branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Опасное вождение придумают и за него накажут

Эксперты так подвели итоги заседания, где Медведев предложил вернуться к теме агрессивного вождения: новые штрафы на старых дорогах...
Когда тема безопасности дорожного движения затрагивается на президентском или правительственном уровне, российские автомобилисты знают – жди беды, потому как чаще всего эти обсуждения сводятся к очередным ужесточающим инициативам. Не стало исключением и состоявшееся в пятницу, 29 марта, совещание премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с участием глав МВД и ГИБДД, депутатов и членов «открытого правительства». На этом мероприятии премьер, в частности, предложил вернуться к теме агрессивного вождения, для чего, правда, сначала депутатам придется разобраться, что это такое. Вместе с тем значительная часть мероприятия была посвящена VIP-нарушителям, которых, если это чиновники, Медведев хочет увольнять.

«С феодализмом пора кончать»

Тридцать тысяч человек ежегодно гибнет на скверных российских дорогах, где, к тому же, царят самые дикие «блатные» порядки – так, вкратце, можно резюмировать повестку прошедшего совещания. Тема социальной несправедливости - впервые после приснопамятной войны с «мигалками» 2010 г. – зазвучала на государственном уровне.

Приведенная на заседании статистика Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в самом деле, шокирует: 40% злостных нарушителей ПДД в Москве имеют статус «неприкасаемых», обеспеченный им госномерами специальных серий (опрос был проведен среди инспекторов ГИБДД).

Простые россияне, в свою очередь, убеждены, что чаще других правила нарушают «силовики» и депутаты. При этом 70% опрошенных заявили, что избегать проблем с полицией высокопоставленным нарушителям помогают служебные удостоверения. Еще 28% респондентов отметили, что «корочки» если и не решают проблему целиком, то все равно могут поспособствовать. Отметив масштаб проблемы, Дмитрий Медведев предложил увольнять зарвавшихся чиновников: «Уволить, вот это поможет, - заявил он. – Прокурор – значит, пошел вон; еще кто-то из соответствующего списка — значит, до свидания».

«И не за должностные правонарушения: может быть, он и человек идеальный, но, если он этими вещами пользуется, к нему возникают вопросы. С подобными проявлениями феодализма необходимо кончать», - подчеркнул Медведев.

Однако координатор движения «Синих Ведеров» Петр Шкуматов, присутствовавший на совещании, заявил Autonews.ru, что вся эта риторика производила впечатление «бессистемных заявлений».

«Пятьсот тысяч «блатных» машин в одной Москве. Это не отдельные какие-то «плохиши», это и есть вся существующая «вертикаль». Что с ними делать? Насколько я понял, у Медведева нет четкого представления об этом. Он взял с потолка и предложил уволить 50 чиновников. Видимо, 51-й уже может спать спокойно. По-видимому, ничего не изменится, ведь речи о тотальном отказе от «мигалок» не было», - заявил эксперт.

Отметим, что количество машин со спецсигналами в ближайшее время только возрастет - право оснащать свои автомобили «мигалками» получил Госнаркоконтроль. Ведомство планирует оборудовать 22 автомобиля.

Агрессия на дорогах: понять и не прощать

Любопытно, что Дмитрий Медведев обошел молчанием тему «промилле» - хотя на совещании присутствовала глава Комитета безопасности Госдумы Ирина Яровая (автор скандального «антиалкогольного» законопроекта, принятого в первом чтении). Вместо этого он предложил депутату подумать над внесением в закон «О безопасности дорожного движения» определения «опасного вождения».

«Я не возражаю против попытки, хотя не уверен, что это легко получится, разграничить так называемые опасное вождение и неосторожное вождение. Потому что очевидно, что тот человек, который сознательно идет на злостное нарушение скоростного режима, он не имеет умысла на совершение тяжких телесных повреждений или тем более убийства других лиц, но у него есть умысел на грубое нарушение правил дорожного движения. Криминализовать этот состав или нет — это вопрос к законодателям», - заявил Медведев.

«Давайте подумаем, если вы считаете, что для этого созрели предпосылки, — продолжил он. - Правительство это поддержит. В ряде стран это есть и это дает свои плоды. Давайте это обсудим, и, если это эффективно, давайте попробуем пойти по этому пути, хотя не все санкциями решается».

Чтобы противодействовать дорожным хулиганам, премьер-министр предложил автомобилистам объединяться в «позитивные коалиции», содействующие дорожной полиции в выявлении нарушителей. В качестве примера такой работы Медведев привел случай из собственной жизни: в 1990-е годы он выехал за рубеж с друзьями – и их автомобиль был остановлен за превышение скорости, хотя на глаза полиции они не попадались.

«Никакой видеофиксации не было, скоростемеров не было, — рассказал премьер. — Нам один или два раза попались навстречу машины — это вот и есть пример той самой «позитивной коалиции»: добропорядочный иностранный гражданин успел добежать до дорожной полиции и «стуканул».

Напомним, что идея ввести ответственность за «агрессивное вождение» уже давно муссируется в Думе. Первыми об этом заговорили депутаты фракции ЛДПР – хотя их проект и был отклонен, он собрал множество положительных отзывов. Да и сама причина отказа была достаточно формальна - прежде чем вносить изменения в КоАП, необходимо определить само понятие «агрессивного вождения» в ПДД.

Направо под «красный»

Впрочем, одно дело – выдумывать новые наказания, а уже совсем другое – на деле обеспечивать их неотвратимость. Об этом собравшимся напомнил временно исполняющий обязанности губернатора Московской области Андрей Воробьев. По его словам, каждый второй штраф сегодня остается неоплаченным. Воробьев предложил подумать над механизмом, который позволил бы эффективно взимать штрафы: «За нарушения правил дорожного движения должно быть не только наказание, но и механизм взыскания этого штрафа. Мое предложение заключается в том, чтобы внимательно посмотреть и предусмотреть такой формат».

В свою очередь, глава ГИБДД России Виктор Нилов заявил, что в ближайшее время собирается озвучить идею «легализации» правого поворота на запрещающий сигнал светофора, в обход дополнительной секции. Для этого на всех светофорах будет размещено графическое изображение «вечногорящей» зеленой стрелки.

Петр Шкуматов подвел итоги заседания для Autonews.ru: «Все свелось к следующему: понятно, что люди на дорогах гибнут по двум основным причинам – плохое состоянии трасс и нарушение правил. Так вот, большая часть собравшихся заявляла, что дороги – исконная беда России. И что-то улучшить можно, только введя драконовские меры по отношению к водителям. Мол, пусть они хорошо ездят по плохим дорогам».

«Я не знаю, к чему склонится Медведев, но эта позиция для него крайне выгодная: ведь увеличение штрафов не требует ни строительства внеуличных переходов, ни отбойников, ни реконструкции полотна – ничего. Повысил штрафы раз в десять и вроде провел работу на благо общества», - резюмировал эксперт.