branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Московским автомобилистам вынесли окончательный приговор

Есть ли у Москвы шанс избежать паралича, эксперты обсуждали в ходе Debate Night...
Растущий автопарк, скудная дорожная сеть, практически полное отсутствие места для строительства новых дорог приближают наступление транспортного коллапса в столице. К 2018 году утренний и вечерний часы пик могут встретиться, и тогда город увязнет в огромной круглосуточной пробке. Есть ли у Москвы шанс избежать паралича, эксперты обсуждали в ходе Debate Night.

Debate Night, или «ночные дебаты», - своеобразный мозговой штурм, в котором принимают участие не только чиновники городской администрации и специалисты из научных институтов, но и представители общественных организаций.


Ключевые вопросы дебатов эксперты определили заранее, посчитав, что ответы на них помогут столице избежать транспортного кризиса. Для объективности за столом переговоров сошлись две команды: одни считали, что принимаемых сегодня властями мер достаточно, чтобы с уверенностью смотреть в завтра, другие настаивали, что без кардинальных изменений в транспортной политике коллапса не избежать. Однако и те, и другие сошлись в одном: готовых решений для Москвы не существует и просто построить новые дороги не выйдет.

В самой автомобилизированной стране мира США улично-дорожная сеть занимает 35% от площади городских территорий, в Европе около 25%, в Москве же этот показатель равен всего 8 процентам. И повысить его практически невозможно – мешает сверхплотная застройка города.

Уже пять лет назад средняя скорость движения автомобилей в Москве, по разным оценкам, составляла 21-24 км/ч, а сегодня упала до 15-18 километров в час. И будет снижаться еще лет пять. Примерно столько, по утверждениям экспертов, будет расти и парк автомобилей. Пока московский трафик живет в условиях неустойчивого равновесия: пробки в 4 балла могут превратиться в 10-бальные из-за пустякового, по меркам огромного города, числа автомобилей, по той или иной причине одновременно выехавших на улицу. Эксперты считают, что для практически полной остановки движения достаточно 10 тысяч «лишних» машин. И такое уже случалось. В декабре прошлого года город встал в 10-бальной пробке без каких-либо причин: не было ни снега, ни гололеда, ни перекрытий улиц.

Транспортное поведение москвича

В ходе дебатов обсуждались три главных вопроса:

  • Помогут ли принимаемые сегодня правительством меры решить проблему транспортного коллапса 2018 года?
  • Выдержит ли транспортная система города увеличивающуюся нагрузку пассажиропотока жителей новой Москвы?
  • Как обеспечить взаимодействие бизнеса и власти при модернизации транспортной инфраструктуры?
По мнению главного инженера ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» Михаила Крейстмана, по улицам столицы проехать невозможно из-за нелогичного транспортного поведения москвичей.

«Чем меньше людей будут вынуждены ехать к нам на работу, тем меньше будет нагрузка на транспортную сеть. Я очень бы хотел, чтобы Москва перестала делиться на автомобилистов и не автомобилистов. Средний европеец имеет машину. Каждое утро и каждый вечер он планирует: сегодня я еду сюда на машине, завтра я еду на такси, потому что негде остановиться, послезавтра я еду на метро. Если бы все перестали быть автомобилистами и не автомобилистами, а стали бы разумными горожанами, то вы все перейдете в нашу команду оптимистов»,- считает эксперт.

В Центре организации дорожного движения правительства Москвы за транспортной обстановкой следят постоянно. По данным специалистов центра, общественный транспорт столицы ежедневно перевозит 16 миллионов пассажиров: восемь в метро и восемь общественным транспортом, включая железнодорожный.

На автомобилях такое число людей перевезти невозможно. Однако если полмиллиона автомобилистов пересадить в метро, наземный транспорт и электрички, транспортный коллапс так и останется «страшилкой», считает заместитель руководителя Центра организации дорожного движения правительства Москвы Александр Поляков.

«Сейчас транспортная ситуация ухудшилась потому, что на дорогах Москвы стало на 500 тысяч автомобилей больше. Так вот, если 500 тысяч, всего 500 тысяч, распределить по всем видам транспорта, никакого коллапса не наступит. Тем более что правительство Москвы делает все для этого: закупает новый общественный транспорт, новые вагоны, и т.д.», - уверен замруководителя Центра организации дорожного движения.

По мнению оппонентов Александра Полякова, пересадить полмиллиона человек на общественный транспорт невозможно физически. Многие линии в час пик и без того работают на пределе возможностей. И взваливать вину за практически остановившееся движение только на автомобилистов или видеть в общественном транспорте универсальную палочку-выручалочку неправильно.

«Что касается общественного транспорта: нужно смотреть все в комплексе, нужен проект единого организма, единого дома, где все эти технологии будут между собой увязаны. Потому что если улицы занимаются машинами, какой общественный транспорт может там ходить? Соответственно, транспортную систему нужно рассматривать как систему отдельных слоев: слой для пешеходов, велосипедистов, для машин, для общественного транспорта, для скоростного транспорта. Это все разные системы, поэтому мы должны пересмотреть технологию построения не улично-дорожной сети, а отдельно скоростные дороги, отдельно улицы, иначе мы не уедем», - уверен глава градостроительной компании «Яузапроект» Илья Заливухин.

Ситуация, сложившаяся с движением транспорта в столице, возникла не мгновенно. Причина – в отсутствии внятной транспортной политики в городе за последние 20 лет. По словам заместителя руководителя Центра организации дорожного движения правительства Москвы Александра Полякова, за 1-2 года, которые Москва потратила на исправление ошибок, избавиться от пробок на дорогах и в метро просто невозможно. О многих реализуемых проектах москвичи уже слышали, но пока еще не имеют возможности ими пользоваться. Поэтому их вроде и не существует.

«Непосредственно для того, чтобы сделать удобными железнодорожные перевозки, сделать удобными электрички, сейчас существует программа создания московской кольцевой железной дороги, на которой будут построены транспортно-пересадочные узлы, на которых люди смогут дальше доезжать до места своего назначения. Кроме того, строятся дублеры, дополнительные ветки железных дорог. Это определенным образом разгрузит метрополитен», - заявил эксперт.

Тем не менее, единого решения по спасению Москвы от угрозы транспортного коллапса во время «ночных дебатов» так и не было найдено. Сделать Москву идеальным городом для автомобилистов и сохранить ее исторический облик практически невозможно.

Тем же, кто так жить дальше не может, эксперты советуют выбрать одно из двух бесспорных решений. «Если ты каждый день стоишь в пробке два часа, то смени или место жительства, или место работы, или средство передвижения», - настаивает Михаил Крейстман.

Заместитель руководителя Научно-исследовательского института автомобильного транспорта Дмитрий Енин уверен, что идти на столь категоричные меры не стоит. В конце концов, коллапса может и не быть.

«Есть такая расхожая среди строителей фраза: «Сначала человек строит города, а потом приспосабливается к ним», и поэтому в этой части я оптимист, какая бы ни была ситуация, даже при ведении военных действий человек приспосабливается. Безусловно, в транспортной системе есть проблемы, которые нужно решать. Город – это живой организм, когда он дает возможность человеку развиваться, создаются пешеходные зоны, что мы наблюдаем в городе Москве. Уделяется внимание развитию общественного транспорта. Есть реальная попытка создать удобные условия. Понятно, перспективы отдаленные, не все сразу. И каждый элемент нужно отслеживать на каждом этапе развития. Будет ли лучше, мы с вами можем увидеть только по результатам реализации тех или иных решений. И международная практика показывает, что бывают ситуации, которые оцениваются в проектах положительно, но эффект по факту отрицательный, и наоборот. Поэтому предсказать, что будет, достаточно тяжело».

Алексей Матвеев