками. Как известно, по таким программам процентная ставка иногда снижается вплоть до нулевой», – говорит исполнительный директор «Рольф Финанс» Виталий Павловский.

Эксперты отмечают, что сейчас спрос на новые автомобили очень низкий, факторов значительного роста продаж в ближайшие годы не предвидится, а конкуренция между игроками рынка будет только усиливаться. Поэтому рынку без дополнительных стимулов не обойтись. Кредитные программы с низкой процентной ставкой – одно из наиболее эффективных побуждений. И если государство не будет стимулировать спрос, то это будут делать сами дилеры и автопроизводители. Для крупных автопромышленных компаний, имеющих в России свое производство, необходимость повышения спроса продиктована еще и соглашением о промсборке, заключенным с правительством РФ, по которому в ближайшие несколько лет требуется нарастить объемы локального выпуска до 300-350 тысяч автомобилей в год. Эта продукция ориентирована в основном на российский рынок.

Поддержка продаж за счет специальных условий автокредитования может быть одной из тенденций рынка в 2014 году, отмечает президент ЗАО «Тойота Банк» Александр Колошенко. В «Автомире» также ожидают рост кредитных предложений, софинансируемых автопроизводителями. «Но, конечно, надо понимать, что интенсивность этого роста замедлится. Это обусловлено так называемым «эффектом низкой базы»: с 50 до 70 подниматься гораздо легче, чем с 70 до 90», – отмечает Иван Романов (ГК «Автомир»).

Тенденцию подтверждает и начальник управления залогового кредитования «Райффайзенбанка» Наталья Морозова: «Такие совместные программы предлагают клиентам наиболее привлекательные условия кредитования, поскольку включают пониженную процентную ставку со стороны банка и предоставление дополнительных дисконтов и дотаций со стороны автопроизводителя или дилера. Доля таких предложений на автомобильном рынке безусловно будет продолжать расти».

«Вау-эффекта» не состоялось

Интересен тот факт, что нынешний этап госпрограммы льготного кредитования не самым удачным образом сочетается с существующей на российском автомобильном рынке структурой спроса. По госпрограмме можно приобрести автомобиль полной массой не более 3,5 тонн по цене не превышающей 750 000 рублей. Но сейчас в России спрос на легковые автомобили смещается от бюджетного в более дорогие сегменты. По данным «Автостат», по итогам трех кварталов 2013 года ценовой диапазон 25-35 тысяч долларов показал рост 15,5%, сегмент от 35 до 50 тысяч долларов увеличился на 5,2%, продажи машин дороже 50 тыс. долларов снизились на 6,8%, наибольшее падение продемонстрировали автомобили с ценой 15-20 тысяч долларов (-7,4%) и менее 15 тысяч долларов (-19,7%). То есть снижение в наибольшей степени затронуло как раз сегменты, попадающие под госпрограмму, а наибольший рост пришелся на автомобили от 825 000 рублей. «Рынок все, что мог, уже взял от госпрограммы. Да, она отчасти повлияла на рост продаж автомобилей, но и «вау-эффекта» от нее мы не испытали», – прокомментировал ситуацию Виталий Павловский («Рольф Финанс»).

Что же касается кредитных программ, разработанных участниками рынка, то они, наоборот, ориентированы на спрос конкретного продукта или их группы и не привязаны к ценовому сегменту. Правда, иногда дилеры предлагают выгодный кредит на модели, не пользующиеся высоким спросом, прошлогодние и скопившиеся в стоках.

Стабильность в нестабильность

Привлекательность банковских программ, субсидируемых производителями и дилерами, во многом зависит от средней процентной ставки на рынке автокредитования. Это связано с тем, что ориентируясь на нее, банки назначают свою ставку. Несмотря на отсутствие позитива в прогнозах макроэкономики, участники банковского сектора считают, что в следующем году средняя ставка по автокредитам останется на уровне нынешнего года. А значит, и предложения по спецпрограммам не должны подорожать.

«Отмена программы льготного автокредитования, как и ее введение, не повлияет на среднюю процентную ставку. Сейчас она составляет 14,7%, и в ближайшее время мы ожидаем сохранения такого ее уровня», – говорит директор департамента автобизнеса ВТБ24 Алексей Токарев. Схожего мнения придерживается Наталья Морозова («Райффайзенбанк»): «Исходя из текущей экономической ситуации и тенденций, сложившихся на рынке, ощутимых изменений в следующем году мы пока не прогнозируем, возможны колебания процентных ставок максимум в пределах 1-2%, как в меньшую, так и в большую сторону».

По мнению председателя правления «BMW-Банка» Анны Морозовой, также пока ничто не предвещает повышение средней ставки в будущем году. «Ставка может вырасти в том случае, если для банков увеличится стоимость заемных средств. Скажем, если Центробанк повысит ставку рефинансирования. Но он ее скорее понизит, чтобы урегулировать непростую макроэкономическую ситуацию», – рассуждает г-жа Морозова.

«Рост средней ставки по автокредиту в 2014 году будет в значительной степени сдерживать сильная конкуренция на автомобильном рынке, а также высокая закредитованность населения», – считает руководитель департамента маркетинга и электронных сервисов банка «Уралсиб» Михаил Воронько.

Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков полагает, что на рынке автокредитования наметились две разнонаправленные тенденции, благодаря которым в следующем году процентные ставки сохранятся на нынешнем уровне. «Одна – общая платежная дисциплина заемщиков снижается, что вынуждает банки компенсировать риски за счет повышения кредитной ставки, другая – это растущая между банками конкуренция, которая будет влиять на сокращение ставки», – объясняет он. На фактор конкуренции указывает и Сергей Земелькин (Frank Research Group): «Одни банки будут вынуждены поднять ставки, чтобы сбалансировать бизнес-модель, другие, напротив, могут снижать в борьбе за долю рынка».

В связи с низким ростом экономики и высокой закредитованностью населения количество банков, предъявляющих повышенные требования при проверке платежеспособности заемщика, будет расти, отмечают участники рынка. Это повлияет на улучшение качества кредитов, но может снизить доступность к наиболее привлекательным предложениям, что в свою очередь отразится на объемах выдачи займов на покупку новых автомобилей.

Дмитрий Панов, специально для Autonews.ru