branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Дыры на дорогах внушили оптимизм

Грыжи на шинах, погнутые диски – значит, началась весна. Но на этот раз в Москве дела обстоят лучше...
Дыры на дорогах внушили оптимизм
Дыры на дорогах внушили оптимизм
Весну ждут все, а вот расплачиваться за ее появление почему-то приходится только аллергикам и автомобилистам. Снег сходит, оставляя после себя наполненные водой рытвины и из года в год воскрешая шутку по недавнюю войну или бомбежку. Грыжи на шинах, погнутые диски – типичная сезонная симптоматика. Впрочем, этой весной в Москве состояние полотна лучше, чем обычно, что отмечают эксперты-общественники, чиновники ЖКХ и даже ГИБДД, насчитавшая в российской столице всего около полутысячи ям.

Как в Европе

Многие наверняка удивятся такому выводу, но асфальт, уложенный в 2011-2012 гг., выдержал испытание аномальной зимой. Об этом накануне заявил заместитель мэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков. «Локальных разрушений на этом асфальте нет», - указал он, добавив, что многочисленные рытвины, на которые жалуются столичные водители, встречаются только на полотне трехлетней и более давности. «Особенно в дворовых территориях, где по 20-25 лет не перекладывали асфальт», - отметил глава комплекса городского хозяйства, пообещав, что вскоре город войдет в постоянный трехлетний цикл замены асфальта.

Глава «Синих Ведерок» Петр Шкуматов склонен с ним согласиться: «В целом, прошлогодний асфальт выдержал. Но только там, где он был уложен с соблюдением технологий, а не в лужу. Например, при ремонте вылетных магистралей приличия еще соблюдались. А второстепенные дороги, которые вызывают больше всего вопросов у автомобилистов, ремонтировались какими-то людьми, которые и по-русски не говорят. Они клали асфальт лопатой и выравнивали потом катком. Качество работ просто удручающее».

Впрочем, можно утешиться тем, что трястись весной по ямам приходится и европейцам, чьим дорогам так завидуют отечественные автомобилисты – немцам, бельгийцам и норвежцам. Словом, жителям стран со схожим климатом. Такое мнение высказал заместитель руководителя экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков.

Дыры на дорогах внушили оптимизм


«Любое асфальтовое покрытие плохо выдерживает перепад температур. Точно такая же ситуация с асфальтом наблюдается в европейских странах со схожим климатом - Германии, Бельгии, Норвегии. Можно спорить о количестве ям и сроках их заделки, но в целом от этой проблемы никуда не уйти. Тем более что климат там все-таки мягче. Я прожил год в Норвегии – температурный режим там зимой ровный, без резких перепадов. Асфальт плохо переносит именно частые переходы через 0 – а ведь это типичная наша зима», - заметил эксперт.

«На втором месте стоят вопросы технологии – нарушение правил укладки асфальта. Плохой битум, который делается по устаревшим советским ГОСТам. Старое полотно у нас снимается, зачастую, отбойными молотками, а не фрезеруется. Значит, новый асфальт на подложку ровно уже не ляжет. Ну и воруют, конечно. Но, в целом, асфальтовое покрытие у нас нормальное. В Москве, я имею в виду. А существующие проблемы решатся за апрель-май», - уверен Мухортиков.

Ищет милиция, ищут фотографы…

Этой весной на розыск ям на дорогах Москвы были брошены силы дорожной полиции – за два апрельских дня инспекторы запротоколировали 460 недостатков асфальтового полотна и выдали 253 предписаний их устранить. ГИБДД призывает водителей не оставаться в стороне и, как выразилась автоинспекция, «в случае обнаружения новых ям» сразу же писать заявление на официальном сайте ведомства.

Но общественный проект «РосЯма» советует подавать жалобу не в ГИБДД, а в правительство Москвы. Разумеется, не забыв присовокупить фотографию. Дело в том, что мэрия обязана устранить дефект за 7 рабочих дней, в то время как ГИБДД по закону только отвечать на запрос может в течение целого месяца.

Дыры на дорогах внушили оптимизм


Напомним, кстати, что не все ямы являются таковыми с точки зрения государства. Дело в том, что в России, хотя многие считают иначе, продолжает действовать по-своему уникальный ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», принятый в 1993 г. и дающий точное определение выбоине.

Дефектом считается яма, превышающая по своим параметрам 15 см по длине, 60 см в ширину и 5 см в глубину. Если хоть один из этих показателей превзойден, она должна быть обозначена дорожными знаками и сигнальными огнями.

Деньги, зарытые в землю

Одно дело - читать оптимистичные заверения чиновников и реляции ГИБДД, другое - самому ездить по дорогам, которые словно заболели оспой. К тому же, в Московской области, судя по всему, ситуация значительно сложнее. С этим точно согласятся и водители, вынужденные по два раза на дню играть в пятнашки с внушительными рытвинами на Симферопольском шоссе, и те, кто живет восточнее. «На Володарке каждое утро обочины забиты несчастными, меняющими колеса», - делятся жители Подмосковья эмоциями от наступления весны.

На севере не лучше. «Я давно не ездил по Москве, но Дмитровское и Осташковское шоссе - это просто кошмар. Трассы принялись латать месяц назад, во время первых оттепелей, и к этому времени все заплатки уже повыбивало», - рассказал нам председатель московского областного Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров.

Таких историй, безусловно, в избытке и у жителей других направлений, и перечислять все не имеет смысла. Интереснее другое – кто заплатит, если из-за ямы произошло ДТП. Генеральный директор «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников заверил Autonews.ru, что возмещать убытки обязана дорожная организация, в ведении которой находится аварийный участок полотна.

Дыры на дорогах внушили оптимизм


«Очевидно, отвечать должны они. Но вам придется обосновать в суде, что ДТП произошло из-за неудовлетворительного состояния дорожного полотна. Для этого необходимо, не трогая машину с места, как при обычной аварии, вызвать наряд ГИБДД. При составлении протокола убедитесь, что инспектор не забыл нарисовать на схеме яму. Хорошо бы заснять место происшествия и заручиться свидетелями. После этого нужно взять справку о ДТП, определить, кто именно отвечает за дорогу – и можно подавать на них в суд», - заявил эксперт.

От себя добавим, что довольно часто автоинспекторы в таком случае говорят: в ДТП виноват сам водитель – не соблюдал скоростной режим, иначе бы машина не получила повреждения. Но и здесь опускать руки рано. «Даже если сотрудники фиксируют вашу вину, смело получайте постановление, его можно легко оспорить», - говорит блогер Autonews.ru, автоадвокат Рагим Рзаев.

Иначе обстоит дело, если автомобиль застрахован по КАСКО: тогда заплатят не дорожники, а страховая компания. Впрочем, по мнению Тюрникова, это лишь вопрос времени – подсчитав убытки, страховщики рано или поздно начнут судиться с ремонтными компаниями.

«Сейчас страховые компании фактически не пользуются тем, что к ним переходит право судебного требования от пострадавшего автомобилиста. Они еще не научились его реализовывать. Но за этим будущее, я уверен. Процент машин, поврежденных на плохих дорогах, очень высок. В настоящий момент страховщики платят из своего кармана, так как боятся судиться с государством. Но, в конце концов, они будут вынуждены так поступить. И это будет хорошим знаком: дорожникам придется строить качественные дороги. Да и цена на КАСКО наверняка снизится», - считает эксперт.

Алексей Сивашенков